Решение по делу № 2а-458/2022 (2а-3986/2021;) от 10.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

          09 февраля 2022 года                                                     г.Клин

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Полуниной Е.В.,

при секретаре Митряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Клин Московской области к Кондратьевой А. С. о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Клин Московской области к Кондратьевой А.С. о взыскании недоимки, ссылаясь на то, что Кондратьева А.С. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, являясь плательщиком земельного налога.

Налогоплательщику направлялись требования от /дата/ /номер/, от /дата/ /номер/, согласно которым налогоплательщику предложено уплатить сумму недоимки за 2016 год в размере 2479 руб., пени за период с /дата/ по /дата/ в размере 43,57 руб., за 2017 год в размере 2479 руб., пени за период с /дата/ по /дата/ в размере 37,52 руб., которые не исполнены.

/дата/ по заявлению административного истца мировом судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с ответчика, который определением от /дата/ был отменен.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную недоимку по земельному налогу и пени, а всего 5039,09 руб.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик Кондратьева А.С. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала по основаниям, изложенным в возражениях.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно материалам дела, Кондратьева А.С. является собственником земельных объектов:

-земельный участок, адрес: /адрес/, /данные изъяты/ м с кадастровым номером /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м, дата регистрации права /дата/, дата утраты права /дата/;

-земельный участок, адрес: /адрес/, с кадастровым номером /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м, дата регистрации права /дата/;

-земельный участок, адрес: /адрес/, кадастровый номер /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м, дата регистрации права /дата/;

-земельный участок, адрес: /адрес/, кадастровый номер /номер/, площадью /данные изъяты/, дата регистрации права /дата/;

-земельный участок, адрес: /адрес/, кадастровый номер /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м, дата регистрации права /дата/, дата утраты права /дата/.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ч. 1 ст. 388 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 НК РФ.

Срок уплаты земельного налога установлен п. 1 ст. 397 НК РФ - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 НК РФ.

В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как указано в п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Кондратьевой А.С. как плательщику земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенным в границах городских округов, были направлены налоговые уведомления от /дата/ /номер/, от /дата/ /номер/.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику направлено требование от /дата/ /номер/ об уплате недоимки за 2016 год в сумме 2479 руб. и пени в размере 43,57 руб. в срок до /дата/.

Кроме этого, Кондратьевой А.С. направлено требование от /дата/ /номер/ об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 2479 руб., пени в размере 37,52 руб. со сроком уплаты не позднее /дата/.

Указанные требования были направлены налогоплательщику посредством личного кабинета.

Требования в установленный срок исполнены не были.

Доводы возражений ответчика о неполучении уведомлений и требований об уплате налогов суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно представленным административным истцом сведениям, уведомления и требования направлялись административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен указанным Кодексом. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ установлено, в частности, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно пп. "б" п. 8 приказа ФНС России от 22 августа 2017 г. N МВ-7-17/617 "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, кода активации в ЕСИА (федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме").

Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не зависящее исключительно от самого налогоплательщика обстоятельство использования или неиспользования личного кабинета, на что ссылается административный ответчик.

Как усматривается из скришнотов страниц личного кабинета административного ответчика, налоговые уведомления и требования были направлены посредством личного кабинета Кондратьевой А.С.

Следовательно, в период направления налоговым органом уведомлений и требований об уплате налогов административный ответчик имел доступ к личному кабинету налогоплательщика, в связи с чем, вопреки доводам ответчика, в соответствии со ст. 11.2 НК РФ у налогового органа отсутствовала обязанность по иному направлению указанных документов.

Доводы возражений Кондратьевой А.С. о возможном посещении от ее имени личного кабинета налогоплательщика не ставят под сомнение соблюдение инспекцией порядка направления налоговых уведомлений и требований и, соответственно, факт возникновения налоговой обязанности. Получив доступ к личному кабинету налогоплательщика, Кондратьева А.С. имела возможность заблаговременно, до истечения установленных сроков уплаты налога, получить информацию, содержащуюся в налоговом уведомлении, размещенном в личном кабинете.

Проверяя в соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ вопрос о соблюдении административным истцом предусмотренного ст. 48 НК РФ сроков обращения в суд с административным исковым заявлением, суд исходит из следующего.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что срок исполнения налогоплательщиком самого раннего требования от /дата/ /номер/ об уплате недоимки за 2016 год сумма указана 2479 руб. и пени в размере 43,57 руб., т.е. сумма задолженности не превысила 3000 руб.

Требование от /дата/ /номер/ об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 2479 руб., пени в размере 37,52 руб., сумма задолженности также не превысила 3000 руб.

/дата/ мировым судьей судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области выдан судебный приказ о взыскании с Кондратьевой А.С. земельного налога и пени в общем размере 5039,09 руб.

В связи с поступившими от Кондратьевой А.С. возражениями определением мирового судьи судебного участка №71 Клинского судебного района /адрес/ от /дата/ судебный приказ был отменен.

С административным исковым заявлением административный истец обратился /дата/.

Таким образом, на момент обращения административного истца с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением иных неисполненных требований об уплате налогов не имелось, в силу чего сумма задолженности административного ответчика по неуплате налогов и пени не превысила 3 000 руб. и, следовательно, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Судом отклоняется довод административного ответчика о том, что налоговые уведомления и требования направлялись по адресу, по которому она не зарегистрирована, исход из следующего.

Так, в соответствии с п. 5 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Сведений об изменении места жительства административный ответчик, являющийся налогоплательщиком, не сообщал. Следовательно, налоговые документы обоснованно направлялись налоговым органом по последнему известному налоговому органу адресу административного ответчика. Тот факт, что Кондратьева А.С. в настоящее время нигде не зарегистрирована, корреспонденцию не получает, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. При этом у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований полагать о ненадлежащем извещении налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

При этом суд отмечает, что административный ответчик не был лишен права в ходе рассмотрения настоящего дела оплатить вышеуказанную задолженность, поскольку в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Исходя из изложенного, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт задолженности налогоплательщика Кондратьевой А.С. по уплате налогов и пени, доказательств обратному в соответствии со ст. 62 КАС РФ ответчиком не представлено, срок обращения с административным иском в суд не пропущен, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, а в судебном заседании не установлено, что ответчик относится к категории лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ – 400 рублей.

Руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Клин Московской области к Кондратьевой А. С. - удовлетворить.

Взыскать с Кондратьевой А. С. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах городских округов: налог за 2016 год в размере 2479 руб., пени за период с /дата/ по /дата/ в размере 4,57 руб., за 2017 год в размере 2479 руб., пени за период с /дата/ по /дата/ в размере 37,52 руб., а всего на общую сумму 5039,09 руб.

Взыскать с Кондратьевой А. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                    Е.В.Полунина

Мотивированное решение составлено: 17 февраля 2022 года.

Судья                                                                                    Е.В.Полунина

2а-458/2022 (2а-3986/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г. Клину
Ответчики
Кондратьева Алеся Степановна
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Полунина Екатерина Викторовна
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
10.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Подготовка дела (собеседование)
29.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее