Решение по делу № 33-15662/2022 от 22.09.2022

Судья Гарифинов М.Р. УИД 16RS0005-01-2022-000185-42

Дело № 2-102/2022

Дело № 33-15662/2022

                                  Учет № 076г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2022 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Новосельцева С.В., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ахатовым А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллиной Р.Р. на решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:

уточненные исковые требования Крылова Алексея Сергеевича к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о досрочном назначении пенсии удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан об отказе в назначении Крылову Алексею Сергеевичу досрочной страховой пенсии по старости от 12 января 2022 года
№ 1064522/21 необоснованным.

Обязать Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан включить в специальный стаж Крылова Алексея Сергеевича, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в должности начальника караула в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району.

Обязать Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан назначить и выплатить Крылову Алексею Сергеевичу досрочную страховую пенсию по старости с 16 декабря 2021 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Крылов А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее ПФР, пенсионный орган) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 16 декабря 2021 года обратился в клиентскую службу Пенсионного фонда Алькеевского района с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением отдела ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в виду отсутствия требуемого стажа на должностях Государственной противопожарной службы 25 лет (выработано 22 года 8 дней, а при условии предоставлении индивидуальных сведений за период с 1 января по 15 декабря 2021 года стаж составит 22 года 11 месяцев 22 дня).

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды:

- прохождения военной службы в рядах Советской армии по призыву с 25 октября 1985 года по 22 декабря 1987 года;

- с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району, поскольку согласно сведениям индивидуального лицевого счета формы СЗИ-НВП от 17 февраля 1999 года данный период работы отражен без указания кода особых условий труда.

Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, в связи с чем просит суд обязать ПФР включить период прохождения военной службы в рядах Советской Армии по призыву с 25 октября 1985 года по 22 декабря 1987 года, а также период работы с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением - 16 декабря 2021 года.

В судебном заседании истец Крылов А.С. и его представитель заявленные требования уточнили, отказавшись от требований в части включения в специальный стаж периодов службы в рядах Советской Армии по призыву с 25 октября 1985 года по 22 декабря 1987 года, просили включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району.

Представитель пенсионного органа в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал о несогласии с заявленными истцом требованиями, пояснив, что спорный период работы истца с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку предусмотрено досрочное установление пенсии в случае работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С 1 января 2005 года осуществлено разделение государственной противопожарной службы на противопожарную службу субъекта РФ и федеральную противопожарную службу. И только в соответствии с приказом Главного Управления МЧС РФ по РТ от 13 июля 2007 года № 398 на основании доверенности МЧС России на территории Республики Татарстан были созданы территориальные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России – отряды и пожарные части, периоды работы в которых включаются в стаж на соответствующих видах работ. Кроме того, Крылов А.С. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования с 17 февраля 1999 года и согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения за спорные периоды работы не подтверждены кодом «особые условия» на соответствующих видах работ.

Судом в приведенной выше формулировке принято решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Определением Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года принят отказ Крылова А.С. от иска в части требований о включении в специальный стаж работы периода прохождения военной службы в рядах Советской армии по призыву с 25 октября 1985 года по 22 декабря 1987 года. Производство по делу в данной части прекращено.

В апелляционной жалобе пенсионный орган ставит вопрос об отмене решения суда как необоснованного, противоречащего требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, также принятым с нарушением норм материального права и принятии нового решения. В обоснование указывается на то обстоятельство, что в спорный период работы истца Управление МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району не входило в структуру Государственной противопожарной службы МЧС России.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещены. Представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, 16 декабря 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением работы на должностях Государственной противопожарной службы.

Решением от 12 января 2022 года за № 1064522/21 Крылову А.С. отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, который по подсчетам ответчика составляет 22 года 11 месяцев 22 дня. В специальный стаж не включены периоды работы с 1 июля 2004 года по 31 июля 2007 года в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району, поскольку в указанный период пожарная часть, где работал заявитель, была отнесена к противопожарной службе субъекта РФ, а не к системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полагая, что его права нарушены, Крылов обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алькеевского района Республики Татарстан, в котором работал истец в период с 1 июля 2004 года по 24 июня 2006 года в должности начальника караула, а также Управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по Алькеевскому муниципальному району, в котором работал истец в период с 25 июня 2006 года по 31 июля 2007 года в должности начальника караула, относились к структуре федеральной противопожарной службы.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным решением суда, полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года
№ 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обладают.

Судебная коллегия полагает, что юридически значимыми обстоятельствами, имеющими значение для дела в данном случае является выяснение обстоятельств какими полномочиями в области пожарной безопасности обладали организации, в которых осуществлял трудовую деятельность истец, а также источник и порядок их финансирования и, исходя из этого установить входят ли в спорные периоды подразделения противопожарной службы, в которых работал истец, в систему Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со справкой Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 19 августа 2020 года № 748-23-32-16 ОППО-10 была переименована в Алькеевскую пожарную часть на основании приказа УГПС МВД Республики Татарстан от 1 октября 1994 года № 254.

На основании приказа от 30 апреля 2004 года № 299 с 1 июля 2004 года Алькеевская пожарная часть ГПС МЧС Республики Татарстан переименована в Управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Алькеевского района.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 24 июня 2006 года № 366 с 1 августа 2006 года Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алькеевского района переименовано в Управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Алькеевского муниципального района.

Таким образом, в спорный период работы истца пожарная часть, где работал Крылов А.С., в структуру федеральной противопожарной службы не входила.

Кроме того, в ответ на запрос судебной коллегии Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан работа истца в спорный период в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, не подтверждена.

Вместе с тем, поскольку изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступили в законную силу только с 1 января 2005 года, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода после 1 января 2005 года у суда первой инстанции не имелось и обжалуемое решение в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 12 января 2022 года № 1064522/21 об отказе во включении в специальный стаж Крылова Алексея Сергеевича, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 1 января 2005 года по 31 июля 2007 года в должности начальника караула в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данного требования истца.

Принимая во внимание, что без включения данного периода у Крылова А.С. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии, оснований для возложения на ПФР обязанности по ее назначению также не имелось, в связи с чем решение суда в данной части также подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 и пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года по данному делу отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 12 января 2022 года № 1064522/21 об отказе во включении в специальный стаж Крылова Алексея Сергеевича, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 1 января 2005 года по 31 июля 2007 года в должности начальника караула в Управлении МЧС РТ по Алькеевскому муниципальному району, возложении на Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан обязанности по включению указанного периода в специальный стаж Крылова Алексея Сергеевича, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 декабря 2021 года.

Принять в данной части новое решение об отказе Крылову Алексею Сергеевичу в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года по данному делу оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-15662/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Крылов Алексей Сергеевич
Ответчики
Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Новосельцев Сергей Викторович
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
22.09.2022Передача дела судье
10.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023Передано в экспедицию
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее