Дело № 33а-3606/2020 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Лемешко А.С.
дело № 2а-2055/2020 ~М-1719/2020
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Исаева С.Н., Кондрак Н.И.
при секретаре: Михайловой В.Г.
при участии:
представителя административного ответчика Толкачевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельник С. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об обжаловании решения, возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Истец Мельник С.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 660 кв.м. Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 29.12.2017 г. Сведения о праве собственности внесены в Единый государственный реестр недвижимости: вид, дата и номер государственной регистрации права №, 15.06.2018 г., о чем свидетельствует выписка из ЕГРН. На земельном участке, принадлежащем Мельник С.В. имеется объект незавершенного строительства - садовый дом, возведенный за собственные средства административного истца. 03.06.2020 г. административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 660 кв.м. 03.07.2020 г. №ГУ исх.-№ административным ответчиком в предоставлении государственной услуги было отказано. Административный истец полагает, что данный отказ нарушает его право собственности, что стало основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года административные исковые требования Мельник С. В. - удовлетворены.
Признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе Мельник С. В. в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 660 кв.м., оформленный письмом от 03 июля 2020 года №ГУ-исх.-№.
Обязано Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Мельник С.В. от 03.06.2020 г. №ГУ-№ о предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 660 кв.м.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, ссылаясь на Генеральный план города Севастополя 2005 года, указывает, что испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в дачно-садоводческой зоне; частично в зоне незастроенных территорий. Участки, расположенные в стесненных условиях сложившейся застройки не разработаны, согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования». В связи с чем, испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует градостроительной документации.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах кадастрового квартала №, отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов»; определен вид разрешаемого использования: «ведение садоводства (код 13.2)». А из заключения кадастрового инженера ФИО1 от 15 августа 2020 года следует, что при рассмотрении материалов, предоставленных для утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 660 кв.м. на кадастровом плане территории выявлено, что частично объект незавершенного строительства пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №, на котором он размещен.
Считает, что утверждение предоставленной схемы нарушит требования пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Административный истец, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя административного ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № площадью 624 кв.м. на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 29.12.2019 г. Сведения о праве собственности внесены в Единый государственный реестр недвижимости: вид, дата и номер государственной регистрации права №, 15.06.2018 г., о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.
03.06.2020 г. административный истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел», №, площадью 660 кв. м.
Письмом от 03.07.2020 г. №ГУ исх.-№ административному истцу сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги ввиду того, что испрашиваемый вид разрешаемого использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. №4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в дачно-садоводческой зоне; частично в зоне незастроенных застроек, что в соответствии с п.1 ст.2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности, доказанности заявленных требований. Административный ответчик правомерность оспариваемого решения не доказал.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 7 ст.11.10 Земельного кодекса указано, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
07 декабря 2016 года принят Закон города Севастополя от 07.12.2016 г. N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", согласно статье 1 которого Настоящий Закон регулирует отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 2 данного Закона города Севастополя наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), по одному из следующих оснований, в частности, несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Именно по данному основанию административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, административный истец испрашивает государственную услугу о перераспределении земельных участков, поскольку расположенное на принадлежащем ей земельном участке капитальное строение выходит за границы земельного участка. Перераспределяемая часть, согласно заключению, составляет 36 кв.м.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом административного ответчика о необоснованном формировании и земельного участка путем перераспределения, как того требует статья 1 Закона города Севастополя №299-ЗС, при том, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Как указал суд первой инстанции, Мельник С.В. является собственником земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с 15.06.2018 г., данное право никем не оспорено, зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ, т.е. государство в лице компетентного органа признало право собственности истца, следовательно, административный истец в силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ имеет право на получение земельного участка для обслуживания объекта недвижимости.
Не согласиться с таким выводом оснований у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 15.06.2018 г. земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах кадастрового квартала №, отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов»; определен вид разрешаемого использования: «ведение садоводства (код 13.2)».
Согласно справки председателя ТСН «СТ «Факел» от 23.05.2020 г. Мельник С. В. является членом ТСН «СТ «Факел» города Севастополя с 2011 года и за ним закреплен участок №.
Из заключения кадастрового инженера ФИО1 от 15 августа 2020 года следует, что при рассмотрении материалов, предоставленных для утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел» № на кадастровом плане территории выявлено, что частично объект незавершенного строительства пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №, на котором он размещен. Учитывая требования подпункта 5 п.1 ст.1 ЗК РФ, п.3 ст.35 ЗК РФ кадастровый инженер считает целесообразным утверждение схемы земельного участка площадью 660 кв.м. в его фактических границах в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебная коллегия также считает необходимым обратить внимание, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, между тем в спорных правоотношениях такие обстоятельства отсутствуют, испрашиваемый участок, согласно Генплану города Севастополя, расположен в границах двух функциональных зон, одна из которых «зона незастроенных территорий», при этом оспариваемое решение не содержит правового обоснования о невозможности формирования участка в функциональной зоне, которая не тождественна территориальной зоне.
Как верно указал суд первой инстанции, административным ответчиком не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности предоставления Мельник С.В. государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «СТ «Факел», №, согласно заявлению № ГУ-№ от 03.06.2020 г.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 05 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: