ДД.ММ.ГГГГ город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,
при секретаре Рогалевич Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах Субботина Ю. А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах Субботина Ю.А. к Государственному учреждению -Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ АРО ФСС РФ) об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора г.Архангельска Савина М.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Субботин Ю.А., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ Яшков М.А., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение. Все обязательства, возложенные на отделение Фонда по распределению средств федерального бюджета, исполнены. Поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление Субботина Ю.А. зарегистрировано в установленные сроки, поставлено на учет. Полагал, что требование о предоставлении путевки удовлетворению не подлежит, поскольку отделение Фонда сроков по предоставлению путевки не нарушало, в ее предоставлении не отказывало. В связи с этим, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 2, филиал № ФБУ МСЭ по Архангельской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной помощи.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (далее - Закон), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.
Согласно частям 1, 5, 7 ст. 11 вышеназванного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
В силу положений п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч. 3 ст. 6.5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Часть 5 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п. 3.3 и п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № 6189).
В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.
В силу п. 3.7 и п. 3.8 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Содержание вышеуказанной нормы права свидетельствует о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, так как данная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд приходит к выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив в федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что истек срок действия приложенной к заявлению истца медицинской справки, правового значения для рассмотрения спора не имеет, поскольку в течение периода ее действия обязанность обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком исполнена не была. При этом при решении вопроса о предоставлении путевки истец должен будет предоставить медицинскую справку соответствующей формы.
Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде истец утратил право на обеспечение его такой мерой социальной поддержки, как санаторно-курортное лечение, ответчик суду не представил.
Доводы ответчика о том, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, не могут быть приняты судом, поскольку само по себе отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление социальной гарантии в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах Субботина Ю.А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.
Поскольку Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Субботина Ю.А., следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ должен исчисляться в соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
В силу подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Таким образом, с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах Субботина Ю. А. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение- удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Субботину Ю. А. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Т.Е. Черниенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.