Дело № 2а-983/2021
УИД: 18RS0013-01-2021-000707-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тимофеевой Е.В., при секретаре судебного заседания Князевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ААС, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР АЮВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ЖНЮ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ПАВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР МАВ, Управлению ФССП по УР о признании незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л :
САО «ВСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР А А.С., УФССП по УР, просило признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Завьяловского РОСП ААС А.С. по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязать исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания предоставить документы об окончании исполнительного производства и направить в адрес административного истца.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. САО «ВСК» является стороной указанного исполнительного производства. Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, установлен факт бездействия административного ответчика, в связи с чем административный истец обратился в суд.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители Завьяловского РОСП УФССП России по УР А Ю.В., ПАВ, МАВ, Ж Н.Ю. В качестве заинтересованного лица привлечено МРИ ФНС № 9 по УР.
В судебное заседание стороны, заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В письменных возражениях на административный иск представитель административных ответчиков указала, что требования административного иска удовлетворению не подлежат. В рамках исполнительного производства в отношении должника КНН судебными приставами-исполнителями Завьяловского РОСП были направлены запросы в кредитные учреждения, ПФР по УР, Управление Росреестра по УР, ГИБДД УР, операторам сотовой связи, ФНС по УР. Согласно объяснениям, отобранным у должника, с задолженностью она не согласна, будет обжаловать. В настоящее время исполнительное производство не окончено, исполнительные действия продолжаются. Кроме того, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции», согласно которому судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром имущества, находящегося по месту жительства должника, также наложение ареста на имущество должника. То обстоятельство, что возбуждение исполнительного производства не привело к исполнению решения суда, само по себе не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
На основании статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что административное исковое заявление САО ВСК о признании незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту решения – Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением исполнительных документов по смыслу приведенной нормы является исполнение данного документа в строгом соответствии с его содержанием.
Статьей 4 Федерального закона №229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Согласно частям 11, 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Завьяловского РОСП АЮВ Ю.В. на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Завьяловским районным судом УР, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, предметом которого является взыскание с КНН в пользу САО «ВСК» иных взысканий имущественного характера в пользу физических и юридических лиц – в размере 9 720 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Завьяловского РОСП ЖНЮ Н.Ю. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации (филиал «Центральный» ПАО «Совкомбанк», ПАО Сбербанк, ПАО Быстробанк).
Согласно реестру исполнительных действий, с ДД.ММ.ГГГГ судебными приставами-исполнителями Завьяловского РОСП неоднократно направлялись запросы в кредитные учреждения с целью выяснения имущественного положения должника. Также направлялись запросы в регистрирующие органы, такие как Росреестр по УР, ГИБДД по УР, ГИМС по УР, ФМС. Согласно ответам регистрирующих органов за должником движимого и недвижимого имущества не зарегистрировано.
По результатам ответов о наличии у должника открытого счета в кредитном учреждении, судебным приставом-исполнителем выносилось соответствующее постановление.
В настоящее время исполнительное производство в отношении должника находится на исполнении, исполнительные действия продолжаются.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.
При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя.
Согласно статье 64 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств.
Перечень исполнительных действий, определенный в статье 64 Федерального закона № 229-ФЗ, не является исчерпывающим, и в силу пункта 17 части 1 данной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно части 11 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются, в частности, действия, указанные в исполнительном документе.
Разрешая требование административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства неоднократно, в целях установления имущественного положения должника были направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации, ГИБДД, ГИМС, ПФ РФ, Росреестр, операторам сотовой связи.
Розыск должника не осуществлялся в связи с отсутствием заявления взыскателя об объявлении должника или его имущества в исполнительный розыск, предусмотренный статьей 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ, поданного в порядке пункта 2 части 5 статьи 65 Федерального закона № 229-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 65 Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя осуществляет розыск должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.
В данном случае сумма задолженности должника составляет 9 720 рублей.
Неэффективность принятых судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения и недостижение судебным приставом-исполнителем положительного для взыскателя результата по исполнению исполнительного документа в установленные законодательством сроки не свидетельствует о допущенном бездействии судебного пристава при наличии доказательств совершения им в рамках возбужденного исполнительного производства действий, направленных на исполнение судебного решения.
При этом вид принимаемой меры принудительного характера в целях исполнения исполнительного документа определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно. Решение вопроса о том, какие меры принудительного исполнения следует совершить, зависит от характера предписания исполнительного документа, а также обстоятельств исполнительного производства.
Основанием для принятия решения суда о признании бездействия незаконным является одновременное его несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Доказательств того, что какие-либо права и законные интересы административного истца указанным выше бездействием нарушены, в нарушение статьи 62 КАС РФ, административным истцом не представлено, в связи с чем в указанной части требования административного иска удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, суд, применив положения Федерального закона «Об исполнительном производстве», оценив в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя Завьяловского РОСП УФССП России по УР по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд, предусмотренный частью 3 статьи 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Требование САО «ВСК» о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Завьяловского РОСП в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания предоставить документы об окончании исполнительного производства и направить в адрес административного истца, суд считает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку в настоящее время исполнительные действия продолжаются, исполнительное производство не приостановлено, не окончено.
При таких обстоятельствах суд полагает административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ААС, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР А АЮВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ЖНЮ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ПАВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР МАВ, Управлению ФССП по УР о признании незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя оставить без удовлетворения.
Административные исковые требования Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ААС, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР А АЮВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ЖНЮ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР ПАВ, судебному приставу-исполнителю Завьяловского РОСП УФССП России по УР МАВ, Управлению ФССП по УР о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Завьяловского РОСП в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания предоставить документы об окончании исполнительного производства и направить в адрес административного истца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Е.В. Тимофеева