Дело № 2-221/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2015 года город Мезень
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Воробьевой М.В.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились с иском к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований указали, что являлись членами семьи ФИО2, которая состояла в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. Решением администрации МО «Мезенский район» отказано в удовлетворении заявления ФИО3 о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Истцы считают, что данное решение является незаконным, поскольку после смерти ФИО2 они как члены семьи последней сохраняют право состоять в очереди «инвалиды, инвалиды с детства» с момента постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что на момент смерти ФИО2 законодательством не было предусмотрено сохранение за членами семьи умершего очередника в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки по той же категории, что и умерший очередник. Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в Закон, вступившие в силу с 01.01.2012. В соответствии со ст.1 Закона в новой редакции в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи. ФИО2 умерла в 2008 году, в связи с чем право на получение субсидии за членами семьи гражданина, состоящего на учете, и умершего до ДД.ММ.ГГГГ не сохраняется.
Третье лицо Министерство промышленности и строительства Архангельской области извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2, как инвалид первой группы, состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи: она, ФИО3 (сын), ФИО1 (невестка), ФИО4 (внук), ФИО5 (внук).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья администрации МО «Мезенский район» истцы переведены в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата с учетом очередности предоставления жилищных субсидий по категории «пенсионеры». Сведения о направлении истцам уведомления о переводе их из списка по категории «пенсионеры» истцам не направлялись, как и уведомления о рассмотрении данного вопроса.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о восстановлении членов семьи умершей ФИО2 в очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, по очередности – «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства».
В письме от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес истца, ему сообщено об отказе в удовлетворении данного заявления.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года.
До внесения указанных изменений Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО9, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названных норм материального права, члены семьей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семьей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Такое толкование вышепоименованных норм законов дал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении № 34-КПЗ-1 от 12.03.2013 по делу по иску Алейник И.Л. к министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии.
Статья 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий. Так в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства. Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно статье 3 вышепоименованного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину один раз.
Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5 ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области»).
В соответствии с п.21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становиться один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Таким образом, ФИО2 подлежала исключению из очереди «инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства», однако за членами ее семьи ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.
При таких обстоятельствах, требования истцов о восстановлении в очереди «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат удовлетворению в части восстановления в очереди по категории «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский муниципальный район» восстановить ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 как членов семьи умершей ФИО2 в очереди «инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства» на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации муниципального образования «Мезенский район» в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области.
Председательствующий М.В.Воробьева