Дело № 2-5296/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности включить в список детей-сирот подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истица обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование указав, что она является круглой сиротой на основании постановления председателя администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Она достаточно не владела информацией о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, во время не встала на очередь до 23 лет, когда училась в школе-интернате, то ее на очередь не поставили. В закрепленном за ней в жилом помещении давно живут другие люди.
Поскольку она находится в трудной жизненной ситуации и так как остро нуждается в жилье, несколько раз обращалась в Агентство по делам семьи и детей РТ о постановке на учет и о предоставлении жилого помещения вне очереди. На что ей говорили, что ведется проверка по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, результат сообщат дополнительно. В настоящее время с ребенком проживает в съемном жилом помещении, в связи отсутствием финансов она не может себе позволить приобрести жилье.
Полагает, что на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» она имеет право на предоставление ей жилья.
Просит обязать ответчика поставить ее на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ей жилое помещение по месту жительства не ниже нормы предоставления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу произведена замена ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на Министерство образования Республики Тыва.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила удовлетворить, также пояснил, что с заявлением о включении ее в реестр-список детей-сирот подлежащих обеспечением жилыми помещениями в какие-либо органы не обращалась.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва Д не согласилась с исковыми требованиями, просила отказать, поскольку истице не состоит в очереди на получение жилого помещения.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ).
Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно абзацам третьему и четвертым ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ изложена в иной редакции. Этим же законом признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 названного Федерального закона действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Однако отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению. Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований истица Ч ссылается на то, что после лишения матери родительских прав в отношении нее была оформлена опека, образовательные учреждения и орган опеки и попечительства не приняли мер по защите ее прав и не поставили своевременно на учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Также она не владела информацией о необходимости постановке на учет в качестве нуждающегося жилья, в связи с чем во время не встала на очередь до 23 лет.
Исходя из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанной Обзоре, а также доводов истца юридически значимыми для правильного разрешения данного спора являются следующие обстоятельства: относится ли истец Ч к категории детей, оставшихся без попечения родителей, назначался ли истцу опекун (попечитель); имело ли место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном (попечителем), органом опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и (или) воспитывался истец; позволяло ли объективно состояние здоровья истца своевременно встать на учет нуждающейся в жилом помещении; предпринимал ли истец до достижения возраста 23 лет попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; имел ли место незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ч родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью указана ФИО2, отцом ФИО1 (запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно решению Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении детей Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Ч устроена в Республиканскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отца у нее нет, мать является инвалидом с детства. В пункте 2 постановления указано, что малолетняя имеет жилую площадь по <адрес>.
Из справки отдела опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно признана без попечения родителей вследствие смерти отца и инвалидности 3 группы матери, находилась на полном государственном обеспечении, обучалась и воспитывалась в ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичного содержания справка также выдана Министерством образования и науки Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Министерства образования Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что Ч в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Республики Тыва не состоит, так как заявления о включении не поступало.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о том, что правообладателю Ч на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес>
Следовательно, в силу абзаца 3 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ истица являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, однако доказательств о ненадлежащем выполнении органом опеки и попечительства обязанностей по защите ее прав в период, когда она была несовершеннолетней ее предоставлено.
Кроме того, в пункте 2 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что малолетняя имеет жилую площадь по <адрес>.
Доказательств того, что истец по достижении 18 лет по уважительным причинам своевременно не встала учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо ей было отказано в постановке на учет, суду также не предоставлено.
Таким образом, поскольку судом установлено, что до достижения 23 лет Ч с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения с в суд с настоящим иском ей исполнилось 28 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы истца о том, что она не встала на учет в связи с тем, что не знала норм действующего законодательства, поэтому воспользовалась предусмотренной законом социальной гарантией в виде обеспечения вне очереди жилой площадью, не могут быть приняты во внимание.
Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Вопреки доводам истицы, объективных причин, которые бы препятствовали ей обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и доказательств в их подтверждение, последней не представлено.
Доказательств того, что истец с 18 лет и до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и при этом имел место незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, суду также не представлено. Поскольку до достижения возраста 23 лет истец для реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должен был обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, а по достижении возраста 23 лет он уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, то производные требования о предоставлении жилого помещения также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Ч (паспорт №) к Министерству образования Республики Тыва (ИНН № о возложении обязанности включить в реестр-список детей-сирот подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2022 года (с учетом выходных дней).
Судья Е.Н. Боломожнова