Дело № 2-652/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми
в составе: председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Леонтьевой О.К.,
с участием помощника прокурора Карчевской Р.М.,
представителя ответчика администрации городского поселения «Войвож» Кулинча Г.В.,
представителя третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы
г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 25 июня 2019 года гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Войвож» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГП «Войвож» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести источники наружного противопожарного водоснабжения в исправное состояние: пожарные гидранты <адрес> создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения путем обустройства площадки (пирса) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, обеспечить подъезды к пожарным водоемам: <адрес> обеспечить населенный пункт Войвож достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующим нормам расходов воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией ГП «Войвож» нарушения требований пожарной безопасности в установленный отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ срок до ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании ГП «Войвож» представляют угрозу для жизни и здоровья проживающих на территории данного поселения граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение стандартов, правил, норм, инструкций пожарной безопасности, а также иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, может привести к возникновению пожаров и массовой гибели людей.
В судебном заседании помощник прокурора Карчевская Р.М. представила заявление прокурора г. Сосногорска, в котором последний в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Войвож» произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенном пункте <адрес> а именно установить указатель к источнику наружного противопожарного водоснабжения пожарному гидранту №; создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения путем ремонта ограждения, короба, люка и настила к пожарному водоему №ПВ-1 по <адрес>; устранить неисправность пожарных водоемов №ПВ-2 по <адрес> (нет доступа к воде); №ПВ-4 по <адрес> (интернат) (отсутствует вода).
Представитель ответчика администрации ГП «Войвож» Кулинча Г.В. в суде по первоначальным требованиям пояснила о наличии уже вступившего в законную силу решения Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым на администрацию ГП «Войвож» возложены обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, об осуществлении финансирования работ по приведению в исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения в пределах бюджета городского поселения «Войвож» согласно Целевой программе от ДД.ММ.ГГГГ № «Обеспечение пожарной безопасности на территории ГП «Войвож» на период ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ планируется ремонт 5 пожарных гидрантов (ПГ-17, ПГ-19, ПГ-23, ПГ-24, ПГ-32). С требованиями прокурора г. Сосногорска после их изменения и уточнения в части срока исполнения согласилась, не возражала относительно подлежащего выполнению объема работ и установленного срока.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанов В.А. иск с учетом его изменения поддержал по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что не имелось оснований для привлечения администрации ГП «Войвож» к административной ответственности за неисполнение предписания в указанный срок ввиду отсутствия внеплановых проверок.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как устанавливает Федеральный закон «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абз. 4, 6, 12 ст.1).
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяются полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к которым, в частности, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст.6 данного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках.
В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 названного Федерального закона.
Статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч. 1, 2 ст.62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 ст.68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, органами местного самоуправления для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
По смыслу ч.1 ст.209, ст.210 Гражданского кодекса РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Пунктами 3, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела НДПР г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочановым В.А. вынесено распоряжение № о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты - территориях поселений <адрес> правообладателем которых является администрация ГП «Нижний Одес».
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отношении пгт.Войвож:
в отсутствии условий для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и на прилегающей к нему территории в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: ПВ № по <адрес> ПВ № по <адрес> отсутствуют подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года в нарушение требований п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ч.1 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.9.4 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения»;
в не обеспечении исправности наружного противопожарного водоснабжения, а именно отсутствии стояка ПГ №; подъезда к ПГ №; стертости грани шторка в ПГ №, ПГ №, ПГ №, ПГ №; отключение магистрали в ПГ №, ПГ №; низком давлении в сети в ПГ №; отсутствии доступа к стояку ПГ №, ПГ № в нарушение требований абз.1 п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
в не обеспечении населенного пункта Войвож достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, в нарушение требований ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, подп.2 ст.63 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 2.11, 2.12 (таблицы 5), п.п. 2.24, 9.28, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения; п.9.11 СП 8.13130.2009.
В адрес администрации ГП «Войвож» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № по устранению указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное предписание не обжаловано. В срок, установленный в предписании для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, нарушения, выявленные в содержании объектов защиты, устранены частично.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ПЧ-161 отряда ППС РК № ПНС в составе комиссии: представителя ООО «Север» УЮВ, специалиста администрации ГП «Войвож» ПСА, произведена проверка источников наружного противопожарного водоснабжения, в ходе которой выявлены необходимость ремонта в пгт.Войвож ПВ-1 по <адрес> (ремонт короба, люка, настила); ПВ-2 по <адрес> (нет доступа к воде); ПВ-4 по <адрес> интернат (отсутствует вода); ПВ-9 по <адрес> (нет подъезда); отсутствие указателя к источнику наружного противопожарного водоснабжения пожарному гидранту №, о чем составлен акт, подписанный членами комиссии, который послужил основанием для изменения и уточнения прокурором г.Сосногорска в отношении ответчика объема нарушений пожарной безопасности, требующих устранения и сроков.
Таким образом, уточненные требования прокурора г.Сосногорска направлены на устранение тех недостатков, которые зафиксированы комиссией при повторной проверке источников наружного противопожарного водоснабжения в текущем году на момент рассмотрения иска к администрации ГП «Войвож» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в объеме, необходимом на дату рассмотрения требований судом, с установлением срока совершения определенных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные правовые нормы и принимая во внимание отсутствие возражений ответчика и доказательств реального устранения выявленных повторной комиссионной проверкой нарушений требований пожарной безопасности в отношении спорных объектов защиты в полном объеме, чем создается явная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, который согласно ст.45 ГПК РФ выступает представителем данного круга лиц в силу закона, с учетом заявленного в установленном ст.39 ГПК РФ порядке их изменения и уточнения в части срока исполнения.
Суд также учитывает требования ч.2 ст.206 ГПК РФ о том, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором сроки исполнения ответчиком обязанностей отвечают указанным критериям.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Войвож» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Войвож» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности в населенном пункте <адрес> Республики Коми:
установить указатель к источнику наружного противопожарного водоснабжения пожарному гидранту №;
создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения путем ремонта ограждения, короба, люка и настила к пожарному водоему №ПВ-1 по <адрес>;
устранить неисправность пожарных водоемов №ПВ-2 по <адрес>, обеспечив доступ к воде; №ПВ-4 по <адрес> (интернат), обеспечив требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивировочная часть решения составлена 28 июня 2019 года.
Председательствующий Т.А. Шибакова
Копия верна: судья