Дело № 2а-1031/2019
№ 88а-6090/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 16 сентября 2020 года
В окончательной форме кассационное определение изготовлено 25 сентября 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.,
судей Римского Я.А., Ровенко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Чальцева Николая Алексеевича и Чальцевой Виктории Александровны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чальцева Кирилла Николаевича и Чальцевой Александры Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании решения о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации жилого дома.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Чальцев Н.А. и Чальцева В.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чальцева К.Н. и Чальцевой А.Н обратились в Арсеньевский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю) об оспаривании решения о внесении в единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о регистрации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указали, что в 2017 году они с использованием средств материнского капитала приобрели жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. При оформлении сделки было заключено соглашение об установлении (определении) долей в праве собственности на дом и земельный участок по ? каждому собственнику. В 2019 году на данном земельном участке был построен ещё один жилой дом, в связи с чем, 1 июля 2019 года в управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа были направлены уведомления об окончании строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № Управлением архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа Приморского края 31 июля 2019 года составлено уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, построенному дому присвоен почтовый адрес: <адрес>, которое без уведомления административных истцов было направлено в Арсеньевский территориальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю для внесения сведений о построенном доме в ЕГРН. Несмотря на то, что в представленном на регистрацию администрацией Арсьеньевского городского округа Приморского края пакете документов отсутствовало соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на новый дом, государственный регистратор принял решение о внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, самостоятельно определив доли в праве на вновь возведённый объект. Считают решение о внесении сведений в ЕГРН касающиеся жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, поскольку данное решение было принято без их уведомления, на основании соглашения об установлении (определении) долей в праве собственности на другой жилой дом, приобретённый ими с использованием средств материнского капитала. Просили суд признать незаконным решение Арсеньевского территориального отдела Управления Росреестра по Приморскому краю от 15 августа 2019 года о внесении в ЕГРН сведений, касающихся жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением Арсеньевского городского суда Приморского края от 25 октября 2019 года ненадлежащий ответчик Арсеньевский территориальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю заменён на надлежащего ответчика Управление Росреестра по Приморскому краю, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Арсеньевского городского округа Приморского края.
Решением Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 декабря 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 февраля 2020 года решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 10 декабря 2019 года отменено. По делу принято новое решение об удовлетворении административных требований. Решение Управления Росреестра по Приморскому краю от 15 августа 2019 года о внесении в ЕГРН сведений в отношении объекта недвижимого имущества: жилой дом, площадью 187,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером № признано незаконным. На Управление Росреестра возложена обязанность устранить допущенное нарушение в течении 30 дней.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком Управлением Росреестра по Приморскому краю в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 17 июля 2020 года, через Арсеньевский городской суд Приморского края 7 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 февраля 2020 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
По общему правилу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам с учётом градостроительных и строительных норм и правил, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов требований о целевом назначении земельного участка.
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведённое или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведённой собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьёй 222 ГК РФ (пункт 2 статьи 263 ГК РФ).
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ), которым введён уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Так согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). К уведомлению об окончании строительства прилагается, в том числе, заключённое между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт созданных объектов индивидуального жилищного строительства и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подаётся в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
представленный застройщиком технический план;
в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключённое между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, административные истцы на основании договора купли-продажи объекта индивидуального жилищного строительства с земельным участком от 30 мая 2017 года и соглашения об определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретённое с использованием средств материнского капитала от 16 августа 2018 года, являются долевыми собственниками жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (по ? доли у каждого). 31 июля 2019 года Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа Приморского края приняло решение о соответствии построенного в границах земельного участка 25:26:010207:44, объекта индивидуального жилищного строительства (почтовый адрес: <адрес>) требованиям законодательства о градостроительной деятельности. 1 августа 2019 года в Управление Росреестра по Приморскому краю поступило заявление администрации Арсеньевского городского округа Приморского края № 25/014/010/2019 об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации в отношении спорного объекта. К заявлению были приложены распоряжение врио главы администрации Арсеньевского городского округа Приморского края от 5 июля 2019 года № 480-па «О присвоении почтового адреса»; уведомление о соответствии от 31 июля 2019 года № 67; уведомления от всех собственников земельного участка об окончании строительства от 29 июля 2019 года, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 25 июля 2019 года. По сведения ЕГРН на земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимости, право долевой собственности (по ? доли) за административными истцами зарегистрировано на основании соглашения (определения) долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок от 16 августа 2017 года, удостоверенного нотариусом, реестровый номер 06-3557. Регистрирующий орган произвёл государственный кадастровый учёт объекта 2 августа 2019 года, а 15 августа 2019 года государственную регистрацию права на вновь возведённый объект недвижимости - общедолевая собственность, доля в праве ? у каждого административного истца.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Арсеньевский городской суд Приморского края, пришёл к выводу о том, что поскольку право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:26:0102007:44 не прекращено, право собственности на созданный на данном земельном участке объект подлежит регистрации в общей долевой собственности, что прямо следует из статьи 219 ГК РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда указала, что государственная регистрация на спорный объект могла быть произведена только при наличии заключённого между правообладателями земельного участка соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства. Государственная регистрация прав административных истцом в иных, чем определили сами собственники земельного участка, долях, не соответствует требования Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ и нарушает права административных истцов на самостоятельное определение режима собственности на новый жилой дом
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте суда апелляционной инстанции указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи