Дело № 2а-4785/2019
УИД 21RS0023-01-2019-005618-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., с участием прокурора Березиной Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»,
установил:
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В обосновании иска указано, что района дата проведена проверка исполнения требований миграционного законодательства, а именно сайтов, на которых беспрепятственно осуществляется продажа паспортов Российской Федерации.
В ходе проверки выявлены следующие Интернет – страницы:
------
------
------
------
------ которых предложено путём заказа приобрести за плату паспорт гражданина Российской Федерации.
Информация на указанных Интернет-страницах доступна на территории Российской Федерации. Вход на страницы свободный, регистрации пользователей не требуется.
Ссылаясь положения ФЗ ----- от дата «Об информации, информационных технологиях и защите информации», заявляет вышеуказанные требования.
Учитывая, что сайт ------ внесен в Единый реестр по решению от дата по делу ----- Октябрьского районного суда адрес, доступ к странице ограничен, производство по делу о признании информации, содержащейся на Интернет-странице ------ прекращено определением суда от дата.
Представитель административного истца прокурор Березина Е. А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административные ответчики Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что по состоянию на дата получить доступ к ресурсу ------ не представилось возможным; адрес ------ внесен в Единый реестр по решению от дата по делу ----- Октябрьского районного суда адрес, доступ к странице ограничивается.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Аналогичное содержится в Указе Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", где указано, что паспорт гражданина Российской Федерации, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 828 от 8 июля 1997 года «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» определены выдача, получение и замена документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Согласно п. 10, 11 вышеуказанного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; две личные фотографии размером 35 x 45 мм.
Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, в том числе паспорта гражданина РФ, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
Из представленного акта осмотра ----- следует, что помощником прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований миграционного законодательства в сети Интернет, а именно сайтов, на которых беспрепятственно осуществляется продажа паспортов Российской Федерации.
К материалам дела приложены скриншоты указанных Интернет-страниц, откуда следует, что на них представлена информация о продаже паспортов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Информация, размещенная на сайте:
------ на дату рассмотрения дела в суде недоступна. Соответственно, в удовлетворении требований прокурора в части признания указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» удовлетворить частично.
Признать информацию, содержащуюся в информационно – коммуникационной сети Интернет на сайтах:
------
------
------
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении его в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии: адрес) для внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» на сайте
------ отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья Е.В. Шопина
Мотивированное решение составлено 27 сентября 2019 года.