Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2011 года город Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Григорьева Д.Ю., при секретаре Омаровой А.М., с участием заявителя Шахбанова Д.Н. и представителя должностных лиц – старшего лейтенанта юстиции Бамматова Б.Б., рассмотрев гражданское дело № 268/11 по заявлению военнослужащего войсковой части 7629 старшего прапорщика Шахбанова Далгата Набигулаховича об оспаривании действий командования и председателя жилищно-бытовой комиссии той же воинской части, связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Шахбанов обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части 7629 и обязать ответчиков отменить протокол указанной жилищной комиссии от 18 мая 2011 года № 7 в части, касающейся отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, заявитель просил обязать ответчиков поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с 18 марта 2011 года, со дня подачи им рапорта.
В судебном заседании Шахбанов поддержал требования и доводы, изложенные в его заявлении, кроме того, пояснив, что при подаче рапорта о принятии его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, им были приложены все необходимые для этого документы, в том числе и справки об отсутствии у него или кого-либо из членов его семьи жилого помещения, однако жилищной комиссией войсковой части 7629 ему было безосновательно отказано в этом.
При таких обстоятельствах заявитель полагал нарушенными свои права в сфере жилища и просил суд удовлетворить его требования в полном объеме.
Также, Шахбанов пояснил, что командир войсковой части 7629 указан им как заинтересованное лицо, ввиду утверждения оспариваемого им решения жилищно-бытовой комиссии.
Представитель должностных лиц Бамматов возразил против требований Шахбанова и в обоснование своих доводов пояснил, что поскольку заявитель, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, до 1 марта 2005 года не обращался к командованию воинской части о признании его нуждающимся в жилом помещении, то его обращение за таковым в апреле 2011 года, подпадает под часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации которой определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах представитель должностных лиц, сославшись на распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 года № 4/22-4186, установившее запрет на постановку на жилищный учет военнослужащих, не состоявших на жилищном учете во внутренних войсках МВД России до 1 марта 2005 года, полагал законным отказ жилищно-бытовой комиссии войсковой части 7629 в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и просил суд отказать в удовлетворении требований последнего.
Заслушав объяснения заявителя и представителя должностных лиц, а также исследовав материалы дела, суд находит заявление Шахбанова подлежащим удовлетворению.
В суде установлено, что Шахбанов, проходя военную службу по контракту в войсковой части 7629, 28 апреля 2011 года обратился с рапортом к командиру той же воинской части о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в чем ему было отказано решением жилищно-бытовой комиссии указанной воинской части.
Кроме того, судом установлено, что Шахбановым представлены в жилищно-бытовую комиссию документы об отсутствии у него и членов его семьи прав на недвижимое имущество.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании документами.
Так, в соответствии с копией послужного списка и справкой о составе семьи Шахбанова, последний с 1996 года по настоящее время проходит военную службу по контракту на разных воинских должностях, в том числе с 2004 года в воинских частях 102 ОБрОН.
Согласно рапорту заявителя от 28 апреля 2011 года, Шахбанов обратился к командиру указанной воинской части с просьбой о постановке его и членов его семьи (всего четыре человека) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с копиями справок бюро технической инвентаризации и регистрационной палаты, заявитель и члены его семьи прав на недвижимое имущество не имеют.
Как следует из выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 7629 от 18 мая 2011 года, Шахбанову отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как военнослужащему, не вставшему на жилищный учет до 1 марта 2005 года.
В судебном заседании представитель должностных лиц пояснил, что указанное в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии основание отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий является единственным при принятии такового решения.
Исходя из изложенного суд считает данное решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 7629 незаконным.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 15 того же Закона, жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 12 февраля 2010 года № 75, учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется УРиС тыла главкома внутренних войск МВД России, квартирно-эксплуатационными службами (частями) подразделений внутренних войск по спискам, утвержденным командиром (начальником).
Из пункта 19 той же Инструкции следует, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подаются: рапорт, справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Кроме того, пунктом 22 указанной Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
По смыслу приведенных выше норм, обязанность по обеспечению жильем военнослужащих как в период прохождения ими военной службы, так и при увольнении, полностью лежит на органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, поскольку Шахбанову решением жилищно-бытовой комиссией войсковой части 7629 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он не встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года при отсутствии других оснований для принятия такого решения, то суд в этой части признает незаконными действия жилищно-бытовой комиссии, а протокол жилищно-бытовой комиссии указанной воинской части от 18 мая 2011 года № 7 подлежащим отмене касательно решения в отношении Шахбанова, так как заявитель, будучи военнослужащим, нуждающимся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1 части 1 стать 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, действуя в соответствии с инструкцией «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» обратился с рапортом и предоставлением всех необходимых документов к командиру войсковой части 7629 для признания его нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем подлежал принятию на жилищный учет указанной воинской части.
При этом, суд оценивает критически ссылку представителя должностных лиц на распоряжение главкома внутренних войск МВД России, поскольку содержащийся в нем запрет противоречит приведенным нормам законов Российской Федерации, которые по своему статусу обладают высшей юридической силой.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Шахбанова Далгата Набигулаховича, – удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 7629 от 18 мая 2011 года № 7 в части отказа Шахбанову Д.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать указанную жилищную комиссию отменить его.
Обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части 7629 признать Шахбанова Д.Н. и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений с момента подачи им рапорта – 28 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 22 июня 2011 года.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Д.Ю. Григорьев
Секретарь судебного заседания А.М. Омарова