Дело № 2-144/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2019 года с. Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Фролова О.В., при секретаре Треповой И.В., с участием процессуального истца помощника прокурора Тогульского района Доровских А.И., представителя ответчика -Администрации Тогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края Распопина А.Г., представителя третьего лица - Администрации Тогульского района Богомоловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Моргасовой Н.С., несовершеннолетних И, Я, Т, К к Администрации Тогульского сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий по организации водоснабжения, снабжению питьевой водой квартиры Моргасовой Н.С.,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Моргасовой Н.С., несовершеннолетних И, Я, Т, К к Администрации Тогульского сельсовета <адрес> о понуждении к совершению действий по организации водоснабжения, снабжению питьевой водой квартиры Моргасовой Н.С., расположенной по Алтайская 1Б <адрес>.
В обоснование исковых требований процессуальный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности Администрации Тогульского сельсовета <адрес> в связи с обращением Моргасовой Н.С. проживающей по <адрес> по вопросу отсутствия водоснабжения её квартиры. Установлено, что Моргасова Н.С. является собственником квартиры и земельного участка по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными <дата>. Вместе с Моргасовой Н.С. в квартире по вышеуказанному адресу проживают ее несовершеннолетние дети И, Я, Т, К.
Решением Совета депутатов Тогульского сельсовета <адрес> от <дата> № в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения (далее по тексту - Соглашение), которое действует до <дата>. Согласно п.п. 1.2.1 Соглашения, Администрации Тогульского сельсовета <адрес> передается полномочие по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. На территории Тогульского сельсовета <адрес> подача воды осуществляется посредством централизованного водоснабжения.
Согласно п. 11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от <дата> №, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров. Аналогичные требования к радиусу действия водозаборной колонки закреплены в п. 8.20 СНиП <дата>-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Вместе с тем, проверкой установлено, что расстояние до ближайшей водозаборной колонки, расположенной по <адрес> в <адрес> до дома, где проживает Моргасова Н.С. со своим несовершеннолетними детьми, составляет 171 метр, что превышает вышеуказанные нормативы. Централизованное и нецентрализованное водоснабжение по <адрес> кВ. 2 в <адрес> отсутствует. В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от <дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ. Согласно п. 73 Постановления Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила), забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности и использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 74 Правил, при отсутствии возможности либо при подтвержденной целесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению№.
Таким образом, переданные полномочия надлежащим образом не исполняются, ввиду чего Администрация Тогульского сельсовета <адрес> обязана организовать возможность надлежащего водоснабжения квартиры заявителя, в том числе с участием органа, передавшего данные полномочия в соответствии с Соглашением для выделения денежных средств для реализации указанной функции.
По фактам данных нарушений прокуратурой района <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении в адрес Администрации Тогульского сельсовета <адрес>. Указанное представление рассмотрено. В ответе на представление указано, что устранить нарушения законодательства в настоящее время не имеется возможности, поскольку денежных средств, выделенных в рамках межбюджетных трансфертов на реализацию полномочий в сфере водоснабжения <адрес> Администрации Тогульского сельсовета <адрес>, для установления водозаборной колонки недостаточно.
Таким образом, обеспечение населения водоснабжением, питьевой водой производится с помощью централизованной, нецентрализованной систем водоснабжения. В случае отсутствия источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством РФ либо в случае экономической неэффективности их использования, холодное водоснабжение, снабжение питьевой водой абонентам осуществляется путем подвоза воды только после получения согласования у территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Однако данных мероприятий со стороны Администрации Тогульского сельсовета <адрес> сделано не было. Указанная ситуация нарушает санитарно-эпидемиологические права Моргасовой Н.С., несовершеннолетних И, Я, Т, К на пользование услугой по водоснабжению и подлежит устранению.
Учитывая изложенное, прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Моргасовой Н.С., её несовершеннолетних детей И, Я, Т, К.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Доровских А.И. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснила, что по <адрес> в <адрес>, где проживает материальный истец, отсутствует водоразборная колонка в пределах установленных нормативов расстояний, что нарушает права Моргасовой Н.С. и её несовершеннолетних детей на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования. Полагала разумным предоставить ответчику срок для устранения нарушений до <дата> с учетом климатических особенностей.
Материальный истец Моргасова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель ответчика - Администрации Тогульского сельсовета <адрес> Распопин А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что свои обязанности по Соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от <дата> возможно выполнить при условии получения соответствующих межбюджетных трансфертов от <адрес>, поскольку работа по подводу водопровода и установке водозаборной колонки на улицу, где проживает Моргасова Н.С. требует определенных финансовых вложений.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований - <адрес> Богомолова Е.Б полагала разрешение иска на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
По смыслу пункта 4 части 1, части 3 и части 4 ст. 14 Федерального закона РФ от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона РФ, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Статьей 19 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ст. 2 Федерального закона РФ от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом «а» части 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от <дата>, потребителю в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водозаборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Судом установлено, что <дата> между муниципальным образованием <адрес> и муниципальным образованием Тогульский сельсовет <адрес> заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Соглашение), которое действует до настоящего времени.
В соответствии с п.1.2.1.Соглашения муниципальное образование Тогульский сельсовет <адрес> осуществляет полномочия по организации водоснабжения в границах поселения, на решение которых передаются межбюджетные трансферты с уровня муниципального района.
Истец Моргасова Н.С. вместе со своим несовершеннолетними детьми проживает по адресу <адрес>. Квартира принадлежит им по праву общей долевой собственности.
По обращению Моргасовой Н.С. проведена проверка прокуратурой района, в ходе которой установлено, что расстояние до ближайшей водозаборной колонки от дома заявителя Моргасовой Н.С.. составляет 171 метр, что превышает установленные законом нормативы.
Из ответа Администрации Тогульского сельсовета от <дата> следует, что устранить нарушения законодательства в настоящее время не имеется возможности, поскольку денежных средств, выделенных в рамках межбюджетного трансфертов на реализацию полномочий в сфере водоснабжения <адрес> Администрации Тогульского сельсовета <адрес>, для установления водозаборной колонки недостаточно.
Согласно п. 11.19 СП 31.13330.2012 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденных Приказом Минрегиона России от <дата> № радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Учитывая вышеуказанные положения закона, условия Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от <дата>, суд приходит к выводу, что в настоящее время обязанность по организации водоснабжения в границах Тогульского сельсовета входит в полномочия его органов местного самоуправления. Следовательно, ответственность за неисполнение данной обязанности возлагается на Администрацию Тогульского сельсовета.
Поскольку отсутствие водозаборной колонки по <адрес> в <адрес> в радиусе более 100 метров от дома Моргасовой Н.С. нарушает её права и права её несовершеннолетних детей на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, суд находит требования прокурора о возложении обязанности организовать водоснабжение жилого дома Моргасовой Н.С. путем строительства водозаборной колонки по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая объем работ, а также процедуру, установленную Федеральным законом РФ от <дата> №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», климатические условия региона и руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до <дата>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Моргасовой Н.С., несовершеннолетних И, Я, Т, К к Администрации Тогульского сельсовета <адрес>, удовлетворить.
1. Обязать Администрацию Тогульского сельсовета <адрес> организовать водоснабжение водой квартиры Моргасовой Н.С., по адресу: <адрес> путем строительства водозаборной колонки с учетом требований СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Приказом Минрегиона России от <дата> №, СНиП <дата>-84, Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
2. В случае отсутствия источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в случае экономической неэффективности мероприятий, указанных в п. 1, обязать Администрацию Тогульского сельсовета <адрес> обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор для получения согласования в целях осуществления холодного водоснабжения, снабжение питьевой водой путем подвоза воды и после получения данного согласования организовать подвоз воды к дому Моргасовой Натальи Сергеевны по адресу <адрес>.
3. Установить срок для исполнения решения суда до <дата>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тогульский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.В. Фролов