№ 2а – 1122 / 2019 года. (публиковать)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года. г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Обуховой М.А.,
при секретарях судебного заседания Найденковой П.А., Кудрявцеве В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Власенко С.А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», Призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным заключения заседания призывной комиссии в протоколе № от <дата>, и возложить обязанность принять решение по обращению в соответствии законодательством, выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Власенко С.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Военному комиссариату УР. Заявленные требования мотивированы тем, что <дата> ему по почте была доставлена выписка из дела, подписанная районным военным комиссаром. По мнению призывной комиссии, истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас. <дата> истец направил заявление военному комиссару УР с пояснением о неверном решении районного комиссара. <дата> военный комиссар УР ответил, что решение призывной комиссии оставлено без изменения. Власенко С.А. имеет двоих детей и ему положена отсрочка до 27 лет. Отсрочка была оформлена военкоматом. При вынесении решения не были учтены исключения, установленные п.1.1 ст. 28 ФЗ №. Истец попадает под эти исключения по пп. «г» п.1 ст. 24 ФЗ №, однако призывной комиссией был проигнорирован этот факт. Истец не менял место регистрации, место работы, место фактического местонахождения в течение всего призывного периода. В момент окончания отсрочки по учебе в ВУЗе и получения повестки в военном столе ВУЗа, истец явился в военкомат для прохождения необходимых процедур. То есть исполнил требования закона о явке в военкомат по повестке. После этого истец повестки не получал и в военкомат не являлся, что не является нарушением закона. Закон возлагает ответственность за проведение призывных мероприятий, в том числе и вручение повесток под роспись на военные комиссариаты. Обязанностей самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, законом не предусмотрено. Считает, что истец не прошел службу по призыву по независящим от него причинам. <дата> истцу была оформлена отсрочка в связи с рождением второго ребенка, для этого истец самостоятельно явился в военкомат для оформления документов. Если имеются основания для зачисления в запас, то должен выдаваться военный билет. Просит признать незаконным заключения заседания призывной комиссии в протоколе № от <дата> и возложить обязанность принять решение по обращению в соответствии законодательством.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечены ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», Военный комиссариат Первомайского, Ленинского районов г. Ижевска, Завьяловского района УР.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Призывная комиссия муниципального образования «<адрес>», из числа соответчиков исключен Военный комиссариат Первомайского, Ленинского районов г. Ижевска, Завьяловского района УР.
В судебном заседании административный истец Власенко С.А. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, полностью поддержал доводы искового заявления, представил письменные обоснования иска, в которых указывается следующее. Поскольку была оформлена отсрочка, то при наличии отсрочки при достижении 27 лет, полагается выдача военного билета, это подтверждается судебной практикой. Получение повестки является не правом, а обязанностью призывника. Если повестка вручена родственникам либо иным лицам, проживающим по адресу призывника, оставлена по месту предполагаемого места нахождения призывника либо направлена ему по почте, то у последнего не возникает обязанности явиться в военкомат. Возможность извещения каким-либо иным способом ни Федеральным законом №53-ФЗ, ни ведомственными нормативно-правовыми актами не предусмотрена. Законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Материалы личного дела призывника не содержат данных о вручении Власенко С.А. повестки о необходимости явки в военный комиссариат в юридически значимый период. Истец не прошёл военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва и достиг возраста 27 лет, в силу чего подлежит зачислению в запас с выдачей военного билета. В части соблюдения сроков обращения в суд, указано, что на конверте с письмом с выпиской из дела от военного комиссара стоит почтовый штамп отделения получателя от <дата> Письмо заказное и уведомление о поступлении письма истец нашёл в почтовом ящике позже. Точный срок установить не удалось, так как на конверте отсутствует трек номер письма. Допускает, что получил письмо в почтовом отделении в районе <дата>, однако доказать, что получил письмо в эту дату не может, так не имеет документов от почты. Решение комиссии обжаловал в Военный комиссариат УР <дата> Получил ответ от военкомата <дата> <дата> подал исковое заявление в Первомайский районный суд г. Ижевска. Если считать, что истец получил выписку по почте <дата>, то трёхмесячный срок для обжалования в суд истек <дата> Просит принять во внимание, что получил письмо в почтовом отделении позже, чем <дата> И дополнительно к сроку подачи заявления в суд, уже было подано заявление в Военкомат УР. Пояснил на вопрос суда, что незаконным по указанным в иске и в суде основаниям указанным решением в протоколе № от <дата> ответчики, указывая, что он «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. И зачислен в запас. Согласно п.1.1. статьи 28, статьи 52 п. 1 абз. 6 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», тем самым нарушается его право как на получение военного билета, так и указания на то, что он не прошел службы по призыву по независящим от него причинам. А также в дальнейшем может повлиять например при его трудоустройстве на госслужбу и т.д.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат УР» Фокеева Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, полностью поддержала ранее представленные письменные возражения, в которых указывается следующее. ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» не принимал оспариваемое решение (заключение), и не наделен полномочиями по его принятию. Решение (заключение) призывной комиссии является коллегиальным решением (заключением), а не решением отдельного должностного лица, или отдельной организации. Заключение в отношении Власенко С.А. принимала призывная комиссия муниципального образования «<адрес>» (протокол № от <дата>), а не ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики или его структурное подразделение, военный комиссариат (Первомайского и Ленинского районов города Ижевск и Завьяловского района Удмуртской Республики). В своей работе призывная комиссия муниципального района «<адрес>» свободна в принятии решений (заключений). Решения (заключения) принимаются на основании документов личного дела призывников в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи, на основании Федерального закона №53-ФЗ, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ФКУ «Военный комиссариат УР», его структурное подразделение являются ненадлежащими ответчиками по делу. Полномочиями по принятию решения (заключения) в отношения Власенко С.А. об установлении оснований зачисления его в запас, ФКУ «Военный комиссариат УР» не наделен. Военный комиссариат (Первомайского и Ленинского районов г. Ижевск и Завьяловского района УР) не может выступать в качестве ответчика. Данный военный комиссариат не является ни представительством, ни филиалом ФКУ «Военный комиссариат УР». Заключение призывной комиссии МО «<адрес>» вынесено в соответствии с девствующим законодательством. Власенко C.A., <дата> года рождения, первоначально поставлен на воинский учет <дата> (протокол №) в военном комиссариате (Первомайского и <адрес>ов <адрес> и <адрес> УР), с определением категории годности к военной службе Б3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). <дата> (протокол №) решением призывной комиссии МО «<адрес>» Власенко С.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до <дата> (получение образования). По окончании срока предоставленной отсрочки, в нарушении ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» обязанность сообщить в 2-х недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, сообщение о переезде на новое место жительство, расположенное за пределами территории муниципального образования на срок свыше трех месяцев. Власенко С.А. не выполнил указанные требования, в частности, не предоставил сведения об окончании образовательного учреждения (копию диплома), а также о том, продолжает ли он повышать уровень образования, либо трудоустроен (сведения о месте работы). В связи с неисполнением Власенко С.А. обязанности по уточнению документов воинского учета, после окончания действия отсрочки, оповещать его о проведении мероприятий призыва через военно-учетные столы по месту учебы или работы не представлялось возможным. Кроме того, Власенко С.А., в нарушении ст. 10 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», не предоставил в военный комиссариат по месту учета информацию об изменении семейного положения при заключении брака, о рождении двоих детей, о смене места жительства в пределах муниципального образования. Указанная информация была предоставлена военному комиссариату только <дата> (вх. №, №), и повторно <дата> (вх. №). При зачислении в запас достаточным условием для признания, состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу по призыву после <дата>. Таким образом, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством является факт того, является ли Власенко С.А. лицом, не проходившим военную службу и не имевшим освобождения от призыва (ст. 23 Федерального закона №53-ФЗ) либо отсрочки (ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ) после <дата>. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет. Перед началом весеннего призыва 2014 года Власенко С.А., работником военного комиссариата была доставлена повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> для уточнения документов воинского учета. В виду отсутствия по месту жительства Власенко С.А. повестка была вручена под подпись его отцу. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным. В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №а/986), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен. В весеннюю призывную кампанию 2014 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел. В осеннюю призывную кампанию 2014 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была вручена под подпись его маме. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В весеннюю призывную кампанию 2015 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства с целью, вручения повестки на уточнение документов воинского учета. В виду отсутствия по месту жительства Власенко С.А. повестка <дата> была вручена под подпись его отцу. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным. В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А. <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №а/3485), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен. В весеннюю призывную кампанию 2015 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел. В осеннюю призывную кампанию 2015 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была оставлена в дверях квартиры. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А.. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В осеннюю призывную кампанию 2015 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В весеннюю призывную кампанию 2016 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
Повторно, в весеннюю призывную кампанию 2016 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2016 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2016 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повесток на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В весеннюю призывную кампанию 2017 года, учитывая, что в предыдущие призывные кампании - 2014 - 2016 годов, местонахождение Власенко С.А. установлено не было, и лично вручить повестки Власенко С.А. невозможно, в связи с постоянным отсутствием по месту жительства, <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №а/1958), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2017 года Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2017 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в дверях.
Повторно, в осеннюю призывную кампанию 2017 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была вручена под подпись его маме. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), ответ на которое не получен, лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
<дата>, Власенко С.А. прошел медицинское обследование, по результатам которого был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, установлена категория годности БЗ на основании ст. 66 «д» (Болезни позвоночника и их последствия: д) при наличии объективных данных без нарушения функций) графы 1 расписания болезней и ТДТ (Положение о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> №).
В осеннюю призывную кампанию 2017 г. Власенко С.А. представил для уточнения документов воинского учета копии документов - свидетельство о браке, заключенном <дата>, свидетельство о рождении детей - дочери Алисы, <дата> года рождения, дочери Амелии, <дата> года рождения.
Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии.
После прохождения медицинского освидетельствования <дата>, Власенко С.А. на заседание призывной комиссии не явился, следовательно, мероприятия призыва прошел не до конца, в личном деле призывника отсутствует какое-либо решение призывной комиссии МО «<адрес>» в указанное время.
В весеннюю призывную кампанию 2018 года, Власенко С.А. явился в военный комиссариат, и представил копии документов по уточнению воинского учета (вх. № от <дата>), в т.ч. паспорт с отметкой о регистрации по измененному <дата> месту жительства, свидетельство о браке, заключенном <дата>, свидетельство о рождении детей - дочери Алисы, <дата> года рождения, дочери Амелии, <дата> года рождения, а также справку о составе семьи.
<дата> Власенко С.А. прошел медицинское обследование, по результатам которого был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, установлена категория годности БЗ на основании ст. 66 «д» (Болезни позвоночника и их последствия: д) при наличии объективных данных без нарушения функций) графы 1 расписания болезней и ТДТ (Положение о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> №).
Решением призывной комиссии МО «<адрес>» <дата> (протокол №) в отношении Власенко С.А. вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании статьи 24 п.1 п.п. «г» Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с наличием у гражданина подлежащего призыву двух и более детей).
<дата> Власенко С.А. исполнилось 27 лет, с <дата> он был снят с учета призывников.
<дата> (исх. №) по месту жительства Власенко С.А. было направлено уведомление и времени и месте заседания призывной комиссии МО «<адрес>» по рассмотрению оснований зачисления его в запас.
<дата> (протокол №) призывная комиссия МО «<адрес>», изучив личное дело призывника Власенко С.А., его отношение к исполнению обязанности по защите Отечества, закрепленную в ст. 59 Конституции РФ, а также то, что он не прошел военную службу по призыву в призывные кампании 2014 - 2017 годов, при этом мероприятия призыва в Удмуртской Республики проводились, военный комиссариат принимал меры по вручению повесток призывнику Власенко С.А., направлял обращения в органы полиции об установлении его местонахождения и доставления на мероприятия призыва, вынесла вышеуказанное заключение: «Власенко С.А. признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас. Согласно п.1.1. статьи 28, статьи 52 п. 1 абз. 6 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Власенко С.А., в назначенные в повестках даты, на мероприятия призыва в 2014-2017 годах не являлся, о наличии места работы в нарушении ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» в военный комиссариат не сообщал, чем препятствовал военному комиссариату оповещать его на мероприятия призыва через стол воинского учета организации. Кроме того, не сообщал своевременно об изменении семейного положения, изменении места жительства в пределах муниципального образования.
Согласно характеристики, выданной директором школы №, имеющейся в личном деле призывника, Власенко С.А. проходил подготовку к военной службе, обучался в кадетском классе, принимал участие в сборной команде кадетов в Международном слете юных патриотов в г. Перми, что свидетельствует об осведомленности Власенко С.А. о необходимости каждому молодому человеку в Российской Федерации, в возрасте от 18 до 27 лет пройти военную службу по призыву (либо альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, либо военную службу по контракту), при отсутствии оснований предусмотренных ст. ст. 23, 24 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Поскольку, после <дата>, призывник Власенко С.А. подлежал призыву в 2014 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10.по 31.12), в 2015 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10.по 31.12), в 2016 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10. по 31.12), в 2017 году (с 01.04. по 15.07 и c 1.10. по 31.12.) и не прошел военную службу по призыву в указанные периоды, не имея оснований для получения отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, призывные мероприятия в отношении Власенко С.А. в указанные периоды проводились, уважительных причин для не прохождения мероприятий призыва в указанные периоды, которые бы препятствовали ему соблюдать установленные в Российской Федерации законы, в призывную комиссию МО «<адрес>» при рассмотрений основания о зачислении его в запас не представил.
К уважительным причинам могли быть отнесены такие обстоятельства объективного характера, не зависящие от воли Власенко С.А, находящиеся вне его контроля, которые при соблюдении им определенной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе, могли повлечь вынесения призывной комиссией иного решения.
Считает, что призывная комиссия вынесла заключение в отношении Власенко С.А. в соответствии с действующим законодательством, и оно является законным.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Также представителем административного ответчика заявлено письменное ходатайство о применении срока обращения в суд. В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление в суд может быть подано в суд в течение трех месяцев, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Учитывая, что на заседание призывной комиссии МО «<адрес>», которое состоялось <дата>, Власенко С.А., будучи уведомленным о месте и времени его проведения (исх. №А/6627 от <дата>), не явился, ему в адрес <дата> была направлена выписка из протокола №l/УК, с заключением, вынесенным призывной комиссией.
На представленном административным истцом Власенко С.А. конверте, получения выписки из заседания призывной комиссии МО «<адрес>», последней датой почтовой регистрации является <дата>, следовательно, в силу п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», трехмесячный срок начинает исчисляться с <дата> и истек <дата>.
Неполучение лицом корреспонденции, по указанному им в документах воинского учета адресу место проживания, является риском этого лица. Сведений о наличии препятствий для получения письма не представлено.
В суд административное исковое заявление административным истцом Власенко С.А. подано <дата>, то есть с пропуском трехмесячного срока.
Учитывая положения п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также в силу ст. 94, 219 КАС РФ, с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», срок на обращение в суд с административным исковым заявлением может быть увеличен только в случае уважительности его пропуска.
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены обстоятельства объективного характера, не зависящие от воли Власенко С.А., находящиеся вне его контроля, при соблюдении им таковой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования, заключения призывной комиссии МО «<адрес>», вынесенного <дата>.
Власенко С.А. не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали ему обратиться в суд с указанным административным иском в течение установленного законом срока.
Таким образом, в силу закона, Власенко С.А. пропущен срок, предусмотренный для обращения в суд по защите своих прав, уважительности причин пропуска срока не представлено.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «<адрес>», извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела, в деле имеется расписка в получения судебного извещения.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предметом спора является решение призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» от <дата> № о признании Власенко С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Федеральный закон № 53-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, согласно которой решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Власенко С.А. было направлено письмо с выпиской из протокола заседания призывной комиссии от <дата>. На конверте простой корреспонденции стоит почтовый штамп <дата> Указанный конверт, представлен самим Власенко С.А. и приобщен к материалам делам самим истцом.
С административным иском он обратился в суд <дата>.
При этом материалами дела подтверждено, что <дата>, то есть в установленный срок, Власенко С.А. обратился с заявлением к Военному комиссару УР и Призывную комиссию УР.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, жалоба на заключение призывной комиссии подана уполномоченному лицу.
Письменным сообщением ФКУ «Военный Комиссариат УР» от <дата> №А-2356, полученным Власенко С.А. <дата>, последнему в пересмотре оспариваемого решения призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» от <дата> отказано.
Ответ на жалобу Власенко С.А., поступившую <дата>, был дан <дата>, то есть без нарушения сроков, установленных частью 7 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №, от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П и др.).
Письмо с выпиской из протокола от 03.10.2018г было направлено без уведомления, в связи с чем, невозможно точно установить, когда именно было получено данное письмо Власенко С.А.
В целях соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, суд приходит к выводу об обоснованности восстановления административному истцу срока обращения в суд.
Протоколом призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от <дата>, по результатам проведения её заседания вынесено заключение о признании Власенко С.А., <дата> года рождения не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В соответствии с п. 1.1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона № 53-Ф3 Власенко С.А. зачислен в запас.
Проверяя по существу законность принятого призывной комиссией решения, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 22 Федерального закона № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 53-Ф3, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В силу статьи 26 Федерального закона №53-Ф3, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 53-Ф3, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их, среди прочих, одного из следующих решений: о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (часть 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465 были внесены изменения в раздел III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Положение о призыве на военную службу).
Так согласно пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <дата>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Из системного толкования указанных положений закона юридически значимым и подлежащим выяснению по настоящему делу, является факт того, относился ли административный истец к категории лиц, не проходивших службу, не имея на то законных оснований после <дата>.
При этом факт не прохождения (уклонения) от прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет, поскольку при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им службы без уважительных причин, но только после <дата>.
Таким образом, Власенко С.А. <дата> года рождения, подлежал призыву в 2014 году (с 01 апреля по 15 июля, с 01 октября по 31 декабря), в 2015 году (с 01 апреля по 15 июля, с 01 октября по 31 декабря), в 2016 году (с 01 апреля по 09 июня, с 01 октября по 31 декабря), в 2017 году (с 01 апреля по 09 июня, с 01 октября по 31 декабря).
Из материалов дела следует, что Власенко С.А., принят на воинский учет в военном комиссариате (Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики) <дата>, с определением категории годности к военной службе Б3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет.
<дата> (протокол №) решением призывной комиссии МО «<адрес>» Власенко С.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до <дата> (получение образования).
Перед началом весеннего призыва 2014 года Власенко С.А., работником военного комиссариата была доставлена повестка о вызове в военный комиссариат на 14.02.2014 г. для уточнения документов воинского учета. В виду отсутствия по месту жительства Власенко С.А. повестка была вручена под подпись его отцу. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представил ось возможным. В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №а/986), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2014 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2014 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была вручена под подпись его маме. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В весеннюю призывную кампанию 2015 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства с целью, вручения повестки на уточнение документов воинского учета. В виду отсутствия по месту жительства Власенко С.А. повестка <дата> была вручена под подпись его отцу. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным. В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2015 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2015 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была оставлена в дверях квартиры. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А.. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. № которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В осеннюю призывную кампанию 2015 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В весеннюю призывную кампанию 2016 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
Повторно, в весеннюю призывную кампанию 2016 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника и членов его семьи, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2016 г. Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2016 г. работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повесток на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в почтовом ящике. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В весеннюю призывную кампанию 2017 года, учитывая, что в предыдущие призывные кампании - 2014 - 2016 годов, местонахождение Власенко С.А. установлено не было, и лично вручить повестки Власенко С.А. невозможно, в связи с постоянным отсутствием по месту жительства, <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыв а (исх. №а/1958), которое вернулось с указанием данных о месте регистрации Власенко С.А., сам лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
В весеннюю призывную кампанию 2017 года Власенко С.А. мероприятия призыва не прошел.
В осеннюю призывную кампанию 2017 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> оставлена в дверях.
Повторно, в осеннюю призывную кампанию 2017 года работниками военного комиссариата осуществлялся выход по месту жительства Власенко С.А. с целью вручения повестки на мероприятия призыва. В виду отсутствия по месту жительства призывника, повестка о вызове в военный комиссариат на <дата> была вручена под подпись его маме. По повестке Власенко С.А. не явился, лично повестку вручить не представилось возможным.
В связи с невозможностью лично вручить повестку Власенко С.А., <дата> было направлено обращение начальнику отдела полиции № об установлении местонахождения гражданина Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва (исх. №), ответ на которое не получен, лично органами полиции Власенко С.А. не доставлен.
<дата>, Власенко С.А. прошел медицинское обследование, по результатам которого был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, установлена категория годности БЗ на основании ст. 66 «д» (Болезни позвоночника и их последствия: д) при наличии объективных данных без нарушения функций) графы 1 расписания болезней и ТДТ (Положение о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> №).
В осеннюю призывную кампанию 2017 г. Власенко С.А. представил для уточнения документов воинского учета копии документов - свидетельство о браке, заключенном <дата>, свидетельство о рождении детей - дочери Алисы, <дата> года рождения, дочери Амелии, <дата> года рождения.
После прохождения медицинского освидетельствования <дата>, Власенко С.А. на заседание призывной комиссии не явился.
В весеннюю призывную кампанию 2018 года, Власенко С.А. явился в военный комиссариат и представил копии документов по уточнению воинского учета (вх. № от <дата>), паспорт с отметкой о регистрации по измененному <дата> месту жительства, свидетельство о браке, заключенном <дата>, свидетельство о рождении детей - дочери Алисы, <дата> года рождения, дочери Амелии, <дата> года рождения, а также справку о составе семьи.
<дата> Власенко С.А. прошел медицинское обследование, по результатам которого был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, установлена категория годности БЗ на основании ст. 66 «д» (Болезни позвоночника и их последствия: д) при наличии объективных данных без нарушения функций) графы 1 расписания болезней и ТДТ (Положение о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> №).
Решением призывной комиссии МО «<адрес>» <дата> (протокол №) в отношении Власенко С.А. вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании статьи 24 п.1 п.п. «г» Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с наличием у гражданина подлежащего призыву двух и более детей).
<дата> Власенко С.А. исполнилось 27 лет, с <дата> он был снят с учета призывников.
<дата> (исх. №A/6627) по месту жительства Власенко С.А. было направлено уведомление и времени и месте заседания призывной комиссии МО «<адрес>» по рассмотрению оснований зачисления его в запас.
<дата> (протокол №) призывная комиссия МО «<адрес>» вынесла заключение: «Власенко С.А. признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас. Согласно п.1.1. статьи 28, статьи 52 п. 1 абз. 6 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
На основании части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Возлагая на стадии подготовки дела к судебному разбирательству на административного ответчика бремя доказывания законности постановленного призывной комиссией решения в части включения в него формулировки о признании Власенко С.А., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, суд предлагал представить в судебное заседание доказательства в подтверждение факта законности принятия решения: о соблюдении порядка принятия решения (форма, сроки, основания процедура и т.п.); содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Так, на основании части 3, 4 статьи 26 Федерального закона № 53-Ф3, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 53-Ф3, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В соответствии с пунктами 6-8 Положения о призыве на военную службу, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. №400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
По смыслу данных норм закона именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, при этом мероприятия по призыву на военную службу должны проводиться призывными комиссиями в каждую призывную кампанию без исключения. Законодательством о прохождении военной службы прямо предусмотрен способ извещения лиц, подлежащих призыву, о необходимости их явки в военный комиссариат в назначенное время. Указанное извещение, оформляемое повесткой, должно вручаться лично призывнику под расписку и лишь лицами, прямо поименованными в Положении о прохождении военной службы.
При этом получение повестки является не правом, а обязанностью призывника. Если повестка вручена родственникам либо иным лицам, проживающим по адресу призывника, оставлена по месту предполагаемого места нахождения призывника либо направлена ему по почте, то у последнего не возникает обязанности явиться в военкомат. Возможность извещения каким- либо иным способом ни Федеральным законом №53-Ф3, ни ведомственными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 года №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», согласно которым судам необходимо учитывать, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата, вручение которых призывнику производится под расписку и только установленными законодательством лицами.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 7 этого же федерального закона).
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Материалы личного дела призывника содержат данные о вручении повестки родственникам Власенко С.А. по его месту жительства о необходимости явки в военный комиссариат в юридически значимый период. Сведений о том, что повестки вручались лично ему под роспись, не имеется.
В тоже время, необходимо учесть то, что исходя из преамбулы к Федеральному закону №53-Ф3 данный федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
По смыслу данной нормы закона, правоотношения, связанные с призывом на военную службу, носят индивидуальный и строго персонифицированный характер, при котором предусмотренной статьей 31 Федерального закона № 53- ФЗ обязанности призывника явиться по повестке в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, корреспондирует предусмотренная статьей 26 того же закона и Положением о призыве на военную службу обязанность сотрудников военного комиссариата известить призывника об указанных мероприятиях в установленном законом порядке.
При этом суд отмечает, что положениями части 2 статьи 31 Федерального закона №53-Ф3, а также совместного Приказа Министра обороны Российской Федерации №366, Министерства внутренних дел Российской Федерации №789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007 г. «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», предусмотрен широкий круг правомочий отделов военных комиссариатов по розыску совместно с сотрудниками полиции и доставлению призывников, уклоняющихся от прохождения военной службы.
В материалах личного дела призывника, имеются сведения об обращении ( неоднократно ) в установленном законом порядке Призывной комиссии в органы полиции для установления местонахождения Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва в период с 2014 по 2017 г., в связи с чем, суд приходит к выводу, что призыв в отношении Власенко С.А. в юридически значимый период производился.
В этой связи аргументы о том, что Власенко С.А. до исполнения 27 лет уклонялся от исполнения воинской обязанности в период с <дата> до исполнения 27 лет, принимаются судом во внимание.
Таким образом, поскольку к моменту принятия призывной комиссией оспариваемого решения призывник Власенко С.А. достиг возраста 27 лет, при этом у призывной комиссии имелись достаточные данные судить о неявке Власенко С.А. в военный комиссариат в призывную кампанию 2014 г., 2015 г., 2016 г. и 2017 г. без уважительных причин, а постановленное решение не нарушает предусмотренные законом права Власенко С.А., то оспариваемый акт призывной комиссии, в части формулировки «Власенко Станислав Александрович, <дата> года рождения, признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» является законным.
Суд принимает во внимание доводы возражений административного ответчика и те обстоятельства, что Власенко С.А., в назначенные в повестках даты, на мероприятия призыва в 2014-2017 гг. не являлся, об окончании обучения в образовательном учреждении, о наличии места работы в нарушении ст. 10 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службы» в военный комиссариат не сообщал, чем препятствовал военному комиссариату оповещать его на мероприятия призыва через стол воинского учета организации. Кроме того, не сообщал своевременно об изменении семейного положения, изменении места жительства в пределах муниципального образования.
Власенко С.А., как лицо, поставленное на воинский учет еще 15.01.2008г, должен был быть осведомлен из приписного свидетельства о необходимости каждому молодому человеку в Российской Федерации, в возрасте от 18 до 27 лет пройти военную службу по призыву (либо альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, либо военную службу по контракту), при отсутствии оснований предусмотренных ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Поскольку, после <дата>, призывник Власенко С.А. подлежал призыву в 2014 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10. по 31.12), в 2015 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10. по 31.12), в 2016 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10. по 31.12), в 2017 году (с 01.04. по 15.07, с 01.10. по 31.12.) и не прошел военную службу по призыву в указанные периоды, не имея оснований для получения отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, призывные мероприятия в отношении Власенко С.А. в указанные периоды проводились, уважительных причин для не прохождения мероприятий призыва в указанные периоды, которые бы препятствовали ему соблюдать установленные в Российской Федерации законы, в призывную комиссию МО «<адрес>» при рассмотрений основания о зачислении его в запас не представил.
К уважительным причинам могли быть отнесены такие обстоятельства объективного характера, не зависящие от воли Власенко С.А, находящиеся вне его контроля, которые при соблюдении им определенной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе, могли повлечь вынесения призывной комиссией иного решения.
Должностными лицами военного комиссариата принимались меры для вручения повесток Власенко С.А., в том числе осуществлялись выходы по месту его жительства, а также суд учитывает неоднократные направления обращения в правоохранительные органы, в частности в Отдел Полиции № УМВД России по г. Ижевску, об установлении местонахождения Власенко С.А. и обеспечения его прибытия на мероприятия призыва. Тем самым военкомат принял все меры к розыску Власенко С.А. для прохождения им службы. Несмотря на то, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у Власенко С.А. отсутствовала, однако действия самого призывника Власенко С.А. в значительно длительный период с 2014 по 2017 гг.в силу выше указанных обстоятельств и всех собранных доказательств в совокупности ( об окончании обучения не сообщил, о месте работы и изменениях семейного положения, и рождения детей своевременно в военкомат также не сообщал), суд рассматривает как злоупотребление правом, и нет оснований полагать, что он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Суд приходит к выводу, что призывная комиссия вынесла заключение <дата> в отношении Власенко С.А. в соответствии с действующим законодательством, и оно является законным, и ст. 31 ФЗ-53-ФЗ « о воинской обязанности и военной службе» из ее системного толкования не нарушена.
А потому и говорить о нарушении прав административного истца, не приходится.
По вопросу о надлежащем ответчике по указанному делу суд приходит к следующему.
Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом №53-ФЗ, в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28 и 29).
Вместе с тем призывные комиссии, наделенные указанным Федеральным законом публичными полномочиями по призыву граждан на военную службу, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относятся и юридическими лицами не являются, создаются на время призыва.
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ, а также Положением о призыве на военную службу, призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты, созданные в субъекте Российской Федерации, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и юридическими лицами, через свои структурные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Исходя из приведенных норм, интересы призывных комиссий в суде в том числе представляют военные комиссариаты, которые с учетом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона № 53-ФЗ запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Поскольку Власенко С.А. по достижению 27 лет подлежал зачислению в запас по части 1.1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ и пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан, суд считает, что и выдача военного билета ему не положена.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В связи с отсутствием в действиях административных ответчиков нарушений прав административного истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Власенко С.А. требований.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Власенко С.А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», Призывной комиссии муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным заключения заседания призывной комиссии в протоколе № УК от <дата> и возложить обязанность принять решение по обращению в соответствии законодательством, выдать военный билет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца (через Первомайский районный суд г. Ижевска) со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено: 28 марта 2019 года.
Судья : М.А. Обухова