Дело № 2-1939/2022
76RS0022-01-2022-002220-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН по Ярославской области, ФСИН России.
Исковые требования мотивированы тем, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены существенные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности.
В результате выездной проверки, проведенной 26.01.2022 Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудником ОНД и ПР по г. Ярославлю ГУМЧС России по Ярославской области, установлено, что оборудование зданий и помещений исправительной колонии требованиям нормативных актов в рассматриваемой сфере не соответствует.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области 03.02.2022 было внесено обобщенное представление об их устранении, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако до настоящего времени требования закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просит:
1. Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать двери складского помещения, расположенного на 2-м этаже здания швейного цеха «ЯШФ», и двери складского помещения готовой продукции, расположенного на 1-м этаже здания цеха по производству натяжных потолков, обозначениями категории по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класс зоны;
- оборудовать системой пожарной сигнализации здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ, цех по производству натяжных потолков;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», цех по производству натяжных потолков, ДОЦ, общежития отряда №6 (комната быта и кабинет начальника отряда);
- оборудовать двери лестничных клеток на 1-м, 2-м, 3-м этажах швейного цеха «ЯШФ», а также двери лестничных клеток на 1-м, 2-м этажах медицинской части, отделяющие от общей лестничной клетки, устройствами для самозакрывания;
- оборудовать место размещения огнетушителей на 1-м этаже здания медицинской части средствами фиксации от падения и опрокидывания;
- привести в соответствие с требованиями законодательства соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях образовательного учреждения ПТУ;
- привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях зданий ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой;
- привести в работоспособное состояние систему пожарной сигнализации в помещениях медицинской части.
2. Обязать УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.
В судебном заседании заместитель Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ярославской области Шевяков С.А. поддержал уточненные исковые требования, дал пояснения согласно заявленному.
Представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области (по доверенности) Кузьмина С.В. поддержала доводы, изложенные в письменной позиции по делу. В части требований, касающихся приведения в соответствие с нормами пожарной безопасности здания производственного назначения – цех по производству натяжных потолков, дополнительно пояснила, что указанное помещение в настоящее время законсервировано, дальнейшая его эксплуатация приостановлена с 12.08.2022 на основании постановления № 3 старшего инспектора по ведомственному пожарному надзору ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области – начальника пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области Чирвы А.С. Представитель ответчика так же отметила, что установкой и ремонтом пожарного оборудования в исправительном учреждении, согласно Устава, занимается ФКУ «ЦИТОВ» УФСИН России по Ярославской области, в связи с чем, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области в адрес данного учреждения неоднократно направлялись письма о необходимости устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, в том числе касающиеся нарушений, указанных в исковом заявлении. Что касается приведения в соответствие с нормами пожарной безопасности помещений медицинской части, представитель ответчика пояснила, что в настоящее время в указанном здании идет капитальный ремонт, соответственно удовлетворение заявленных требований в этой части нецелесообразно. В случае удовлетворения исковых требований, представитель ответчика просила установить срок устранения нарушении до 31.12.2023.
Представитель третьего лица ФКУ «ЦИТОВ» УФСИН России по Ярославской области (по доверенности) Кобзева Г.Н. в предыдущем судебном заседании поддержала позицию ответчика, по заявленным исковым требованиям возражала, просила в случае удовлетворения исковых требований, установить срок устранения нарушении до 31.12.2023.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Ярославской прокуратурой по надзору а соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области в результате проведенной совместно с сотрудником ОНД и ПР по г. Ярославлю ГУМЧС России по Ярославской области выездной проверки 26.01.2022 выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
Установлено, что оборудование зданий и помещений исправительной колонии требованиям нормативных актов в рассматриваемой сфере не соответствует, а именно:
- в нарушение глав 5, 7, 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон РФ №123-ФЗ), п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР)
двери складского помещения, расположенного на 2-м этаже здания швейного цеха «ЯШФ» не оборудованы обозначениями категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не указан класс зоны;
- в нарушение п.п. 4, 9 таблица 3 норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03), п. 10 таблица 3 свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 486.1311500.2020) здание и помещения швейного цеха «ЯШФ», швейного цеха «Рублевка», цеха ДОЦ, цеха по производству натяжных потолков не оборудованы системой пожарной сигнализации;
- в нарушение ч. 1 п. 1 ст. 84 Федерального закона РФ № 123-ФЗ, таб. 2 п. 17 свода правил СП 3.13 130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 3.13130.2009), п. 20 таб. 2 норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее - НПБ 104-03) здание и помещения швейного цеха «ЯШФ», швейного цеха «Рублевка», цеха ДОЦ, цеха по производству натяжных потолков не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- в нарушение п.п. 14, 24 ППР двери лестничных клеток на 1-м, 2-м, 3-м этажах, отделяющие от общей лестничной клетки, в швейном цехе «ЯШФ», двери лестничных клеток 2-гo этажа, отделяющие от общей лестничной клетки, в швейном цехе «Рублевка», двери лестничных клеток на 1-м и 2-м этажах, отделяющие от лестничной клетки в медицинской части не оборудованы устройствами для самозакрывания;
- в нарушение ч. 3 ст. 84 Федерального закона РФ № 123-ФЗ, п. 54 ППР, п. 3.3 НПБ 110-03 в помещениях здания ШИЗО/ПКТ, медицинской части, система оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа, а так же система пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии;
- в нарушение п. 409 ППР огнетушители на 1-м этаже здания медицинской части размещены на полу без обязательной фиксации от падения или опрокидывания;
- в нарушение ч.7 ст.84 Федерального закона РФ №123-ФЗ, п. 35 НПБ 104-03 провода и кабели соединительных линий системы оповещения управления эвакуацией людей в здании образовательного учреждения ПТУ проложены открытым способом и не обеспечивают выполнение требования: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания;
- в нарушение п. 54 ППР, п. 5.1 таб. 2 НПБ 104-03, раз. 7 таб. 2 СП 3.13 130.2009 помещения здания общежития отряда № 6 не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- в нарушение п. 54 ППР, п. 4 таб. 3 НПБ 110-03, п. 48 таб. 3 СП 486.1311500.2020 комната быта и кабинет начальника отряда, здание общежития отряда № 7 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, не отрицаются ответчиком.
В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч. 6 ст. 11 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.
Обеспечивать охрану здоровья осужденных – одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы, поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений (п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 21.07.1993 № 5473-1 (далее— Закон РФ № 5473-1).В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ч.ч. 1, 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно предписаниям ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее – ФЗ О пожарной безопасности) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
В соответствии с п. 1.6. ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Согласно требованиям п. 1.6 Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, начальник учреждения обязан: обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения.
Поскольку помещения исправительного учреждения, являющиеся местами постоянного пребывания граждан - осуждённых, сотрудников учреждений и лиц их посещающих, не соответствуют установленным противопожарным требованиям, при возникновении чрезвычайных ситуаций, это привести к тяжелым последствиям в виде причинении вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, повреждению либо уничтожению имущества.
Требования истца о приведении в соответствие с нормами пожарной безопасности цеха по производству натяжных потолков, не подлежат удовлетворению, поскольку исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждено, что указанное помещение в настоящее время законсервировано, дальнейшая его эксплуатация приостановлена с 12.08.2022, на основании постановления № 3 старшего инспектора по ведомственному пожарному надзору ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области – начальника пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области Чирвы А.С.
В связи с вышеизложенным, суд считает исковые требования к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области об устранении указанных нарушений подлежащими частичному удовлетворению.
Относительно исковых требований, заявленных к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, суд учитывает следующее.
Согласно п. 2.1 Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области предметом и целями деятельности Учреждения являются:
исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы;
обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения;
охрана и конвоирование осужденных;
создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
организация оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в Учреждении;
организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
иные цели, возложенные на Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения статей 7, 38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также непосредственный контроль за их деятельностью.
На основании п. 5.12 Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области при недостаточности у исправительного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области.
Администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области самостоятельно за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности не представляется возможным, в силу значительных финансовых затрат, финансирование ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области осуществляется УФСИН России по Ярославской области, получающим бюджетное финансирование из ФСИН России, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из указанных вышестоящих организаций.
Принимая во внимание все вышеизложенное, разрешая спор по существу, суд приходит к выводу, что возложение на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области обязанности проведения вышеуказанных работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, требующих значительных материальных затрат, одновременно предусматривает обязанность ответчиков УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России обеспечить финансирование данных мероприятий.
В связи с этим, суд частично удовлетворяет исковые требования, заявленные к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, путем возложения на данных ответчиков обязанности по обеспечению финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Какие-либо иные обязательства данных лиц, касающиеся устранения нарушений требований пожарной безопасности применительно к предмету спора, не предусмотрены нормами ФЗ «О пожарной безопасности» и иными положениями действующего законодательства.
Ссылки стороны ответчиков на отсутствие в настоящее время необходимых денежных средств на проведение работ по выполнению требований пожарной безопасности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку соблюдение мер пожарной безопасности в первую очередь направлено на сохранение жизни и здоровья людей, при этом, ФЗ «О пожарной безопасности» не ставит выполнение правил пожарной безопасности в зависимость от наличия финансирования.
Суд полагает, что указанный в исковом заявлении срок для устранения нарушений - не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом объема, сложности, характера данных работ, временного периода организации процедуры привлечения бюджетных средств для их проведения, является разумным и достаточным.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований в пределах удовлетворенных.
руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7603013926) в зданиях указанного учреждения по адресу: г. Ярославль, ул. Колышкина, дом 1-а, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать двери складского помещения, расположенного на 2-м этаже здания швейного цеха «ЯШФ», обозначениями категории по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класс зоны;
- оборудовать системой пожарной сигнализации здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ, общежития отряда №6 (комната быта и кабинет начальника отряда);
- оборудовать двери лестничных клеток на 1-м, 2-м, 3-м этажах швейного цеха «ЯШФ», а также двери лестничных клеток на 1-м, 2-м этажах медицинской части, отделяющие от общей лестничной клетки, устройствами для самозакрывания;
- оборудовать место размещения огнетушителей на 1-м этаже здания медицинской части средствами фиксации от падения и опрокидывания;
- привести в соответствие с требованиями законодательства соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях образовательного учреждения ПТУ;
- привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях зданий ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой;
- привести в работоспособное состояние систему пожарной сигнализации в помещениях медицинской части.
Обязать УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7604014792), ФСИН России (ИНН 7706562710) обеспечить финансирование вышеуказанных работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.М. Русинов
М.р. 12.12.2022