Решение по делу № 2а-3199/2019 от 13.09.2019

Дело №2а-3199/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Ухтинский городской суд в составе:

председательствующий судья Утянский В.И.,

при секретаре Евсевьевой Е.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании 25 октября 2019г. в г. Ухте заявление Торшиной О.О. о снижении размера удержаний из заработной платы по исполнительному производству,

у с т а н о в и л:

Торшина О.О. обратилась в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением к ОСП по г. Ухте УФССП России по РК о снижении удержаний из заработной платы по исполнительному производству, возбужденному в отношении заявителя по нескольким исполнительным документам, указав, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте Шемякиной Я.В. от 01.08.2019г. размер удержаний из заработной платы должника составляет 50 %. При этом, между должником и взыскателями МУП «Ухтаводоканал» и АО «КЭК» заключены дополнительные соглашения о погашении задолженности за ЖКУ с ежемесячным платежом в пользу МУП «Ухтаводоканал» в размере 10000 руб. и в пользу АО «КЭК» в размере 4827 руб. После выплат по соглашениям и удержаний по исполнительному производству остаток денежных средств составляет 20867, 50 руб., что с учетом нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи. В итоге остается недостаточно денежных средств для нормального проживания в течении всего месяца. Заявитель просит суд снизить размер удержаний по исполнительному производству до 20%.

В судебном заседании административный истец Торшина О.О.на заявленных доводах настаивает.

Представитель ОСП по г. Ухте и УФССП по РК Судаев К.А. оставил решение вопроса на усмотрение суда.

Представители взыскателей в суд не прибыли, извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Частью 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу вышеуказанных норм закона основаниями для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, а также для изменения способа и порядка исполнения являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки или имеется способ, который суд считает наиболее удобным. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника или членов его семьи, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие, изменение условий жизни, переезд на другое место жительства и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. При этом согласно п. 1, 2, 5 ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что действия судебного пристава-исполнителя должны быть направлены на своевременное исполнение требований исполнительного документа, и учитывать специфику порядка исполнения конкретных указаний исполнительных документов.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что действия судебного пристава-исполнителя должны быть направлены на своевременное исполнение требований исполнительного документа, и учитывать специфику порядка исполнения конкретных указаний исполнительных документов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов и что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случаях исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскания суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно чч. 2, 3 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника - гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника - гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника - гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Как следует из материалов дела, в ОСП по г. Ухте УФССП имеется 13 исполнительных производств в отношении Торшиной О.О., общий остаток задолженности по сводному исполнительному производству на 10.10.2019г. согласно информации судебного пристава-исполнителя составляет 1730224,10 руб.

Постановлением от 01.08.2019г. обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%.

Суд принимает во внимание и исходит из того, что должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнены не были, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для вынесения постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Вместе с тем, суд полагает необходимым учитывать следующее. Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в ст. 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в ч. 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.

Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные ст. 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Согласно справке формы 2-НДФЛ размер ежемесячного дохода должника в 2019г. составляет .... руб. Из пояснений Торшиной О.О. следует, что после удержаний налога остается сумма .... руб.

В то же время в соответствии со ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство должно осуществляться на принципах уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

По смыслу ч. 2 и 4 ст. 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007г. № 10-П и определения от 13 октября 2009г. №1325-О-О, от 15 июля 2010г. №1064-О-О, от 22 марта 2011г. №350-О-О, от 17 января 2012г. №14-О-О и от 24 июня 2014 г.№1560-О-О).

Таким образом, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года № 14-О-О, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

Поскольку положения ч. 2 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов (трудовой пенсии) должника, они позволяют судебному приставу-исполнителю устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника, а потому не могут быть признаны нарушающими конституционные права граждан.

Следовательно, при определении размера удержания из дохода должника-гражданина, являющегося для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер дохода, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Материалами дела подтверждается, что на иждивении должника имеется несовершеннолетний ребенок – Шуткова О.Р., 2010 г.р. Кроме того, должником заключены соглашения с МУП «Ухтаводоканал» и АО «Коми энергосбытовая компания» о погашениях задолженности, по которым она ежемесячно выплачивает соответственно 10000 руб. и 4827 руб.

В то же время, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.07.2019г. №355 утверждена величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2 квартал 2019г., которая в среднем по Республике Коми для работающего населения составляет 11 366 руб., для детей 13691 руб.

Пятьдесят процентов заработной платы должника, которые у неё вычитаются по исполнительному производству, составляет более 40 тысяч рублей. Тем самым, размер дохода, которая остается у должника после удержаний по исполнительному производству, составляет 35694,50 руб., причем после выплат в пользу МУП «Ухтаводоканал» и АО «КЭК» у должника остается 20867,50 руб., что менее величины прожиточного минимума в Республике Коми на месяц для работающего должника и ее ребенка. Между тем, исполнительное производство не должно приводить к тому, что у должника не остается минимум средств для существования. Вычитание же у должника 50% её дохода по исполнительному производству приводит к тому, что у неё не остается денежных средств для обеспечения себе и ребенку необходимого прожиточного минимума. Суд также учитывает, что взыскателями по делу являются юридические лица, а размер долга для каждого из них (за исключением кредитора «Газпромбанк») не представляет собой значительную сумму.

В силу изложенного, суд полагает возможным снизить размер удержаний из заработной платы должника до 20%.

По мнению суда, иное противоречило бы конституционному принципу справедливости, а также требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При указанных обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 189, 358 КАС РФ,

о п р е д е л и л:

Снизить размер удержаний из заработной платы должника Торшиной О.О., производимых на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП по РК от 01.08.2019г. по сводному исполнительному производству до 20%.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 15 дней.

Судья В.И. Утянский

11RS0005-01-2019-002581-12

2а-3199/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Торшина Оксана Олеговна
Ответчики
ОСП по г. Ухте
Другие
ПАО «Ростелеком»
ООО МК «Пятый Элемент»
МУП "Ухтаводоканал"
МИФНС №3 по РК
ООО "Ухтажилфонд"
ООО «МКК «Центрфинанс групп»
КУМИ Администрации МОГО "Ухта"
АО «Газпромбанк»
АО «Банк Русский Стандарт»
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее