Дело № 2-157/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2021 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Паймина А.А.,
с участием истца Красновой Н.А.,
представителя ответчиков – адвоката Чуркина Р.А.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой Натальи Анатольевны к Антроповой Татьяне Александровне и Антропову Александру Сергеевичу о признании не приобретшими права пользования жилым помещением
установил:
Краснова Н.А. обратилась в суд с иском к Антроповой Т.А. и Антропову А.С. о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Заявленные требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении были зарегистрированы Антропова Т.А. (девичья фамилия ФИО16) и Антропов А.С. В данное жилое помещение ответчики никогда не вселялись, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по сегодняшний день за коммунальные услуги не оплачивали. Соглашения между истцом и ответчиками по пользованию жилым домом не имеется, ответчики общего хозяйства с ней никогда не вели, никаких расходов по содержанию жилого дома не несли. Антропова Т.А. и Антропов А.С. членами ее семьи никогда не были. Фактическое место жительство ответчиков ей не известно. Указывая, что не желает сохранять за ответчиками право пользования жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности, просит признать ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенного по <адрес> и снять ответчиков с регистрационного учета.
Истец Краснова Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчиков – адвокат Чуркин Р.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – начальник миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району ФИО7 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Третье лицо ФИО8 и законный представитель третьего лица ФИО9 – ФИО10, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом на судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под регистрацией гражданина РФ по месту жительства понимается постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Анализ вышеназванных норм законодательства свидетельствует, что обязательным условием для определения места жительства гражданина является факт его регистрации по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина.
Представленными начальником миграционного пункта отдела МВД России по Ибресинскому району адресными справками (л.д. 21,22) подтверждается, что Антропов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО16 (Антропова) Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Справкой администрации Айбечского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 30 апреля 2021 года подтверждается, что Антропова Т.А. и Антропов А.С. по месту своей регистрации не проживают.
Иными сведениями о месте нахождения ответчика суд не располагает. Поскольку место нахождения ответчиков не известно, для защиты их прав и законных интересов судом в качестве представителя был назначен дежурный адвокат.
Учитывая отсутствие сведений о месте нахождения ответчиков Антроповой Т.А., Антропова А.С. и участие в деле в качестве их представителя назначенного судом адвоката Чуркина Р.А., а так же наличие заявления третьих лиц, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав истца, представителя ответчиков, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ, определяющих содержание права собственности, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Из копии договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что истцом Красновой Н.А. приобретен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно копий свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, истцу Красновой Н.А., а так же ФИО8 и ФИО9 (привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора) на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи №, №, №, №, №, №(л.д.33-38).
На основании ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Согласно адресной справке миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району по состоянию на 29 апреля 2021 года ответчик Антропов А.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 21,23).
Согласно адресной справке миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району по состоянию на 29 апреля 2021 года ответчик ФИО16 (Антропова Т.А.) с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 20,22).
Из копии домовой книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес> следует, что владельцем жилого помещения указана Краснова Н.А. с 2012 года, в сведениях о зарегистрированных гражданах указаны ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Антропова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Антропов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6-8).
Согласно выписке из похозяйственной книги №по состоянию на 16 апреля 2021 года собственником хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> указана Краснова Н.А., в списке членов хозяйства числятся ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Антропова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Антропов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12).
Между тем, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абз. 6 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Истец Краснова Н.А. в ходе судебного заседания пояснила, что ответчики Антропова Т.А. и Антропов А.С. никогда не проживали в спорном жилом помещении, членами ее семьи не являются, общего хозяйства с ней не вели. В 2005 году с согласия ее брата ФИО12, который на тот момент находился в состоянии алкогольного опьянения и являлся собственником данного жилого помещения, ответчики были зарегистрированы по данному адресу. После регистрации ответчики сразу уехали.
Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания также подтвердила свидетель ФИО13, указав, знает об этом со слов истицы, а также брата истицы ФИО12, с которым она находится в приятельских отношениях.
Косвенно об этом также свидетельствует справка выданная главой Айбечского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 30 апреля 2021 года о том, что ответчики Антропова Т.А. и Антропов А.С. на территории Айбечского сельского поселения Ибресинского района не проживают.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств о вселении и проживании в спорном жилом помещении как того требует ст. 56 ГПК РФ ответчики в суд не представили.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Антропова Т.А. и Антропов А.С. не являются собственниками указанного жилого помещения, в спорном жилом помещении не проживают более 15 лет, личных вещей ответчиков в доме не имеется, расходов на содержание жилого помещения, коммунальных услуг они не несут, в связи с чем, законных оснований для сохранения за ними права пользования жилой площадью не имеется.
Сама по себе регистрация ответчиков по адресу: <адрес>, носит формальный характер и не является основанием для сохранения за ответчиками права пользования указанным жилым помещением.
Ответчики сохраняют за собой регистрацию в спорном жилом помещении, не снимаются с регистрационного учета по данному адресу, чем нарушает права собственника жилого дома – истца.
Следовательно, исковое требование истца о признании Антроповой Т.А. и Антропова А.С. не приобретшими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению.
Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 15.08.2014 N 809, 05.02.2016 N 72, от 23.12.2016 N 1465) установлена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в органах регистрационного учета. При этом в силу п. 3 Правил местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии с данными положениями Правил необходимым условием для регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении является его проживание в этом месте на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что ответчики признаны не приобретшими право пользования спорным жилым домом, они подлежат в последующем снятию с регистрационного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
решил:
Исковое требование Красновой Натальи Анатольевны к Антроповой Татьяне Александровне и Антропову Александру Сергеевичу о признании не приобретшими права пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать Антропову Татьяну Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> и Антропова Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Антроповой Татьяны Александровны и Антропова Александра Сергеевича в ОМВД России по Ибресинскому с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2021 г.