ДЕЛО № 2а-2688/19
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
г. Темрюк 21.10.2019г.
Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе: Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства Темрюкского районного суда Краснодарского края Матвиенко Л.Ю.
С участием административного истца Боровинских О.Л.
Представителя административного ответчика администрации МО Темрюкский район, действующего по доверенности Пивень А.А.
Рассмотрев материалы дела по административному иску Боровинских О.Л. к администрации МО <адрес> об оспаривании действий органа местного самоуправления по выдаче незаконного уведомления от 24.09.2019г.,
УСТАНОВИЛ:
Боровинских О.Л. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 16.09.2019г. она обратилась к ответчику с просьбой выдачи ей разрешения для строительства жилого дома на вышеуказанном земельном участке, однако, уведомлением от 23.09.2019г. начальника Управления архитектуры и градостроительства МО <адрес>, ей было отказано в выдаче разрешения на строительство, по тем основаниям, что планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства располагается в санитарно-защитной зоне предприятий, производств и объектов, а земельный участок относится к автомобильной дороге регионального значения <адрес> – <адрес>, и находится в санитарно-защитной зоне. По мнению истицы, действия администрации МО <адрес> незаконны, и в обоснование своих доводов она сослалась на выписку из ЕГРН от 19.06.2019г., ответ Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от 10.09.2019г. №-ОП/19, ответ ГКУ КК «Краснодаравтодор» от 02.09.2019г. № НДФ, ответ <адрес> от 17.09.2019г., заключение Управления «Роспотребнадзор» территориального отдела в <адрес> от 26.08.2019г., указав также, что ссылки и действия ответчика на установленную санитарную зону по <адрес>, находятся в полном противоречии с действующим законодательством.
В связи с чем, истица обратилась в суд и просит признать действия и бездействия, а также решение от 24.09.2019г. №н администрации МО <адрес> не законными, не соответствующими требованиям «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №, а также обязать ответчика устранить нарушения ее прав и законных интересов и выдать ей разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома на принадлежащем ей земельном участке площадью 1301кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Административный истец Боровинских О.Л. в судебном заседании уточнила заявленные требования и просила суд признать незаконными действия администрации МО Темрюкский район по выдаче уведомления от 24.09.2019г. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, принадлежащем истице. В обоснование своих требований она сослалась на указанные в административном исковом заявлении обстоятельства.
Административный ответчик, представитель администрации МО Темрюкский район, действующий на основании доверенности Пивень А.И. (л.д.93), в судебном заседании административное исковое заявление не признал и просил отказать в его удовлетворении. Суду пояснил, что земельный участок, на котором планировалось возведение недвижимого имущества – индивидуального жилого дома, находится в санитарно-защитной зоне от автодороги регионального значения (ГП) ПЗЗ – санитарно-защитная зона (1/2). По своему функциональному назначению данные зоны являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03). Правила землепользования и застройки являются актом территориального планирования, нормы которого согласно общим принципам градостроительного законодательства направлены на недопущение причинения ущерба в будущем. Правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения Темрюкского района содержат ограничения по возможному осуществлению видов деятельности. В соответствии с правилами землепользования и застройки строительство объектов возможно при соблюдении требований документов территориального планирования и зонирования. 16.09.2019г. административный истец обратился с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного дома. 24.09.2019г. с учетом требований статьи 51.1 ГрК РФ административным ответчикам дан обоснованный отказ. Законом не предусмотрена обязанность администрации муниципального образования Темрюкский район в любом случае принять положительное решение о подготовке разрешения на строительство.
Заинтересованное лицо, представитель администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района в судебное заседание не явился. От И.О.Главы Запорожского сельского поселения Темрюкского района поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с вынесением решения на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст.23 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о благополучии населения) жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии со ст.12 Закона о благополучии населения при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 21.01.2019г. с отметкой о государственной регистрации недвижимости от 25.01.2019г. (л.д.9), истица Боровинских О.Л. является собственницей земельного участка площадью 1301 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Истица Боровинских О.Л. 16.09.2019г. обратилась в администрацию МО <адрес> с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на приобретенном ею для этих целей земельном участке (л.д.22-29). С разрешением на строительство истица не обращалась.
Уведомлением от 23.09.2019г. за №н за подписью начальника Управления архитектуры и градостроительства МО <адрес>, администрация МО <адрес> указала истице о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, так как в соответствии со сведениями, предоставленными администрацией Запорожского сельского поселения о том, что планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства располагается в санитарно-защитной зоне предприятий, производств и объектов и принадлежащий истице земельный участок относится к автомобильной дороге регионального значения <адрес>, и находится в санитарно-защитной зоне. На основании пункта 5 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2018г. №(с изм. от 30.05.2018г.), в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки (л.д.7-8).
Опровергая правомерность данного уведомления, истица Боровинских О.Л. предоставила суду ряд документов, ссылаясь на которые, просила признать оспариваемый отказ незаконным.
Согласно Выписке из ЕГРН, выданной 19.06.2019г., принадлежащий истице земельный участок не расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, в санитарно-защитной зоне, не имеет и иных обременений (л.д.10-13,14-18).
На основании информации ГКУ КК «КРАСНОДАРАВТОДОР» от 02.09.2019г. № НДФ, пописанной ведущим специалистом, установлено, что принадлежащий истице земельный участок, как и вся <адрес> в <адрес> до пер.Охотничьего, не относится к автомобильной дороге, регионального значения <адрес> и на балансе ГКУ КК «Краснодаравтодор», не состоит (л.д.19).
Указанная информация не является официальной и подписана не руководителем учреждения.
Согласно информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от 10.09.2019г. №-ОП/19, установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> в <адрес>, не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденный постановлением главы администрации <адрес> № от 30.09.2008г. и не состоит на балансе ГКУ КК «Краснодаравтодор», является автомобильной дорогой местного значения (л.д.20).
Как следует из информации <адрес> от 17.09.2019г. №-ОП/19 (л.д.32-34), со ссылками на Федеральный закон от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что для автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности <адрес>, установление санитарно-защитных зон не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно заключению Управления «Роспотребнадзор», территориального отдела в <адрес> от 26.08.2019г. № в территориальном отделе Управления «Роспотребнадзор» нет информации о наличии решения/постановления главного государственного врача об установлении санитарно-защитной зоны в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Тем не менее, из материалов дела следует, что земельный участок, на котором планировалось возведение недвижимого имущества – индивидуального жилого дома, находится в санитарно-защитной зоне от автодороги регионального значения (ГП) ПЗЗ – санитарно-защитная зона (1/2) (л.д.80).
Правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения, представленные в суд, утверждены решениями сессии Совета МО <адрес> от 19.03.2019г. за № и от 18.07.2019г за №, которые не отменены и действуют на момент вынесения судебного решения.
Пунктами 2.6, 2.9 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Следовательно, в соответствии с Законом о благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория (санитарно-защитная зона и зона санитарных разрывов) с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению данные зоны являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
На основании ст.23 Закона о благополучии населения, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Судом также установлено, что ограничения по использованию территории, на которой планируется размещать жилые дома отражены в Правилах землепользования и застройки Запорожского сельского поселения Темрюкского района, и данные Правила являются актом территориального планирования, нормы которого согласно общим принципам градостроительного законодательства направлены на недопущение причинения ущерба в будущем, что соответствует положению ст.1065 ГК РФ, которая предусматривает, что в Российской Федерации правовое регулирование направлено на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц, независимо от того, причиняется ли вред в настоящий момент, или есть угроза его причинения в будущем. Положение ст.1065 ГК РФ носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз.3 ст.12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
Как следует из ч.1 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения Темрюкского района содержат ограничения по возможному осуществлению видов деятельности. В соответствии с правилами землепользования и застройки строительство объектов возможно при соблюдении требований документов территориального планирования и зонирования и как гласит ст.30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как определено в ст.36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст.51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Судом достоверно установлено, что 24.09.2019г. с учетом требований Закона, административным ответчиком было направлено истцу обоснованное Уведомление от 24.09.2019г.
Согласно ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Как установлено в ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч.11.1 настоящей статьи: проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 ст.51 ГрК РФ установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, в качестве которых названы отсутствие документов, предусмотренных ч.7 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено в суде, истица за получением разрешения на строительство не обращалась и отказ в выдаче не получала.
В силу ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе: осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что административным ответчиком Боровинской О.Л. было дано обоснованное и законное Уведомление от 24.09.2019г., а ссылка истца на то, что администрацией МО Темрюкский район нарушаются его законные права не правомерна, поскольку сами по себе нормативные положения, предусматривающие обязанность соблюдения как исполнителем, так и органом местного самоуправления градостроительных регламентов, не могут рассматриваться как нарушающие права и интересы Боровинских О.Л.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В иске Боровских О.Л. к администрации МО Темрюкский район об оспаривании Уведомления о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства от 24.09.2019г. - отказать
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Мотивированное решение суда изготовлено 23.10.2019г.