Дело №2а-205/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2019 года г.Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Базыр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елимбаева Н.А. к призывной комиссии Улуг-Хемского района Республики Тыва и Военному комиссариату Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов Республики Тыва о признании незаконным решения призывной комиссии,
с участием административного истца Елимбаева Н.А.,
установил:
Елимбаев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов о признании незаконным решения призывной комиссии, указывая на то, что решением призывной комиссии Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов он был признан годным к прохождению военной службы, ему вынесена категория годности «Б3», в связи с чем, ему выдана повестка на 16 мая 2019 года для призыва на военную службу. Принятое решение считаю законным, подлежащим отмене. При прохождении медицинской комиссии ему были выданы направления на дополнительное обследование по заболеваниям: <данные изъяты>». По результатам дополнительного обследования в ходе проведения призывной комиссии он был признан годным к военной службе. Однако, им и на медицинской и на призывной комиссиях были предъявлены жалобы на боли в поясничном отделе позвоночника, коленях, после длительной ходьбы и при физических нагрузках, на возникновение чувства давления и кома в горле, а также на боли в животе. Его жалобы на состояние здоровья были проигнорированы, следовательно, врач-специалист, который определил в отношении него категорию годности, самостоятельно исключил наличие заболевания, что равносильно самостоятельной постановке диагноза в условиях медицинского освидетельствования. Оспариваемое решение нарушает его право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. Призывная комиссии принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении. Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ. Кроме того, в отношении него не проводилось контрольное медицинское освидетельствование. Таким образом, врачами-специалистами, был нарушен порядок принятия решения о его категории годности и призыве его на военную службу, в следствии вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Просит признать незаконным решение призывной комиссии Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу.
В судебном заседании административный истец заявленный административный иск поддержал полностью по указанным в нем основаниям.
Представители призывной комиссии Улуг-Хемского района Республики Тыва и Военного комиссариата Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, не просили об отложении дела, поэтому дело рассматривается в отсутствие представителей.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе. В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Распоряжением в администрации Улуг-Хемского кожууна от 22 апреля 2019 года «О призыве граждан 1992-2001 годов рождения на военную службу в апреле-июле 2019 года в Улуг-Хемском кожууне Республики Тыва» создана призывная комиссия муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва, с определением состава и порядка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец, в период осеннего призыва 2019 года был направлен на медицинское освидетельствование, где жалобе не предъявлял, по результатам обследования при росте 166 см, весе 95 кг, ИМТ=34,5, установлен диагноз: <данные изъяты>».
Оспаривая решение призывной комиссии и представляя суду личную амбулаторную карточку Елимбаев Н.А. указывал, что не может быть признан по состоянию здоровья годным в военной службе.
Согласно листу медицинского освидетельствования Елимбаева Н.А. от 15 мая 2019 года, выставлен на основании результатов специальных исследований рентгенографии стоп диагноз: <данные изъяты>, заключило о годности к военной службе с незначительными ограничениями.
В представленной амбулаторной медицинской карте Елимбаева Н.А. с рождения по настоящее время, жалоб на болевой синдром не было зафиксировано, не описано, не подтверждается инструментальными и иными исследованиями, сведения о проведенном лечении отсутствуют, нетрудоспособным не признавался.
Для оценки состояния питания используется индекс массы тела (ИМТ), который определяется по формуле.
Соотношение роста и массы тела в норме и при нарушениях питания приведены в таблице 2. Для оценки состояния питания при освидетельствовании лиц, не достигших 18 лет, используются стандарты физического развития детей и подростков, принятые в субъектах Российской Федерации.
Административным истцом не оспаривается, что у административного истца индекс массы тела составляет 34,5, то есть менее 35, что свидетельствует об <данные изъяты>.
Таким образом, установленный Елимбаеву Н. А. диагноз <данные изъяты> соответствует пункту "Д" статьи 13 Расписания болезней, предусматривающую категорию годности к военной службе Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями; диагноз "продольное плоскостопие обеих стоп второй степени" соответствует пункту "г" статьи 68 Расписания болезней и предусматривает категорию годности к военной службе Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями, военно-врачебной комиссией определена категория годности Елимбаева Н.А. к военной службе - Б-3.
В соответствии с п. п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе", однако, указанным правом административный истец не воспользовался.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.
Поскольку в ходе проведения мероприятий по призыву представленные медицинские документы не подтверждали безусловное наличие у административного истца заболеваний, в связи с которыми ему могла быть определена категория годности к военной службе "В", и при рассмотрении дела истцом также не было представлено достаточных доказательств наличия у него заболевания в той степени, которая позволила бы установить ему требуемую им степень годности к военной службе, то отсутствуют основания для признания незаконным решения призывной комиссии.
Таким образом, приведенные обстоятельства не подтверждают принятия районной призывной комиссией решения о годности призывника к военной службе, нарушающего какие-либо охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Елимбаева Н.А. к призывной комиссии Улуг-Хемского района Республики Тыва и Военному комиссариату Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов Республики Тыва о признании незаконным решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 7 июля 2019 года.
Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай