УИД: 11RS0003-01-2022-003012-37
г. Сыктывкар Дело № 2-4/2024 (№ 33-6236/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Никитенковой Е.В.
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 2 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе ООО УК «Интинская» на решение Интинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым постановлено:
Возложить на ООО управляющая компания «Интинская» (ИНН <Номер обезличен>) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда:
Установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен>;
Провести поверку общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция по г. Инте Службы Республики Коми стройжилтехнадзора обратилась в суд с иском к ООО УК «Интинская» о возложении обязанности установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах: <Адрес обезличен>; обеспечить поверку общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен>.
В обоснование иска указано, что общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> отсутствуют; в многоквартирных домах <Адрес обезличен> общедомовые приборы учета имеют истекший срок поверки. В соответствии с информацией АО «Коми энергосбытовая компания» заявок от ООО УК «Интинская» о вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя по горячему водоснабжению в указанных домах не поступало.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ПАО «Т Плюс» и Администрация МО «Инта» Республики Коми.
В ходе производства по делу ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие у ГЖИ полномочий выступать в рассматриваемом деле в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем исковое заявление должно рассматриваться в Арбитражном суде <Адрес обезличен>. Также указал, что в связи с ненадлежащей температурой теплоносителя, поставляемого в указанные в иске многоквартирные дома, потребители вынуждены сливать остывший теплоноситель до соответствующей температуры, что увеличивает его расход. Таким образом, после установки общедомовых приборов учета горячей воды права потребителей будут нарушены в связи с необходимостью оплаты некачественного коммунального ресурса. В настоящее время оборудование по учету горячей воды закуплено и установлено. В многоквартирных домах <Адрес обезличен> проводится подключение и наладка общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению. По окончанию наладочных работ в ресурсоснабжающую организацию будет направлена заявка о введения ОДПУ в эксплуатацию. Также ответчик представил в суд ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения Арбитражным судом Республики Коми вопроса о восстановлении циркуляционного трубопровода для обеспечения качественным ресурсом в виде горячей воды по делу <Номер обезличен>.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО УК «Интинская» с 2015 года осуществляет управление многоквартирными домами <Адрес обезличен>.
Согласно информации, представленной АО «Коми энергосбытовая компания» в Службу Республики Коми стройжилтехнадзора (письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), при проведении подготовки к осенне-зимнему периоду 2022-2033 г.г. выявлено, что общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> отсутствуют; в многоквартирных домах <Адрес обезличен> общедомовые приборы учета имеют истекший срок поверки.
На основании поступившей информации Службой Республики Коми стройжилтехнадзора в адрес ООО УК «Интинская» вынесено предостережение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до <Дата обезличена>.
В связи с вынесенным предостережением ООО УК «Интинская» дан ответ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которого следует, что общедомовые приборы учета горячего водоснабжения в домах <Адрес обезличен> будут приобретены и установлены в зимний период 2022-2033 г.г. Общедомовые приборы учета горячего водоснабжения в домах <Адрес обезличен> будут отправлены на поверку и введены в эксплуатацию после восстановления циркуляционного трубопровода ГВС III микрорайона или установки в узлах ввода оборудования, учитывающего расход ГВС от определенной температуры.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, на день рассмотрения общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> отсутствуют; в многоквартирных домах <Адрес обезличен> общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению имеют истекший срок поверки.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании п.п. «и», «к», п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности:
проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу ч. 1, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от <Дата обезличена> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До <Дата обезличена> собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утверждена приказом Минстроя России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр. Указанный перечень предусматривает установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
Суд, проанализировав приведенные нормы, пришел к правильному выводу о том, что, поскольку работы по установке общедомовых приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, они должны осуществляться управляющей компанией независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства выполнения, в том числе после вынесения в его адрес предостережения, работ по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> а также по поверке общедомовых приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах <Адрес обезличен> суд первой инстанции признал заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера и объема заявленных требований, времени, объективно необходимого для устранения допущенных нарушений законодательства, установил ответчику срок для исполнения решения продолжительностью три месяца с момента вступления в силу решения суда.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, нормы материального права применены правильно.
Судебная коллегия отмечает, что действующее законодательство не только предусматривает действия и обязанность ресурсоснабжающей организации по оснащению коллективными приборами учета многоквартирных домов, но и одновременно возлагает на управляющую компанию, как на лицо, избранное собственниками помещений для решения вопросов по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, обязанность организовать и обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, не чинить препятствий вводу приборов учета в эксплуатацию.
В настоящем деле установлено, что ООО УК «Интинская» не обращалось в реусурсоснабжающую организацию с заявками о вводе в эксплуатацию узлов учета по горячему водоснабжению в указанных в иске многоквартирных домах, не организовало поверку ранее установленных общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению, в связи с чем судом правомерно возложены на него обязанности по устранению выявленных недостатков в содержании общего имущества многоквартирных домов.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика об отсутствии у ГЖИ по г. Инте полномочий на обращение в суд и указано, что в силу Положения о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Государственная жилищная инспекция по г. Инте является территориальным органом Службы, наделенной полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
В силу п. 4 ч. 12 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Как правильно указал суд, с учетом значительного числа лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений в перечисленных в иске домах, их постоянно изменяющегося количества и состава, круг лиц для целей определения права ГЖИ на обращение в суд в защиту прав и законных интересов пользователей жилых помещений следует признать неопределенным. При этом, поскольку заявленные требования направлены на понуждение ответчика к надлежащему исполнению условий договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений, в порядке, установленном жилищным законодательством, оснований считать спор экономическим и подлежащим рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячей воды в домах, где неисправен циркуляционный водопровод, в связи с чем теплоноситель подается ненадлежащей температуры, противоречит интересам собственников помещений, ранее приводились ответчиком в суде первой инстанции, который обоснованно указал на то, что ненадлежащее качество теплоносителя не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию, а также своевременную поверку общедомовых приборов учета горячего водоснабжения.
Защита прав потребителей в связи с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества может и должна производиться другим способом, не противоречащим нормам закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе путем перерасчета платы за коммунальную услугу, либо путем понуждения в судебном порядке поставщика ресурса привести качество горячей воды в соответствие с нормативами.
При этом доказательств, подтверждающих, что ненадлежащее качество теплоносителя делает объективно невозможным оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ответчиком в материалы дела не представлено, стороны на такие доказательства не ссылались.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК «Интинская» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.