УИД 34RS0001-01-2022-005803-22
Дело № 2-556/2023 (2-3549/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 09 февраля 2023 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе
председательствующего судьи Кузнецовой М.В.
при секретаре Головановой А.А.
с участием:
представителя истца Ерохова В.И.,
представителя ответчика Титовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохова ФИО6 к ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Ерохов Е.В. обратился в суд с иском к ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда», в обоснование требований указав, что вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и отменен приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ №об отказе в признании Ерохова Е.В. безработным. Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, который им оценивается в размере 30 000 рублей. Учитывая изложенное истец просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Истец Ерохов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Ерохов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» Титова Л.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованием о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В силу требований ст.ст. 2,7,8 (ч. 1), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 и 55 Конституции РФ в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как в социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересы сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в ч. 2 ст. 178 ТК РФ, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (ст.ст. 10, 118 и 120 Конституции РФ).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан (далее – Правила регистрации безработных граждан).
В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и отменен приказ ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Ерохова Е.В. безработным.
Таким образом в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт неправомерного принятия ответчиком решения, связанного с нарушением прав истца на труд и получение социальных гарантий от государства.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, причиненных истцу, с учетом принципа разумности и справедливости полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, что, по мнению суда, отвечает перенесенным истцом страданиям. В удовлетворении остальной части данных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ерохова ФИО7 к ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения г. Волгограда» в пользу Ерохова ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий М.В. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий М.В. Кузнецова