Дело № 5-206/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
11 июня 2024 года пгт. Троицко-Печорск
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района) Иваницкая Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» (ИНН №; ОГРН №; юридический адрес: 169420, Республика Коми, Троицко-Печорский район, посёлок городского типа Троицко-Печорск, квартал Южный, дом № 11),
установил:
постановлением Сосногорского городского суда Республики Коми по делу об административном правонарушении № 5-94/2024 от 11.03.2024 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Троицко-Печорское ЦРБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности бактериологической лаборатории, расположенной на первом этаже административного здания ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» по адресу: 169420, Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, квартал Южный, д. 11, на срок 90 суток, с исчислением срока фактического приостановления деятельности с 11 часов 00 минут 05.03.2024.
При вынесении судом 11.03.2024 указанного постановления установлено, что в период с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 05.03.2024 бактериологическая лаборатория ГБУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», расположенная на первом этаже административного здания № 11 квартала Южный посёлка городского типа Троицко-Печорск Троицко-Печорского района Республики Коми, осуществляла свою деятельность с патогенными биологическими агентами III-IV групп патогенности со следующими нарушениями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также невыполнением следующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), п.144, п.146 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПин 3.3686-21) не представлен документ, определяющий режим безопасной работы бактериологической лаборатории, с учётом характера работ, особенностей технологии, свойств микроорганизма и продуктов его жизнедеятельности;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.164, п.323, п.324 СанПиН 3.3686-21 не представлена схема, утвержденная руководителем подразделения, направления потоков и размещение помещений «чистой» и «заразной» зоны;
в нарушение ч.2 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.164, п.323, п.324, п.326, п.327 СанПиН 3.3686-21 не обеспечено зонирование лаборатории на «заразную» и «чистую» зоны;
в нарушение ч.2 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.333 СанПиН 3.3686-21 отсутствуют боксы микробиологической безопасности (БМБ) II класса защиты;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.5.8 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее – СП 2.1.3678-20) отсутствует раздельная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.194 СанПиН 3.3686-21 не представлены паспорта системы механической приточно-вытяжной вентиляции бактериологической лаборатории;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.188, п.195 СанПиН 3.3686-21 не представлены ежегодные результаты проверки эксплуатационных характеристик системы приточно-вытяжной вентиляции специалистами учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.194
СанПиН 3.3686-21 не представлена инструкция, составленная с учётом требований
СанПиН 3.3686-21 по эксплуатации системы приточно-вытяжной вентиляции;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.5.2 СП 2.1.3678-20 не представлены ежегодные результаты очистки и дезинфекции системы механической приточно-вытяжной вентиляции;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.170 СанПиН 3.3686-21 в бактериологической лаборатории не предусмотрена защита рабочих мест от попадания прямых солнечных лучей с использованием солнцезащитных средств и оборудования, обеспечивающих возможность проведения их дезинфекции;
в нарушение требований ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 в бактериологической лаборатории не установлены умывальники со смесителями с бесконтактным управлением;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.181 СанПиН 3.3686-21 электрические розетки в помещениях «заразной зоны» не оборудованы пылевлагозащитными крышками;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.186 СанПиН 3.3686-21 не представлен годовой график, утвержденный руководителем организации планово-предупредительного ремонта инженерных систем обеспечения биологической безопасности;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пп.144, 146 СанПиН 3.3686-21 непредставлены ежегодные результаты плановых тренировочных занятий по ликвидации аварий при работе с ПБА.
В соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ, протоколом осмотра от 05.06.2024 принадлежащих ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» помещений территорий и находящихся там вещей и документов, составленным начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте, было установлено, что ведутся ремонтные работы, бактериологическая лаборатория фактически не функционирует.
Зонирование лаборатории на «заразную» и «чистую» зоны отсутствует, боксы микробиологической безопасности (БМБ) II класса защиты отсутствуют; раздельная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением отсутствует; рабочие места не защищены от попадания прямых солнечных лучей с использованием солнцезащитных средств и оборудования, обеспечивающих возможность проведения их дезинфекции (проведена замена оконных блоков); умывальники не оборудованы смесителями с бесконтактным управлением; электрические розетки в помещениях «заразной» зоны не оборудованы пылевлагозащитными крышками; вход в «заразную зону» не оборудован дезинфекционным ковриком, смоченным дизиинфецирующим раствором.
При проведении осмотра 05.06.2024 бактериологической лаборатории, расположенной на первом этаже административного здания ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ», представителю юридического лица было предложено добровольно представить следующие документы, которые представлены не были в связи с их отсутствием у юридического лица, а именно:
- документ, определяющий режим безопасной работы в конкретных условиях, с учетом характера работ, особенностей технологии, свойств микроорганизма и продукции его жизнедеятельности;
- схема, утвержденная руководителем подразделения, направления потоков и размещения помещений «чистой» и «заразной» зоны бактериологической лаборатории;
- паспорта системы механической приточно-вытяжной вентиляции, оборудованной в бактериологической лаборатории;
- результаты проверки эксплуатационных характеристик системы приточно-вытяжной вентиляции, оборудованной вбактериологической лаборатории, выполненные специалистами учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации;
- инструкция, составленная с учетом требований СанПиН 3.3686-21 по эксплуатации системы приточно-вытяжной вентиляции, оборудованной в бактериологической лаборатории;
- результаты очистки и дезинфекции системы механической приточно-вытяжной вентиляции, оборудованной в бактериологической лаборатории;
- годовой график, утвержденный руководителем организации планово-предупредительного ремонта лабораторного оборудования и инженерных систем обеспечения биологической безопасности;
- план ликвидации аварий при работе с ПБА, ежегодные результаты плановых тренировочных занятий по ликвидации аварий при работе с ПБА;
- приказ руководителя организации о допуске персонала (обслуживающего оборудование, установленное в бактериологической лаборатории), и (или) имеющих доступ в бактериологическую лабораторию;
- результаты периодического инструктажа по биологической безопасности персонала бактериологической лаборатории;
- результаты бактериологического контроля работы стерилизаторов, установленных вбактериологической лаборатории.
В бактериологической лаборатории ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» в период с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 05.06.2024 вновь выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), п.144, п.146 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПин 3.3686-21), не представлен документ, определяющий режим безопасной работы бактериологической лаборатории, с учетом характера работ, особенностей технологии, свойств микроорганизма и продуктов его жизнедеятельности;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.164, п.323, п.324 СанПиН 3.3686-21 не представлена схема, утвержденная руководителем подразделения, направления потоков и размещение помещений «чистой» и «заразной» зоны;
в нарушение ч.2 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.164, п.323, п.324, п.326, п.327 СанПиН 3.3686-21 не обеспечено зонирование лаборатории на «заразную» и «чистую» зоны;
в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 333 СанПиН 3.3686-21 отсутствуют боксы микробиологической безопасности (БМБ) II класса защиты;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.5.8 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее – СП 2.1.3678-20) отсутствует раздельная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.194 СанПиН 3.3686-21 не представлены паспорта системы механической приточно-вытяжной вентиляции бактериологической лаборатории;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.188, п.195 СанПиН 3.3686-21 не представлены ежегодные результаты проверки эксплуатационных характеристик системы приточно-вытяжной вентиляции специалистами учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.194
СанПиН 3.3686-21 не представлена инструкция, составленная с учётом требований
СанПиН 3.3686-21 по эксплуатации системы приточно-вытяжной вентиляции;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.5.2 СП 2.1.3678-20 не представлены ежегодные результаты очистки и дезинфекции системы механической приточно-вытяжной вентиляции;
в нарушение ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.144, п.170 СанПиН 3.3686-21 в бактериологической лаборатории не предусмотрена защита рабочих мест от попадания прямых солнечных лучей с использованием солнцезащитных средств и оборудования, обеспечивающих возможность проведения их дезинфекции;
в нарушение требований ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 в бактериологической лаборатории не установлены умывальники со смесителями с бесконтактным управлением;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.181 СанПиН 3.3686-21 электрические розетки в помещениях «заразной зоны» не оборудованы пылевлагозащитными крышками;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.186 СанПиН 3.3686-21 не представлен годовой график, утвержденный руководителем организации, планово-предупредительного ремонта инженерных систем обеспечения биологической безопасности;
в нарушение требований ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ,пп.144, 146 СанПиН 3.3686-21 не представлены ежегодные результаты плановых тренировочных занятий по ликвидации аварий при работе с ПБА.
Таким образом, с момента выявления указанных нарушений в деятельности данного юридического лица 05.03.2024, послуживших основанием к принятию судом 11.03.2024 вышеуказанного постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности бактериологической лаборатории ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» на срок 90 суток, с исчислением срока фактического приостановления деятельности с 11 часов 00 минут 05.03.2024, данным юридическим лицом на момент проведения ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте 05.06.2024 осмотра бактериологической лаборатории ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» данные нарушения не только не устранены, н ои являются идентичными с вновь выявленными нарушениями.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также должностного лица надзорного органа, составившего протокол об административном правонарушении, которые были извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, ходатайствовали о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(часть 1); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под гигиеническим нормативом - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Под санитарными правилами следует понимать нормативные акты, закрепляющие установленные государством санитарно-эпидемиологическое нормирование, задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Объективная сторона выражается в действии, заключающемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии - невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъективная сторона характеризуется в форме умысла либо неосторожности.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ выполнение требований санитарного законодательства является обязанностью граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ч.2 ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных
для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21), устанавливающие обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности,
защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белковоподобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (далее - ПБА): к порядку учета, хранения, передачи и транспортирования ПБА, а также объектов и материалов, содержащих или подозрительных на содержание ПБА.
Согласно п. 144 СанПиН 3.3686-21, в организациях, осуществляющих работы с использованием ПБА, должны обеспечиваться: контроль обеспечения биологической безопасности в организации; контроль за проведением комплекса мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий; контроль подготовленности персонала к работе с ПБА и организация наблюдения за состоянием здоровья, включая контроль прохождения диспансеризации и иммунопрофилактики работников, учет работников с повышенной чувствительностью к антибиотикам и имеющих противопоказания к вакцинации; контроль выполнения санитарно-эпидемиологических требований; контроль порядка выезда сотрудников, выдача обсервационных удостоверений (при отсутствии врача изолятора); проведение анализа состояния биологической безопасности и разработка комплекса мер по ее совершенствованию.
Согласно п. 146 СанПиН 3.3686-21, для подразделения должен быть разработан документ, определяющий режим безопасной работы в конкретных условиях, с учетом характера работ, особенностей технологии, свойств микроорганизма и продуктов его жизнедеятельности.
Согласно п. 164 СанПиН 3.3686-21, объемно-планировочные решения и размещение оборудования должны обеспечивать поточность движения ПБА, персонала, отходов и разделение помещений лаборатории на части подразделения, где не проводят работы с ПБА (далее –«чистая» зона) и части подразделения, где осуществляют манипуляции с ПБА и их хранение (далее –«заразная» зона). Направления потоков и размещение помещений «чистой» и «заразной» зоны отражаются на схеме, утвержденной руководителем подразделения.
Согласно п. 170 СанПиН 3.3686-21, в помещениях необходимо предусмотреть защиту рабочих мест от попадания прямых солнечных лучей с использованием солнцезащитных средств и оборудования, обеспечивающих возможность проведения их дезинфекции.
Согласно п. 181 СанПиН 3.3686-21, электрические розетки в помещениях «заразной» зоны должны быть с пылевлагозащитными крышками, светильники - герметичны.
Согласно п. 186 СанПиН 3.3686-21, планово-предупредительный ремонт лабораторного оборудования и инженерных систем обеспечения биологической безопасности подразделений осуществляют в соответствии с годовым графиком, утвержденным руководителем организации.
Согласно п. 188 СанПиН 3.3686-21, проверку эксплуатационных характеристик боксов микробиологической безопасности (БМБ), защитных боксированных устройств (ЗБУ) и систем приточно-вытяжной вентиляции (ПВВ) в соответствии с требованиями нормативных документов проводят специалисты учреждений, организаций, аккредитованных на этот вид деятельности в национальной системе аккредитации: после монтажа и подготовки к использованию; не реже одного раза в год; после перемещения, замены фильтров или ремонта БМБ.
Согласно п. 194 СанПиН 3.3686-21, эксплуатацию систем приточно-вытяжной вентиляции осуществляют в соответствии с инструкцией, составленной с учетом требований настоящих санитарных правил. Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Обслуживание механической ПВВ осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией, привлекаемой к этому виду деятельности.
Согласно п. 195 СанПиН 3.3686-21, один раз в год проводится проверка эффективности работы систем механической ПВВ и кондиционирования, при необходимости - текущие ремонты (с предварительной дезинфекцией), с отметкой в журнале.
Согласно п. 323 СанПиН 3.3686-21, в лабораториях, осуществляющих диагностические исследования, разграничивают потоки движения персонала, поступления материала на исследование, отходов. Разграничение потоков отражают на схеме, утвержденной руководителем подразделения. Передача материала осуществляется через дверь с тамбуром. Допускается передача через передаточное окно. Материал поступает в плотно закрытых промаркированных контейнерах, биксах, сумках-холодильниках.
Согласно п. 324 СанПиН 3.3686-21, обеспечивается зонирование лаборатории. Помещения лаборатории разделяют на «заразную» зону, где осуществляют манипуляции с ПБА, и «чистую» зону, где не проводят работы с ПБА. Во вновь строящихся и реконструируемых лабораториях вход персонала в «заразную» зону осуществляется через санпропускник.
Согласно п. 326 СанПиН 3.3686-21, помещения «чистой» зоны включают: гардероб (шкаф) для верхней одежды; помещение (шкаф) для рабочей одежды чистой зоны; помещения для проведения подготовительных работ: мойка лабораторной посуды, препараторская; помещение для стерилизации питательных сред и лабораторной посуды (стерилизационная); помещение для приготовления и розлива питательных сред; помещение, оснащенное холодильником(ами) (холодильными камерами) для хранения питательных сред и диагностических препаратов; комнаты для работы с документами и литературой; комната отдыха; кабинет заведующего; подсобные помещения; туалет.
Согласно п. 327 СанПиН 3.3686-21, помещения «заразной» зоны включают: помещения для приема материала (проб) на исследование; блок для работы с инфицированными животными; боксированные помещения (или микробиологические комнаты, оснащенные боксами биологической безопасности) для проведения микробиологических исследований; боксированные помещения (или микробиологические комнаты, оснащенные боксами биологической безопасности), помещения для проведения иммунологических исследований; помещение для проведения зооэнтомологических работ; помещение для паразитологических работ; набор помещений для исследований по детекции нуклеиновых кислот (ПЦР); автоклавная для обеззараживания материала; помещение для ведения записей в рабочих журналах.
Согласно п. 333 СанПиН 3.3686-21, работы с ПБА должны выполнять в боксах микробиологической безопасности (БМБ) II класса защиты.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 утверждены Санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Согласно п. 4.4.6 СП 2.1.3678-20, умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.
Согласно п. 4.5.2 СП 2.1.3678-20, один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. В асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка должна преобладать над притоком воздуха.
Согласно п.4.5.8 СП 2.1.3678-20, каждая группа помещений (операционные, реанимационные, рентгенокабинеты, лаборатории, боксированные помещения, пищеблоки) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением, либо вентиляционная система нескольких помещений класса чистоты А должна исключать обратный переток воздуха между помещениями.
На основании постановления судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 11.03.2024 ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» подвергалась административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок 90 суток, в том числе за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, указанных во вновь составленном протоколе об административном правонарушении от 05.06.2024 №94.
При этом исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, назначенного постановлением судьи от 11.03.2024,
не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3, 4 ст.32.12 КоАП РФ.
Таким образом, начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте ФИО2, по результатам проверки и выявления не устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности на основании указанного постановления судьи от 11.03.2024, в отношении ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» составлен новый протокол об административном правонарушении № 94 от 05.06.2024 по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ и, в порядке гл. 27 КоАП РФ, применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности с 12 часов 00 минут 05.06.2024, что соответствует требованиям ч.5 ст.32.12 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 05.06.2024№ 94 составлен в строгом соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, руководителем административного органа с участием законного представителя юридического лица – исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении получена законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении юридического лица – ГБУЗРК «Троицко-Печорская ЦРБ» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 11.03.2024 о назначении административного наказания ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ; протоколом об административном правонарушении от 05.06.2024№ 94; протоколом о временном запрете деятельности от 05.06.2024№ 95; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.06.2024 б/н.
Представленные по делу доказательства не свидетельствуют о том, что юридическим лицом принимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч.1 ст.6.3 КоАП РФ. Законный представитель юридического лица – исполняющая обязанности главного врача ФИО3 согласилась с допущенными нарушениями, что нашло свой отражением в протоколе об административном правонарушении.
Санкция ч.1 ст.6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась
(ч.2 ст.3.12, ч.5 ст.29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности
(ч.3 ст.27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз.2 ч.2 ст.29.10 КоАП РФ).
Вместе с тем, в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что ч.2 ст.29.10
КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, не представлены в суд документы, подтверждающие невиновность представляемого им юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Таким образом, по делу объективно установлено, что у ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств прихожу к выводу о доказанности наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, совершении рассматриваемых противоправных действий (бездействия) именно юридическим лицом – ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» и виновность последнего в совершении указанного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу, не установлено.
Учитывая изложенное, характер совершенного административного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что связано с реальной угрозой жизни и здоровья людей, считаю необходимым назначить юридическому лицу – ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности бактериологической лаборатории, расположенной на первом этаже административного здания указанного медицинского учреждения, на срок 90 суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом учитывается, что на основании протокола от 05.06.2024 № 95 наложен временный запрет деятельности указанной бактериологической лаборатории с 12 часов 00 минут 05.06.2024, что, в силу ч.2 ст.27.17 КоАП РФ, должно быть учтено при исчислении срока назначенного наказания в виде временного запрета деятельности.
Срок давности привлечения к административной ответственности ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ не истек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать юридическое лицо – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности бактериологической лаборатории, расположенной на первом этаже административного здания Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, поселок городского типа Троицко-Печорск, квартал Южный, дом № 11, на срок 90 (девяносто) суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица, то есть с 12 часов 00 минут 05.06.2024.
Копии постановления направить юридическому лицу, в отношении которого оно вынесено, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а также в Отделение судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми для исполнения.
Настоящее постановление подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы, протеста в суд, которым вынесено постановление по делу, либо непосредственно в вышестоящий суд.
Судья Ю.В. Иваницкая