УИД 74RS0007-01-2020-008022-66
Дело № 2- 237/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Мещерякова К.Н.,
при секретаре Бойченко Ю.С.,
с участием прокурора Жинжиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллаева Н. А., действующего в интересах несовершеннолетнего Акбарова З. Н. к Порошину А. А. о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью,
установил:
Абдуллаев Н.А., действующий в интересах несовершеннолетнего Акбарова З.Н. обратился в суд с иском к Порошину А.А. о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью в размере 300 000 руб. (л.д. 5-10).
В обоснование исковых требований указано, что 19 июня 2019 года около 20 часов 57 минут произошло ДТП, водитель Порошин А.А., управляя автомобилем РЕНО ЛОГАН, г/н №, совершил наезд на пешехода Акбарова З.А. в результате чего, истцу был причинен тяжкий вред здоровью. В результате ДТП несовершеннолетний А. З.Н. испытал большой стресс, до настоящего времени вынужден проходить лечение и наблюдаться у врача. Травмы уха и мягких тканей головы повлекли за собой образование шрамов, что привело к обезображиванию лица. Полученные травмы ограничивают подвижность истца и физическое развитие, что влечет физические и моральные страдания.
Истец Абдуллаев Н.А., действующий в интересах несовершеннолетнего Акбарова З.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Порошин А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Указал, что двигался по двору на автомобиле РЕНО ЛОГАН со скоростью 10 км/ч около 21:00. Во дворе стоял внедорожник, который загораживал обзор. Ребенок выбежал на проезжую часть и попал под автомобиль ответчика, в результате чего истец получил травмы.
Третье лицо Нематжан К.Т. в судебном заседании выступила на стороне истца.
Представитель третьего лица – ПАО "Аско-Страхование", в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не предоставил.
Заслушав стороны, исследовав все материалы дела, выслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения компенсации морального вреда истцу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В судебном заседании установлено, что 19 июня 2019 года в 20 часов 57 минут водитель Порошин А.А., управляя автомобилем РЕНО ЛОГАН, г/н №, двигался по дворовой территории <адрес> в направлении к <адрес>. В пути следования, около <адрес> расположенного по <адрес> <адрес>, ответчик произвел наезд на несовершеннолетнего пешехода Акбарова З.Н., пересекавшего дорогу, расположенную во дворе <адрес>, слева направо по ходу движения автомобиля. В результате ДТП истцу Акбарову З.Н. причинен тяжкий вред здоровью. В результате ДТП несовершеннолетний А. З.Н. испытал большой стресс, до настоящего времени вынужден проходить лечение и наблюдаться у врача. Травмы уха и мягких тканей головы повлекли за собой образование шрамов, что привело к обезображиванию лица. Полученные травмы ограничивают подвижность истца и физическое развитие, что влечет физические и моральные страдания.
Вышеуказанные обстоятельства считаются доказанными и установлены материалами проверки КУСП №, по факту ДТП, произошедшего 19.07.2017 с участием водителя Порошина А.А. и пешехода Акбарова З.Н. (л.д. 119-239).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Акбарова З.Н. была установлена тупая сочетанная травма тела, включавшая в себя: ссадины, подкожную гематому и раны мягких тканей головы, черепно-мозговую травму в виде сотрясения головного мозга, поперечный перелом диафиза правой бедренной кости со смещением, ссадины правого плеча (л.д. 224-226). Указанные повреждения относятся к тяжкому вреду здоровья, вызывающему стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на 1/3, что находится в причинной связи с действиями ответчика Порошина А.А.
Поскольку Порошин А.А. был допущен к управлению транспортным средством на законном основании (л.д. 22 страховой полис № №, л.д. 219 водительское удостоверение), он является лицом, на котором лежит обязанность по возмещению истцу вреда в результате произошедшего ДТП по вине Порошина А.А., в том числе компенсации морального вреда в силу положений ст. 1079 ГК РФ.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. В соответствии с положением ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 4 и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 Постановления Пленума от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» Верховный Суд РФ указал, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с п. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суд РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объёма причинённых истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворённого иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В ходе судебного заседания Абдуллаев Н.А., действующий в интересах несовершеннолетнего Акбарова З.Н. пояснил, что после ДТП А. З.Н. указал, что А. З.Н. после ДТП трое суток находился в детской травматологии, и 70 дней лежал дома, не вставая с кровати, в связи с тем, что из-за перелома истцу вставляли спицы, ребенок был неподвижен и шесть месяцев ходил на костылях. Кроме травмы ноги истцом были получены ушибы уха и головы, после которых остались шрамы. Полученные травмы повлекли отставание истца по школьной программе, так как реабилитация заняла большое количество времени, что повлекло физическое и нравственное страдание у ребенка. В настоящее время истец испытывает боль в результате повреждения конечности, истец продолжает пользоваться лекарственными препаратами, не может посещать школу, поврежденная конечность не в полном объеме выполняет свои функции, вызывает боль и дискомфорт при ходьбе.
Исходя из изложенного, принимая во внимание пояснения законного представителя истца, характер получения травмы и невозможность ответчика повлиять на предотвращения получения травмы при указанных обстоятельствах, учитывая характер и степень страданий истца, объем и продолжительность лечения, учитывая, что вред здоровью является не опасным для жизни, каких-либо последствий в виде инвалидности не наступило, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с Порошина А.А. в пользу Акбарова З.Н. компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб., полагая, что указанная сумма компенсации будет обеспечивать баланс интересов обеих сторон.
Доводы истца в той части, что в результате физической боли от травм, последующего лечения, периода восстановления здоровья - причинены страдания, суд находит убедительными, требования компенсации морального вреда - обоснованными.
Доказательства, представленные истцом, ответчиком не опровергнуты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 13).
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Абдуллаева Н. А., действующего в интересах несовершеннолетнего Акбарова З. Н. к Порошину А. А. о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью - удовлетворить частично.
Взыскать с Порошина А. А. в пользу Акбарова З. Н. компенсацию морального вреда в размере 80 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2021 года.