Решение по делу № 2-1262/2024 от 22.10.2024

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2024 г.

УИД 83RS0001-01-2024-001921-96

Дело № 2-1262/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                                               12 декабря 2024 г.

          Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при помощнике судьи Лентьевой Л.Н.,

с участием прокурора Гладкобородова К.А.,

истца Иванова А.Н.,

представителя ответчика Тайбарея Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Иванова Александра Николаевича, к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа об установлении факта проживания на территории муниципального образования, понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, действующий в интересах Иванова А.Н., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа об установлении факта проживания на территории муниципального образования, понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Требования мотивировал тем, что Иванов А.Н. 1 сентября 2023 г. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Решением администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа в принятии на учет отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с отсутствием документов, подтверждающих право стоять на таком учете, а именно отсутствие подтверждения проживания на территории муниципального образования. Полагает отказ незаконным, поскольку представленными доказательствами подтверждается факт проживания на территории п. Искателей, иного жилого помещения на каком-либо праве он не имеет, соответствует критериям для постановки на такой учет.

Просит установить факт проживания Иванова А.Н. на территории п. Искателей Ненецкого автономного округа, возложить на ответчика обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Прокурор в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Истец в судебном заседании требования поддержал, указав, что постоянного места жительства не имеет, однако проживал у знакомых в п. Искателей, зарегистрирован по месту пребывания на территории данного муниципального образования. Иных жилых помещений в собственности либо по договору социального найма не имеет, является инвалидом III группы, единственным доходом является пенсия по инвалидности.

Представитель ответчика Тайбарей Д.С. не возражал против удовлетворения требований в части установления факта проживания на территории п. Искателей. В остальной части с требованиями не согласился. Указывает, что администрация не оспаривает факт проживания истца на территории муниципального образования. На момент подачи заявления такой факт не был подтвержден, в связи с чем в принятии на учет было отказано. Полагает, что оснований для возложения обязанности принять на учет не имеется, поскольку не пройдена процедуры принятия на учет, в частности истец не признан малоимущим. Факт отсутствия у истца иных доходов, кроме пенсии не отрицал.

Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (части 2, 4 ст.52 ЖК РФ).

Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях перечислены в ст.54 ЖК РФ.

В соответствии со ст.1 Закона НАО от 05.07.2005 № 595-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органами местного самоуправления городского округа, городских и сельских поселений муниципальных образований Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления).

Статьей 2 указанного Закона установлен перечень документов, предоставляемых заявителем с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления. Очередность принятия граждан на учет определяется по дате регистрации поданных ими заявлений. Очередность граждан, подавших заявления в орган местного самоуправления в один и тот же день, определяется по порядковому номеру регистрации поданных заявлений. Принятие решений, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется органом местного самоуправления в порядке очередности подачи заявлений согласно книге регистрации (ст.5 Закона НАО от 05.07.2005 № 595-ОЗ).

По смыслу вышеперечисленных норм права, постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется по месту жительства гражданина.

Судом установлено, что 1 сентября 2023 г. Иванов А.Н. обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма, приложив к заявлению необходимые документы.

Постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа от 4 октября 2023 г. №677 Иванову А.Н. отказано в принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из уведомления от 6 октября 2023 г. следует, что на территории муниципального образования истец зарегистрирован по месту пребывания, в то время как постановка на учет осуществляется по месту жительства граждан.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В силу статьи 20 ГК РФ, статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных предусмотренных законом основаниях. Местом жительства <данные изъяты>, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 05.10.2000 № 199-О, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы»).

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно сведениям, предоставленным Отделом по вопросам миграции УМВД России по Ненецкому автономному округу следует, что Иванов А.Н. по месту постоянного жительства нигде не зарегистрирован, в периоды с 13.09.2019 по 13.06.2020, с 05.03.2021 по 01.07.2021, с 22.06.2023 по 21.12.2023, с 24.01.2024 по 15.07.2024 зарегистрирован по месту пребывания в п. Искателей Ненецкого автономного округа.

Истец систематически обращался за медицинской помощью в ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района».

Из пояснений ФИО5, ФИО6, ФИО7 также следует факт проживания истца на территории п. Искателей Ненецкого автономного округа с 2010 года по настоящее время.

Таким образом, совокупностью доказательств подтверждается факт постоянного проживания Иванова А.Н. на территории п. Искателей Ненецкого автономного округа, в связи с чем отказ в постановке на учет по основанию отсутствия сведений о постоянном проживании на территории муниципального образования не может быть признан законным.

Согласно уведомлению об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за истцом какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано. Также сторонами не оспаривается отсутствие у Иванова А.Н. права пользования жилыми помещениями по договору социального найма.

Истец является инвалидом III группы, единственным источником доходов является пенсия по инвалидности.

Из истребованных ответчиком сведений о доходах, расчета дохода семьи следует, что Иванов А.Н. является малоимущим.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец постоянно проживает на территории п. Искателей, является малоимущим, не имеет жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма, он соответствует требованиям, предъявляемым статьями 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность поставить Иванова А.Н. на учет с даты первоначального обращения.

Таким образом, требования прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа об установлении факта проживания Иванова А.Н. на территории муниципального образования, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Иванова Александра Николаевича, к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа об установлении факта проживания на территории муниципального образования, понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Иванова Александра Николаевича (паспорт ), на территории поселка Искателей Ненецкого автономного округа.

Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа (ИНН 2983002414) обязанность принять Иванова Александра Николаевича (паспорт ) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно заявлению от 1 сентября 2023 г.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий                       подпись                      В.В.Распопин

2-1262/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Александр Николаевич
Заместитель прокурора Архангельской области и НАО
Ответчики
Администрация МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" Заполярного района Ненецкого АО
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Распопин Виталий Владимирович
Дело на странице суда
nariyanmarsky.nao.sudrf.ru
22.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2024Передача материалов судье
25.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее