Решение по делу № 2а-1120/2020 от 26.03.2020

Дело № 2а-1120/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2020 года                              г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,

при секретаре судебного заседания Накшиновой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исключить из реестра общественных организаций,

у с т а н о в и л:

региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия» (далее по тексту - РОО) обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исключить из реестра общественных организаций, мотивируя следующим.

27 марта 2015 года региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия» зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции РФ по РК. Финансово-хозяйственная деятельность организацией не велась, членские взносы не уплачивались, работников не имелось, в контролирующие органы предоставлялись «нулевые» отчёты. Конкретные материалы (документы) изучались на бесплатной основе. В итоге, членами организации было принято решение о прекращении деятельности РОО как юридического лица. 19 июля 2019 года на собрании принято решение о ликвидации региональной некоммерческой общественной организации. В этот же день протокол собрания и отчёт формы №Р.15001 (уведомление о ликвидации юридического лица) отправлены на сайт Управления Минюста РФ по РК. Поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась, имущества и средств у организации не было, расчётов с бюджетом, работниками и банками не было, то ликвидационная комиссия не создавалась, объявление в газету о прекращении деятельности некоммерческой организации не давалось. В феврале 2020 года из налоговой инспекции поступило извещение №178 о том, что 26 марта 2020 года за не предоставление налоговой отчетности будет рассматриваться вопрос о привлечении к административной ответственности. При этом, административный ответчик в течение семи месяцев не уведомлял о том, какое решение принято по заявлению от 19 июля 2019 года. Полагает, что в результате данного бездействия Управления Минюста РФ по РК создана ситуация, повлекшая возможное привлечение к административной ответственности. Ежеквартальные и годовые отчеты не предоставлялись в компетентные органы, поскольку РОО полагало, что решение об исключении организации из реестра принято.

Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика в период с 19 июля 2019 года по настоящее время. Возложить на Управление Минюста РФ по РК обязанность исключить из реестра общественных организаций региональную некоммерческую общественную организацию «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» с даты подачи заявления, то есть с 19 июля 2019 года. Взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Балашова Ж.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. В направленной суду телефонограмме просила рассмотреть дела в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объёме по доводам административного иска.

Представитель административного ответчика – Управления Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия Ботаев Б.Б., действующий по доверенности, в судебном заседании административный иск не признал, пояснив следующее.

19 июля 2019 года представитель региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» Балашова Ж.В. на личном приёме обратилась к начальнику Управления Министерства юстиции РФ по РК с вопросом о порядке ликвидации РОО. На приеме ей был подробно разъяснен порядок ликвидации. Специалистом Управления дана консультация по вопросу осуществления ликвидации РОО, включая необходимость засвидетельствования уведомления о ликвидации юридического лица в нотариальном порядке.

В этот же день, на адрес электронной почты Управления поступило сообщение без текста с простым вложением скан-копий уведомления о ликвидации юридического лица по форме №Р15001 и протокола отчетно-выборного собрания РОО от 19 июля 2019 года. Позже 28 февраля 2020 года в Управление обратился на личном приеме сотрудник Следственного управления Следственного комитета РФ по РК Бадушев В.Д. с вопросом о порядке ликвидации организации, которому вновь была предоставлена консультация по этому вопросу.

Представитель административного ответчика полагает, что незаконного бездействия Управлением не допущено, поскольку направленные административным истцом скан-копии уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и протокола отчетно-выборного собрания РОО не соответствуют законным требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Кроме этого, в протоколе отчетно-выборного собрания РОО отсутствуют решение о назначении ликвидационной комиссии и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Поступившие документы были восприняты административным ответчиком как информирование о принятом решении. Информация о предоставлении государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций является общедоступной.

Отсутствие средств и имущества не является основанием освобождения учредителей организации от совершения действий по ликвидации юридического лица, в том числе по назначению ликвидации юридического лица и удостоверению документов в нотариальном порядке при их представлении.

Также представитель административного ответчика считает, что в силу положений статьи 80 НК РФ общественная организация несет соответствующую налоговую ответственность, вне зависимости от ликвидации юридического лица.

С учетом положений статьи 150 КАС РФ, мнения представителя административного ответчика суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав свидетелей, суд не находит законных, правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как установлено статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях", общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В силу статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Судом в процессе рассмотрения установлено, что 20 марта 2015 года некоммерческая организация Региональная общественная организация «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

19 июля 2019 года на заседании отчетно-выборного собрания общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» принято решение о ликвидации организации как юридического лица.

В этот же день 19 июля 2019 года посредством направления на электронную почту административного ответчика из Следственного управления СК России по Республике Калмыкия поступило письмо, состоящее из следующих вложений: протокола отчетно-выборного собрания общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» и уведомления о ликвидации юридического лица по форме №Р15001. Оба вложения представлены в копиях незаверенных надлежащим образом.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (п.2 ст.62 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п.3 ст.62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (п.4 ст.62 ГК РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п.5 ст.62 ГК РФ).

При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п.6 ст.62 ГК РФ).

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, установлен положениями статьи 21 ФЗ «Об общественных объединениях».

Частью 3 статьи 26 ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 26.11.2019г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

По требованию пункта 4 статьи 22 указанного Закона, представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со ст.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.1. Закона, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 1.2. Закона, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

1) представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

2) представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

3) направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Пунктом 4.4. указанного Закона установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Между тем, как следует из административного искового заявления и пояснений ответчика в судебном заседании, документы в регистрирующий орган направлены представителем РОО «Союз ветеранов следствия РК» не почтовым отправлением с описью вложения, не представлены непосредственно либо через многофункциональный центр, а направлены в форме электронных документов, не подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, что не соответствует требованию статьи 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, полученные 19 июля 2019 года административным ответчиком на адрес электронной почты Управления Минюста РФ по РК документы являлись лишь электронным образом документов, не содержащих усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, то есть ненадлежащими.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Однако, сведения о том, что после принятия решения о ликвидации РОО «Союз ветеранов следствия РК» её учредителями была создана ликвидационная комиссия, суду не представлены, равно как и не были представлены административному ответчику.

Данное обстоятельство подтверждается также и в тексте административного искового заявления. В тоже время в направленном в Управление Минюста РФ в РК уведомлении имеются отметки о том, что заявитель Балашова Ж.В. является руководителем ликвидационной комиссии/ликвидатором (стр.004).

В силу части 1 статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации юридических лиц регламентирован положениями статей 61-63 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, согласно действующему законодательству, ликвидация юридического лица не ограничена лишь подачей уведомления о ликвидации в регистрирующий орган, а представляет собой законодательно регламентируемую процедуру.

В судебном заседании из пояснений представителя Управления Минюста РФ по РК Ботаева Б.Б. и допрошенных в качестве свидетелей начальника отдела Управления Басангова И.Б. и ведущего специалиста Хуцаевой Г.Э. усматривается, что 19 июля 2019 года представитель региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» Балашова Ж.В. на личном приёме обратилась к начальнику Управления Министерства юстиции РФ по РК с вопросом о порядке ликвидации РОО. По указанию начальника Управления, Балашовой Ж.В. был подробно разъяснен порядок ликвидации организации, специалистами Управления дана консультация по вопросу осуществления ликвидации РОО.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представителю региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» на момент подачи уведомления о ликвидации юридического лица был известен законный порядок ликвидации организации. Более того, указанный порядок находится в открытом доступе.

Кроме этого, согласно пункту 3 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган лишь после завершения процесса ликвидации юридического лица.

На основании изложенного, действующее законодательство не предусматривает обязанность регистрирующего органа совершение каких-либо действий после получения уведомления (ненадлежащего) о ликвидации юридического лица по форме Р15001, но до завершения самого процесса ликвидации и работы ликвидационной комиссии.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - возложена обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Следовательно, для признания действий (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленного требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что основания для признания бездействия административного ответчика незаконным, при заявленных доводах, отсутствуют, поскольку совокупность условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в рассматриваемом случае не имеется.

Так как в удовлетворении требования истца о признании незаконным бездействия ответчика судом отказано, исковые требования о возложении на ответчика обязанности исключить из реестра общественных организаций, взыскании государственной пошлины при обращении в суд, как производные требования, удовлетворению также не подлежит.

Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют законные, правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия Республики Калмыкия» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исключить из реестра общественных организаций.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий         М.Н. Мучкинов

2а-1120/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Региональная общественная организация "Союз ветеранов следствия"
Ответчики
Управление Министерства юстиции РФ по РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Мучкинов Мерген Николаевич
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее