Решение от 18.01.2022 по делу № 2-184/2022 (2-2668/2021;) от 02.12.2021

УИД 26RS0-37

Дело (2-2668/2021)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года                                                                           <адрес>

Предгорный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демина А.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием:

представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО1 о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Предгорный районный суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО1 о возложении обязанности.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в рамках проведенной проверки установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий - памятника природы «Гора Юца» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:29-6.68 дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границы особо охраняемой природной территории: памятник природы краевого значения «Гора Юца» входит земельный участок с кадастровым номером 26:29:120503:71.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Указанный земельный участок находится в собственности ФИО1 (номер записи о регистрации права 26-26-29/008/2008-008 от ДД.ММ.ГГГГ).

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, находящегося в границах памятника природы «Гора Юца».

ФИО1, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Юца» обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Указанные обязанности ответчиками не выполнены.

Обратившись в суд просил:

- возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Юца» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенного по адресу: <адрес>, в адрес ФИО1.

- возложить на ФИО1 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Юца» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенного по адресу: <адрес>.

    В судебном заседании старший помощник <адрес> ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО1 не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания.

С учетом положений ст. 233 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного судопроизводства.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

На основании ч. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

На основании ч 4 указанной статьи особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Согласно ч. 10 ст. 2 Закона № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 3.1 указанного федерального закона населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.

Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае» гора «Юца» объявлена памятником неживой природы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Юца».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий - памятника природы «Гора Юца» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 17 Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Юца», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на территории памятника природы должно обеспечиваться сохранение уникальных и ценных природных объектов, биоразнообразия и не допускаться деятельность, влекущая за собой нарушение естественного состояния памятника природы.

Использование памятника природы допускается в целях, не противоречащих установленному в его отношении режиму особой охраны:

научных (мониторинг состояния окружающей среды, изучение природных экосистем и их компонентов);

эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических троп, снятие видеофильмов, фотографирование);

рекреационных (транзитные прогулки);

природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также условий формирования подземных минеральных вод).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:29-6.68 дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границы особо охраняемой природной территории: памятник природы краевого значения «Гора Юца» входит земельный участок с кадастровым номером 26:29:120503:71.

В соответствии со ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Указанный земельный участок находится в собственности ФИО1 (номер записи о регистрации права 26-26-29/008/2008-088 от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается материалами реестрового дела на земельный участок.

Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. (п. 17 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)

В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, находящегося в границах памятника природы «Гора Юца».

ФИО1, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Юца» обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств указанные обязанности ответчиками не исполнены.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных наобеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Юца», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Юца».

С учетом изложенного доводы истца подлежат удовлетворению, в связис чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности по направлению и принятию охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Юца» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:120503:71.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:29:120503:71, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░1.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 45 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:29:120503:71, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:

2-184/2022 (2-2668/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Предгорного района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Гептинг Мария Владимировна
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Демин Александр Николаевич
Дело на сайте суда
predgorny.stv.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Подготовка дела (собеседование)
15.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее