Решение
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года город Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришина И.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-809/2022 по административному исковому заявлению прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
и.о. прокурора Каменского района Тульской области Мачалин Д.И., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Каменского района Тульской области в рамках надзорных функций проведена проверка, направленная на выявление и пресечение Интернет сайтов, на которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии и газа. В ходе проверки прокуратурой Каменского района в сети Интернет в поисковой строке «yandex.ru» установлена страница интернет-сайта: <данные изъяты>. В ходе осмотра страницы указанного сайта, установлено, что на нем размещена информация под заглавием: «Способы остановки газового счетчика в домашних условиях» о том, как остановить счетчик газа различными способами, в целях незаконного снижения размеров платы за коммунальные услуги ЖКХ, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также эта информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Доступ к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии и газа, в целях избежание последующих негативных последствий, следует ограничить.
Просит суд: признать информацию, признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет" в поисковой строке «yandex.ru» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта, в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Руководитель Управления Динариева Н.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области.
Представитель административного истца – помощник прокурора Каменского района Косинов С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Выслушав позицию по иску представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.17 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 1 ст.19 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом.
Исходя из содержания ч.4 ст.29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со статьями 1 и 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,3-4 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 и п.6 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.
Как следует из п.4 ст.2 Закона об информации, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 13 ст.2 Закона об информации установлено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона об информации, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Частью 1 ст.9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч.6 ст.10 Закона об информации, запрещено распространение информации, в том числе за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.15 Закона об информации установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частями 1-3 ст.15.1 Закона об информации установлено, что, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п.2 ч.5 ст.15.1 Закона об информации, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Закона об информации.
Частью 1 ст.4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно п.6 Раздела II "Условия предоставления коммунальных услуг" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со ст.ст. 153, 157 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу п.п."г" п.34, п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа.
Статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества.
Кроме того, ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества.
В силу ч.5 ст.33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами - указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления.
На основании п.5.1.7 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия по: созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено следующее.
Основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ, послужило предоставление возможности свободного доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к находящейся в свободном доступе, на странице в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки приборов учета расхода воды, электроэнергии и газа.
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор Каменского района Тульской области, на основании ч.3 ст.35 КАС РФ, вправе обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением.
Прокуратурой Каменского района в рамках надзорных функций проведена проверка, направленная на выявление и пресечение Интернет сайтов, на которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии и газа.
В ходе проверки прокуратурой Каменского района в сети Интернет в поисковой строке «yandex.ru» установлена страница интернет-сайта: <данные изъяты>
В ходе осмотра страницы указанного сайта, установлено, что на нем размещена информация под заглавием: «Способы остановки газового счетчика в домашних условиях» о том, как остановить счетчик газа различными способами, в целях незаконного снижения размеров платы за коммунальные услуги ЖКХ, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также эта информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки приборов учета расхода воды, электроэнергии и газа фактически является распространением запрещенной информации.
Указанные деяния причиняют ущерб ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг населению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности тех обстоятельств, что информация, размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта: <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; таким образом, доступ к информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанной странице, должен быть ограничен, в целях избежание последующих негативных последствий.
С учетом изложенного суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Каменского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2022 года.