Дело № 2а-3035/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием:
административного истца – Муратова Наиля Алиевича,
представителя административного истца – Худяковой Ольги Борисовны,
представителя административного ответчика – Савинова Алексея Сергеевича, доверенность б/н от 07.11.2017,
представителя заинтересованного лица – Коршуна Евгения Александровича, доверенность № 3851/31/2-17 от 19.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муратова Наиля Алиевича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо – Правительство Севастополя, о признании незаконным решения и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Муратов Н.А. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором с учетом устных уточнений, данных в судебном заседании 13.12.2017, просил признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации права на комнату № в <адрес> в г.Севастополе и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем осуществления государственной регистрации права истца на указанный объект недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что указанную комнату истец получил на законных основаниях, был в ней зарегистрирован, на законных основаниях подал документы на регистрацию, получил необходимые документы и лишь не успел зарегистрировать право собственности в органе юстиции Украины по независящим от него причинам.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица против удовлетворения иска возражали по тем основаниям, что в связи с подписанием 18.03.2014 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с 18.03.2014 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют нормы материального права Российской Федерации, тогда как решение о приватизации административным истцом комнаты № по <адрес> в г.Севастополе принято государственным органом Украины в соответствии с законодательством Украины.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 18.08.2017 Муратов Н.А. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
На государственную регистрацию административным истцом было представлено свидетельство о праве собственности на жилье от 18.03.2014, выданное Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета на основании распоряжения от 18.03.2014 № 728/50.
15.09.2017 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации № 91/001/005/2017-5784 до 14.12.2017 в соответствии с пунктами 1, 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственная регистрация приостановлена по тем основаниям, что в ходе проведения правовой экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 29 Закона о регистрации, выявлено, что согласно представленному на государственную регистрацию свидетельству о праве собственности на жилье от 18.03.2014 право собственности на вышеуказанную комнату за заявителем в установленном на тот момент порядке не зарегистрировано, что свидетельствует об отсутствии права собственности у заявителя на данный объект недвижимости на основании представленного документа.
Для установления актуальности сведений, указанных в правоустанавливающем документе, подлинности представленных документов, отсутствия либо наличия ограничений (обременений), арестов (запрещений) Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя направлен запрос в Управление жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об актуальности и подтверждения выдачи вышеуказанного свидетельства о праве собственности.
Кроме того, государственным регистратором указано, то вышеуказанное свидетельство о праве собственности на жилье было выдано 18.03.2014 в г.Севастополе Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета в Украине, что подтверждается соответствующим бланком свидетельства и печатью на нем. В соответствии с Договором о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18.03.2014 органов государственной власти Украины на территории города Севастополя не существует, следовательно представленное свидетельство о праве собственности не могло быть выдано вышеуказанным органом. Таким образом, представленный документ не имеет юридической силы и не является правоустанавливающим документом.
Истец считает, что основания для приостановления или отказа в государственной регистрации права отсутствуют.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пунктам 1, 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС).
В соответствии с частью 3 статьи 7 указанного Закона города Севастополя перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, таким документом, в частности, является свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором либо органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде до 18.03.2014.
Однако, как было указано выше, в качестве документа, подтверждающего наличие у истца права собственности на объект недвижимости, было предоставлено свидетельство о праве собственности на жилье, выданное Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета 18.03.2014.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора имелись предусмотренные Законом о регистрации основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае административный ответчик, принимая решение о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, не нарушил требования действующего законодательства, не совершил действий, влекущих за собой нарушение прав и свобод административного истца, не создавал ему препятствий для осуществления его прав и свобод.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя совершены в рамках предоставленных полномочий, соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», не нарушают законные права и интересы истца, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, требования истца о понуждении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимость на вышеуказанное недвижимое имущество не подлежат удовлетворению еще и по следующим основаниям.
В данном деле судебный контроль осуществляется в отношении решения органа публичной власти на предмет его правомерности по приостановлению государственной регистрации права и по основаниям, указанным в обжалуемом решении, при этом вопрос наличия либо отсутствия иных оснований, препятствующих регистрации права, не исследовался. Полномочия по государственной регистрации права собственности на недвижимость относятся к исключительной компетенции Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 18.12.2017.