Дело № 12-2/2021
РЈРР” в„– 13RS0023-01-2020-005002-06
РЕШЕНРР•
21 января 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
при секретаре Мариной А.С.
рассмотрев жалобу Колесникова В.А. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением РѕС‚ 14 октября 2020 Рі. в„– 13/2-2-20-РџР /12-5950-Р/44-170, вынесенным государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее также Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ), директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее - РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 2 000 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Колесников Р’.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление должностного лица, вынесенное РІ отношении него РїРѕ настоящему делу РѕР± административном правонарушении, прекратить производство РїРѕ делу. Р’ доводах жалобы указывает РЅР° допущенные Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ процессуальные нарушения РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; РЅРµ разъяснении ему процессуальных прав Рё обязанностей лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
В судебном заседании Колесников В.А. жалобу поддержал.
Опрошенная РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственный инспектор труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1 обстоятельства дела, приведённые РІ составленном ею протоколе РѕР± административном правонарушении, подтвердила.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, ознакомившись СЃ доводами, изложенными РІ жалобе, СЃСѓРґСЊСЏ Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесникова В.А. к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу абзаца 7 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Р’ соответствии СЃ пунктом 13 приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 1 РёСЋРЅСЏ 2009 РіРѕРґР° N 290РЅ "РћР± утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной РѕР±СѓРІСЊСЋ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё средствами индивидуальной защиты", выдача работникам Рё сдача РёРјРё РЎРР— фиксируются записью РІ личной карточке учета выдачи РЎРР—.
Согласно п. 3.6 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
Пунктом 3.4. указанного выше Порядка предусмотрено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Согласно подпункту 3.7 раздела 3 Порядка работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
Пунктом 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года N 302н, определено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Как усматривается РёР· материалов дела, основанием для привлечения директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. Рє административной ответственности РЅР° основании части 1 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации послужил изложенный РІ обжалуемом акте вывод Рѕ допущенном РёРј как директоре указанного общества нарушении требований действующего трудового законодательства РІ области охраны труда, Р° именно: РІ карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты (далее – РЎРР—) работников (облицовщиков-плиточников) Багрова, Копнинцева, Панас, Свитова, Тушинского, Хлопотова Рё РЁСѓРґСЂРѕРІР° (последний плотник), РЅРµ указаны наименование типовых РЅРѕСЂРј, РїСѓРЅРєС‚ типовых РЅРѕСЂРј, размеры перчаток Рё рукавиц, Р¤РРћ руководителя структурного подразделения, так Р¶Рµ РІ карточке учета выдачи РЎРР— работникаТушинского РЅРµ указан размер РѕР±СѓРІРё. Р’ карточках учета выдачи РЎРР— работников Багрова, Копнинцева, Панас, Свитова, Тушинского, РЁСѓРґСЂРѕРІР°, Хлопотова наименование РЎРР— Рё количество РЎРР— РЅР° РіРѕРґ РЅРµ соответствует типовым нормам. Выдача рукавиц или перчаток РЅРµ отображается РІ карточках учета выдачи РЎРР— указанных работников. РќРµ представлены документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих (респираторы) работникам Багрову, Копнинцеву, Панасу, Свитову, Тушинскому, Хлопотову. Протоколы проверки знаний требований охраны труда работников РЅРµ соответствуют утверждённой форме. РќРµ создана РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ проверке знаний требований охраны труда РІ составе РЅРµ менее трех человек, прошедших обучение РїРѕ охране труда Рё проверку знаний требований охраны труда РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ для проведения проверки знаний требований охраны труда работников. Работникам РЅРµ выдаются удостоверения Рѕ прохождении проверки знаний требований охраны труда. РќРµ утвержден СЃРїРёСЃРѕРє контингентов, подлежащих периодическим Рё (или) предварительными осмотрам.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, последнему выдается предписание об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Вышеуказанные нарушения зафиксированы РІ акте проверки РѕС‚ 15 сентября 2020 РіРѕРґР° N 13/2-2-20-РџР /12-5549-Р/44-170 Рё послужили основанием для вынесения 15 сентября 2020 РіРѕРґР° предписания N 13/2-2-20-РџР /12-5562-Р/44-170 РѕР± устранении выявленных нарушений, составления 29 сентября 2020 РіРѕРґР° государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ отношении директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. протокола N 13/2-2-20-РџР /12-5744-Р/44-170 РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ, Рё привлечения 14 октября 2020 РіРѕРґР° Колесникова Р’.Рђ. постановлением должностного лица указанного органа Рє административной ответственности, установленной данной РЅРѕСЂРјРѕР№.
Фактические обстоятельства совершения директором общества Колесниковым В.А. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая обжалуемый акт, должностное лицо обоснованно сочло, что Колесников Р’.Рђ., выполняющий организационно-распорядительные функции, общее руководство юридическим лицом, РЅРµ организовал выполнение РёРј требований охраны труда. РРЅРѕРіРѕ РёР· материалов дела РЅРµ следует.
При указанных обстоятельствах бездействие Колесникова В.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации справедливое.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, не установлено.
Доводы жалобы на нарушение порядка проведения проверки, а именно порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Постановление N 438), в части проведения внеплановой проверки в отношении малого предприятия, включённого в соответствующий единый реестр, при отсутствии поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица, судом отвергнуты.
Действительно, в соответствии с Постановлением N 438 в 2020 году отменяются проверки юридических лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления).
В подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438 названы внеплановые проверки, проводимые, в частности, на основании поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Распоряжение руководителя Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„–13/2-2-20-РџР /12-5045-Р/44-170 РѕС‚ 13 августа 2020 РіРѕРґР° Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» издано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ поручения заместителя Председателя Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ ФедерацииФРРћ2РѕС‚ 27 декабря 2019 РіРѕРґР° в„–РўР“-Рџ12-11486 Рѕ проведении РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность РІ сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда, приказа Федеральной службы РїРѕ труду Рё занятости (Роструд) РѕС‚ 07.02.2020 в„–29 СЃ изменениями РѕС‚ 11.06.2020 в„–128. РџСЂРё этом СЃСЂРѕРє исполнения поручения заместителя председателя правительства Рѕ проведении внеплановых проверок работодателей, осуществляющих деятельность РІ сфере строительства, был продлён РґРѕ 31 декабря 2020 РіРѕРґР°, Рѕ чём свидетельствуют информационное РїРёСЃСЊРјРѕ Департамента здравоохранения Рё социального развития Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 7 апреля 2020 Рі. в„– Р12-18544, адресованное Роструду, приказы Роструда РѕС‚ 5 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 122, РѕС‚ 11 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 128.
Поскольку поручение заместителя председателя правительства от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не было отменено, внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Строительная фирма «Стройресурс» была назначена и проведена в установленной процедуре.
Оснований считать о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438, ввиду неуказания, по мнению заявителя, в поручении от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 конкретного юридического лица, не имеется. Постановление N 438 не содержит требования о необходимости указания в поручении правительства наименования юридического лица, такая конкретизация юридических лиц как «работодатели, осуществляющие деятельность в сфере строительства» не противоречит Постановлению N 438.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о нарушении порядка рассмотрения дела, со ссылками на то, что государственным инспектором труда Колесникову В.А. не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, о чём им была сделана отметка в протоколе, являлись предметом проверки суда и отвергнуты.
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении директором ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым В.А. в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу, поставлена подпись и написано «не разъяснены», не свидетельствует о том, что права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, государственным инспектором труда не разъяснялись Колесникову В.А.
Данный РґРѕРІРѕРґ РЅРµ нашёл своего подтверждения Рё объективно опровергается показаниями опрошенной РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственного инспектора труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1, которая категорически утверждала, что права Колесникову Р’.Рђ. были разъяснены; РёР· содержания протокола РѕР± административном правонарушении следует, что присутствующий РїСЂРё его составлении директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. СЃ данным процессуальным документом ознакомлен, что засвидетельствовано его РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ; РІ протоколе РѕР± административном правонарушении имеется запись Рѕ разъяснении Колесникову Р’.Рђ. его прав, предусмотренных СЃС‚. 25.1, 28.2 РљРѕРђРџ Р Р¤; пределы реализации предусмотренных процессуальным законом прав определялись последним РїРѕ своему усмотрению.
Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.
Материалы дела также позволяют сделать вывод о том, что Колесников В.А. был осведомлен об объеме процессуальных прав, которыми наделен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пользовался ими как при составлении протокола об административном правонарушении, так и на последующих стадиях производства по делу. Право Колесникова В.А. на защиту не нарушено. Оснований для удовлетворения ходатайства последнего о прекращении производства по делу по указанному основанию не имеется.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае объектом противоправного посягательства являются права граждан в сфере трудовых отношений, в том числе право на безопасные условия труда, гарантированное трудовым законодательством. Характер совершенного противоправного деяния, объект противоправного посягательства не свидетельствуют о его малозначительности.
То обстоятельство, что Колесниковым В.А. к жалобе были приложены заявления работников ООО «Строительная фирма «Стройресурс» о том, что потерпевшими по настоящему делу себя не считают, какой-либо вред им не причинён, юридического значения для его разрешения не имеет.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении Рё оценены РїРѕ правилам, установленным РІ статье 26.11 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колесникова В. А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ
Дело № 12-2/2021
РЈРР” в„– 13RS0023-01-2020-005002-06
РЕШЕНРР•
21 января 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
при секретаре Мариной А.С.
рассмотрев жалобу Колесникова В.А. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением РѕС‚ 14 октября 2020 Рі. в„– 13/2-2-20-РџР /12-5950-Р/44-170, вынесенным государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее также Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ), директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее - РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 2 000 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Колесников Р’.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление должностного лица, вынесенное РІ отношении него РїРѕ настоящему делу РѕР± административном правонарушении, прекратить производство РїРѕ делу. Р’ доводах жалобы указывает РЅР° допущенные Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ процессуальные нарушения РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; РЅРµ разъяснении ему процессуальных прав Рё обязанностей лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
В судебном заседании Колесников В.А. жалобу поддержал.
Опрошенная РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственный инспектор труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1 обстоятельства дела, приведённые РІ составленном ею протоколе РѕР± административном правонарушении, подтвердила.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, ознакомившись СЃ доводами, изложенными РІ жалобе, СЃСѓРґСЊСЏ Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесникова В.А. к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу абзаца 7 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Р’ соответствии СЃ пунктом 13 приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 1 РёСЋРЅСЏ 2009 РіРѕРґР° N 290РЅ "РћР± утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной РѕР±СѓРІСЊСЋ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё средствами индивидуальной защиты", выдача работникам Рё сдача РёРјРё РЎРР— фиксируются записью РІ личной карточке учета выдачи РЎРР—.
Согласно п. 3.6 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
Пунктом 3.4. указанного выше Порядка предусмотрено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Согласно подпункту 3.7 раздела 3 Порядка работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
Пунктом 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года N 302н, определено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Как усматривается РёР· материалов дела, основанием для привлечения директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. Рє административной ответственности РЅР° основании части 1 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации послужил изложенный РІ обжалуемом акте вывод Рѕ допущенном РёРј как директоре указанного общества нарушении требований действующего трудового законодательства РІ области охраны труда, Р° именно: РІ карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты (далее – РЎРР—) работников (облицовщиков-плиточников) Багрова, Копнинцева, Панас, Свитова, Тушинского, Хлопотова Рё РЁСѓРґСЂРѕРІР° (последний плотник), РЅРµ указаны наименование типовых РЅРѕСЂРј, РїСѓРЅРєС‚ типовых РЅРѕСЂРј, размеры перчаток Рё рукавиц, Р¤РРћ руководителя структурного подразделения, так Р¶Рµ РІ карточке учета выдачи РЎРР— работникаТушинского РЅРµ указан размер РѕР±СѓРІРё. Р’ карточках учета выдачи РЎРР— работников Багрова, Копнинцева, Панас, Свитова, Тушинского, РЁСѓРґСЂРѕРІР°, Хлопотова наименование РЎРР— Рё количество РЎРР— РЅР° РіРѕРґ РЅРµ соответствует типовым нормам. Выдача рукавиц или перчаток РЅРµ отображается РІ карточках учета выдачи РЎРР— указанных работников. РќРµ представлены документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих (респираторы) работникам Багрову, Копнинцеву, Панасу, Свитову, Тушинскому, Хлопотову. Протоколы проверки знаний требований охраны труда работников РЅРµ соответствуют утверждённой форме. РќРµ создана РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ проверке знаний требований охраны труда РІ составе РЅРµ менее трех человек, прошедших обучение РїРѕ охране труда Рё проверку знаний требований охраны труда РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ для проведения проверки знаний требований охраны труда работников. Работникам РЅРµ выдаются удостоверения Рѕ прохождении проверки знаний требований охраны труда. РќРµ утвержден СЃРїРёСЃРѕРє контингентов, подлежащих периодическим Рё (или) предварительными осмотрам.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, последнему выдается предписание об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Вышеуказанные нарушения зафиксированы РІ акте проверки РѕС‚ 15 сентября 2020 РіРѕРґР° N 13/2-2-20-РџР /12-5549-Р/44-170 Рё послужили основанием для вынесения 15 сентября 2020 РіРѕРґР° предписания N 13/2-2-20-РџР /12-5562-Р/44-170 РѕР± устранении выявленных нарушений, составления 29 сентября 2020 РіРѕРґР° государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ отношении директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. протокола N 13/2-2-20-РџР /12-5744-Р/44-170 РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ, Рё привлечения 14 октября 2020 РіРѕРґР° Колесникова Р’.Рђ. постановлением должностного лица указанного органа Рє административной ответственности, установленной данной РЅРѕСЂРјРѕР№.
Фактические обстоятельства совершения директором общества Колесниковым В.А. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая обжалуемый акт, должностное лицо обоснованно сочло, что Колесников Р’.Рђ., выполняющий организационно-распорядительные функции, общее руководство юридическим лицом, РЅРµ организовал выполнение РёРј требований охраны труда. РРЅРѕРіРѕ РёР· материалов дела РЅРµ следует.
При указанных обстоятельствах бездействие Колесникова В.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации справедливое.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, не установлено.
Доводы жалобы на нарушение порядка проведения проверки, а именно порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Постановление N 438), в части проведения внеплановой проверки в отношении малого предприятия, включённого в соответствующий единый реестр, при отсутствии поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица, судом отвергнуты.
Действительно, в соответствии с Постановлением N 438 в 2020 году отменяются проверки юридических лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления).
В подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438 названы внеплановые проверки, проводимые, в частности, на основании поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Распоряжение руководителя Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„–13/2-2-20-РџР /12-5045-Р/44-170 РѕС‚ 13 августа 2020 РіРѕРґР° Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» издано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ поручения заместителя Председателя Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ ФедерацииФРРћ2РѕС‚ 27 декабря 2019 РіРѕРґР° в„–РўР“-Рџ12-11486 Рѕ проведении РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность РІ сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда, приказа Федеральной службы РїРѕ труду Рё занятости (Роструд) РѕС‚ 07.02.2020 в„–29 СЃ изменениями РѕС‚ 11.06.2020 в„–128. РџСЂРё этом СЃСЂРѕРє исполнения поручения заместителя председателя правительства Рѕ проведении внеплановых проверок работодателей, осуществляющих деятельность РІ сфере строительства, был продлён РґРѕ 31 декабря 2020 РіРѕРґР°, Рѕ чём свидетельствуют информационное РїРёСЃСЊРјРѕ Департамента здравоохранения Рё социального развития Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 7 апреля 2020 Рі. в„– Р12-18544, адресованное Роструду, приказы Роструда РѕС‚ 5 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 122, РѕС‚ 11 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 128.
Поскольку поручение заместителя председателя правительства от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не было отменено, внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Строительная фирма «Стройресурс» была назначена и проведена в установленной процедуре.
Оснований считать о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438, ввиду неуказания, по мнению заявителя, в поручении от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 конкретного юридического лица, не имеется. Постановление N 438 не содержит требования о необходимости указания в поручении правительства наименования юридического лица, такая конкретизация юридических лиц как «работодатели, осуществляющие деятельность в сфере строительства» не противоречит Постановлению N 438.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о нарушении порядка рассмотрения дела, со ссылками на то, что государственным инспектором труда Колесникову В.А. не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, о чём им была сделана отметка в протоколе, являлись предметом проверки суда и отвергнуты.
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении директором ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым В.А. в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу, поставлена подпись и написано «не разъяснены», не свидетельствует о том, что права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, государственным инспектором труда не разъяснялись Колесникову В.А.
Данный РґРѕРІРѕРґ РЅРµ нашёл своего подтверждения Рё объективно опровергается показаниями опрошенной РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственного инспектора труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1, которая категорически утверждала, что права Колесникову Р’.Рђ. были разъяснены; РёР· содержания протокола РѕР± административном правонарушении следует, что присутствующий РїСЂРё его составлении директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. СЃ данным процессуальным документом ознакомлен, что засвидетельствовано его РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ; РІ протоколе РѕР± административном правонарушении имеется запись Рѕ разъяснении Колесникову Р’.Рђ. его прав, предусмотренных СЃС‚. 25.1, 28.2 РљРѕРђРџ Р Р¤; пределы реализации предусмотренных процессуальным законом прав определялись последним РїРѕ своему усмотрению.
Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.
Материалы дела также позволяют сделать вывод о том, что Колесников В.А. был осведомлен об объеме процессуальных прав, которыми наделен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пользовался ими как при составлении протокола об административном правонарушении, так и на последующих стадиях производства по делу. Право Колесникова В.А. на защиту не нарушено. Оснований для удовлетворения ходатайства последнего о прекращении производства по делу по указанному основанию не имеется.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае объектом противоправного посягательства являются права граждан в сфере трудовых отношений, в том числе право на безопасные условия труда, гарантированное трудовым законодательством. Характер совершенного противоправного деяния, объект противоправного посягательства не свидетельствуют о его малозначительности.
То обстоятельство, что Колесниковым В.А. к жалобе были приложены заявления работников ООО «Строительная фирма «Стройресурс» о том, что потерпевшими по настоящему делу себя не считают, какой-либо вред им не причинён, юридического значения для его разрешения не имеет.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении Рё оценены РїРѕ правилам, установленным РІ статье 26.11 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колесникова В. А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ