Решение по делу № 33-141/2024 (33-5953/2023;) от 25.10.2023

Судья Ширяевская Н.П. Дело № 2-310/2023

УИД 35RS0027-01-2023-000020-76

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 января 2024 года № 33-141/2024

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Махиной Е.С.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 08 августа 2023 года по иску прокурора Череповецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого района о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения истца прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района по доверенности Соловьева В.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» по доверенности Арзубовой И.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Череповецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого района, в котором просил возложить обязанность в срок не позднее 30 августа 2023 года поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта объект газоснабжения – газоснабжение коттеджного поселка <адрес> протяженностью ... м.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки установлено нахождения на территории <адрес> объекта газоснабжения, право собственности на него не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности не значится, следовательно, объект является бесхозяйным. Ответчик, зная о нахождении на территории района вышеуказанного объекта, не предпринимает мер к принятию на учет бесхозяйного имущества. Так как объект предназначен для обеспечения населения граждан, не осуществление должных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также представляет угрозу их жизни и здоровью.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 08 августа 2023 года исковые требования прокурора Череповецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого района о возложении обязанности удовлетворены частично.

На Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта объект газоснабжения - газоснабжение коттеджного поселка <адрес> протяженностью ... м.

В апелляционной жалобе Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что объект не имеет идентификации и соответствующих признаков бесхозяйного имущества. Материалами дела не доказано наличие у органа местного самоуправления обязанностей по осуществлению действий, направленных на постановку на учет и принятия спорных объектов в качестве бесхозяйных. У ответчика отсутствуют правовые основания для внесения записи в ЕГРН о бесхозяйном имуществе в связи с возникновением права собственности в отношении сетей у других организаций. Заказчиком строительства газопровода администрация района не выступала.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Череповецкого района просит оставить её без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с возражениями на неё, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, отсутствуют в ЕГРН сведения о зарегистрированном праве на указанный объект, в Реестре собственности Вологодской области, в Реестре муниципального имущества Череповецкого муниципального района, в Реестре муниципального имущества сельского поселения <адрес>, в Реестре федерального имущества газопровод не состоит, приняв во внимание, что Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области является органом местного самоуправления, в полномочия которого входят, в том числе, прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и иных формах собственности, в установленном законом порядке, принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, исходил из выводов о наличии правовых оснований для возложения на Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта газоснабжения – газоснабжение коттеджного поселка <адрес> протяженностью ... м, вместе с тем полагая, что предложенный истцом срок не отвечает принципам разумности и не отвечает требованиям возможности исполнения возложенных судебным актом обязанностей, учитывая, что в настоящее время муниципальным органом осуществлены действия, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также тот факт, что объект относится к объекту газоснабжения и надлежащая его эксплуатация непосредственно связана с правами неопределенного круга лиц, возможной угрозы их жизни и здоровья, исходил из выводов об установлении срока для исполнения Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района обязанностей в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, требованиям законодательства.

В силу положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.?

Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В частности, являются недвижимыми вещами сооружения (часть 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25).

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу сооружений относятся линейные объекты, т.е. линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, и другие подобные сооружения.

В соответствии с положениями ГОСТ Р 53865-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения», утвержденных и введенных в действие приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1428-ст, под газопроводом понимается линейное сооружение, состоящее из соединенных между собой труб, предназначенное для транспортирования газа: под наружным газопроводом - газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания. Подземным газопроводом является наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли, а также по поверхности земли в обваловании.

Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой (п. 3.26 СП 73.13330.2016, п. 3.6 РД ЭО 0586-2004).

Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (п. 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено п. 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, здания и сооружения создаются в результате строительства.

Строительство сооружений, относящихся к недвижимому имуществу, регламентируется градостроительным законодательством, которое предусматривает подготовку проектной документации, предшествующую строительству.

Как следует из материалов дела, в целях комплексного освоения земель населенных пунктов 03 июля 2007 года между Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и ООО «ЖелезобетонСтрой» заключен договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером №... площадью ... кв.м, расположенного в <адрес> (л.д.146-147 т.2).

В этот же день между Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и ООО «ЖелезобетонСтрой» заключен договор аренды №... земельного участка с кадастровым номером №... площадью ... кв.м (л.д.153-159).

В связи с размежеванием земельного участка с кадастровым номером №... площадью ... кв.м, предоставленного для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства, соглашением от 25 августа 2008 года расторгнут договор аренды земельного участка №... от 03 июля 2007 года (л.д.149 т.2).

В материалах дела представлен строительный паспорт подземного газопровода протяженностью ... м по адресу: газоснабжение коттеджного поселка <адрес> (л.д.24-27 т.1).

Согласно акту приема законченного строительством объекта газораспределительной системы от 13 мая 2011 года, генеральным подрядчиком ООО «Устюггазсервис» предъявлен к приемке законченный строительством объект: Газоснабжение коттеджного поселка <адрес>, на указанном объекте выполнены работы по монтажу подземного газопровода. Проект разработан ОАО «Череповецгаз», строительство системы газоснабжения объекта осуществлялась в сроки с 21 июля 2010 года по 25 августа 2010 года, документация на законченный строительством объект предъявлена в объеме, предусмотренном СНиП 41-01-2002 или ТСН по приемке. После рассмотрения документации, произведения внешнего осмотра системы газоснабжения, определения соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту, после испытаний, приемочной комиссией было принято решение о том, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме и в соответствии и требованиями СНиП 42-01-2002, объект принят заказчиком (л.д.19-20 т.1).

Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 13 мая 2011 года, строительного паспорта следует, что рассматриваемый объект газоснабжения - «Газоснабжение коттеджного поселка <адрес>» представляет собой подземный газопровод. Протяженность газопровода составляет ... метров. Данное сооружение прочно связано с землей, и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 22 декабря 2011 года №... ООО «Железобетон» предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами №... площадью ... кв.м, №... площадью ... кв.м, №... площадью ... кв.м, №... площадью ... кв.м для строительства подземного газопровода сроком на десять лет (л.д.143-144 т.2).

14 февраля 2012 года между Комитетом имущественных отношений администрации муниципального района Вологодской области и ООО «Железобетон» заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №..., расположенных в деревне <адрес>, для строительства подземного газопровода, срок аренды с 14 февраля 2012 года по 13 февраля 2022 года (л.д.209-211 т.1). Сведения о праве аренды указаны в ЕГРН, о чем свидетельствуют соответствующие выписки (л.д.155-160 т.1).

На настоящее время договор аренды считается действующим, поскольку о его расторжении сторонами не заявлено, о чем указано представителем администрации Череповецкого муниципального района ФИО10 в судебном заседании 27 марта 2023 года (л.д.223 т.1).

Согласно акту выбора земельного участка для строительства подземного газопровода и газорегуляторного пункта от 24 мая 2012 года №..., комиссия, в состав которой, в том числе входил представитель комитета имущественных отношений администрации Череповецкого района, согласовала выбор земельного участка для строительства подземного газопровода и газорегуляторного пункта в районе д. <адрес> (л.д.138-142 т.2).

Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 29 мая 2012 года №... ООО «Железобетон» предварительно согласовано место размещения подземного газопровода и газорегуляторного пункта на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №..., расположенном в районе д. <адрес> общей площадью ... кв.м, в том числе ... кв.м прочие угодья (л.д.137 т.2).

Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 05 февраля 2015 года №... года земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером №... площадью ... кв.м, распложенный по адресу: <адрес>, для строительства подземного газопровода и газорегуляторного пункта сроком на десять лет (л.д.136 т.2).

16 февраля 2015 года между Комитетом имущественных отношений администрации муниципального района Вологодской области и ООО «Железобетон» заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства подземного газопровода и газорегуляторного пункта (л.д.129-145 т.2).

Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона и обстоятельств конструкция газопровода - объекта газоснабжения - «Газоснабжение коттеджного поселка Бурцево-2», расположенного в коттеджном поселке <адрес>, прочно связана с землей и перемещение газопровода невозможно без утраты его назначения, для которого он создан и введен в эксплуатацию (для транспортировки природного газа потребителям), следовательно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что газопровод представляет собой линейный объект (сооружение) и является самостоятельным объектом недвижимости.

Далее, согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Росреестра от 15 марта 2023 года № П/0086.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Указанная норма закона, не является императивной, в связи с чем, не может рассматриваться как возлагающая на организации, осуществляющие эксплуатацию линейных объектов, обязанность, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов.

В силу указанной нормы закона лица, осуществляющие эксплуатацию линейных объектов наделены лишь правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов.

Как следует из материалов дела, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве на указанный объект, о чем свидетельствует соответствующая выписка (л.д.115 т.1).

Данный объект газоснабжения в Реестре собственности Вологодской области, в Реестре муниципального имущества Череповецкого муниципального района, в Реестре муниципального имущества сельского поселения <адрес>, в Реестре федерального имущества не состоит (л.д.35-41 т.1, л.д. 238, 239 т.2).

Ввиду того обстоятельства, что на территории Череповецкого района выявлены объекты недвижимости (сооружения газоснабжения), не имеющие собственника или собственники которых неизвестны, 21 ноября 2021 года АО «Газпром газораспределение Вологда» обратилось в прокуратуру Череповецкого муниципального района с просьбой принять меры прокурорского реагирования и возложить на администрацию Череповецкого муниципального района осуществить мероприятия по регистрации объекта недвижимости в ЕГРН в качестве бесхозяйного имущества («газоснабжение коттеджного поселка <адрес>, протяженностью ... м, расположенного в <адрес>) (л.д.29-31 т.1).

В ответе от 25 января 2022 года на запрос прокуратуры района от 21 января 2022 года №... о нахождении на территории района бесхозяйных объектов газоснабжения «газоснабжение коттеджного поселка <адрес>», администрация района сообщила, что разрешение на строительство сооружения «газоснабжение коттеджного поселка <адрес>», протяженностью ... м, место нахождения: <адрес>, не выдавалось. Администрация района заказчиком строительства указанного объекта не выступала. Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района в органы Росреестра с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного не обращался. По имеющимся данным заказчиком строительства газоснабжения коттеджного поселка <адрес> являлось ООО «Железобетон», генеральным подрядчиком ООО «Аквалайн». Строительство осуществлялось в рамках комплексного освоения территории, после раздела продажи индивидуальных участков, банкротства общества сеть фактически находится во владении ФИО11 АО «Газпром газораспределение Вологда» осуществляет техническое обслуживание газопровода на основании договора технического обслуживания от 20 сентября 2017 года №..., заключенного с ФИО11, действующим в интересах собственников недвижимости по адресу: <адрес>. Администрация полагает нецелесообразным и недопустимым постановку на учёт указанного объекта в качестве бесхозяйного (л.д.32-34 т.1).

В отзыве на исковое заявление АО «Газпром газораспределение Вологда» указывает, что по договору технического обслуживания от 20 сентября 2017 года №..., заключенному с ФИО11 на основании протокола общего собрания собственников от 23 сентября 2017 года, обслуживается другой объект газоснабжения – «газоснабжение коттеджного поселка <адрес>, который согласно акту приемки законченного строительством объекта был построен и введён в эксплуатацию ранее в мае 2007 года. Указанные обстоятельства подтверждаются приложенными к отзыву на иск: актом приемки законченного строительством объекта от мая 2007 года, протокола общего собрания собственников от 23 сентября 2017 года, договором технического обслуживания от 20 сентября 2017 года, заключенным с ФИО11 (л.д.53-70 т.1).

    19 сентября 2022 года адрес руководителя администрации Череповецкого муниципального района прокуратурой района направлено представление, согласно которому прокуратурой района проведена проверка информации АО «Газпром газораспределение Вологда» о незаключении договоров на техническое обслуживание сетей газоснабжения, расположенных на территории Череповецкого муниципального района и находящихся в собственности администрации Череповецкого муниципального района, по результатам которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Череповецкого муниципального района не заключены со специализированной организацией договоры на техническое обслуживание следующей сети газоснабжения, находящейся в собственности: газораспределительная система в поселке <адрес>, протяженностью ... м, не заключены со специализированной организацией договоры на техническое обслуживание данной сети газоснабжения (л.д.14-16 т.1).

В ответе на представление от 26 октября 2022 года администрацией Череповецкого муниципального района указано, что в реестре муниципального имущества Череповецкого муниципального района по состоянию на 13 октября 2022 года газораспределительная система в <адрес> отсутствует. Таким образом, заключить договор на техническое обслуживание газораспределительной системы указанного объекта не представляется возможным. Дополнительно сообщено, что по имеющимся сведениям, АО «Газпром газораспределение Вологда» осуществляет техническое обслуживание газопроводной системы по договору, заключенному с ФИО11, действующим в интересах собственников недвижимости, расположенной в <адрес> (л.д.17 т.1).

В дополнение на представление прокуратуры администрацией Череповецкого муниципального района представлен ответ от 16 ноября 2022 года, согласно которому администрацией будет рассмотрен вопрос о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества газораспределительная система в поселке <адрес> с последующим признание права собственности Череповецкого муниципального района и передачей на баланс АО «Газпром газораспределение Вологда» (л.д.18 т.1).

В обращении от 03 ноября 2022 года АО «Газпром газораспределение Вологда» предложило администрации Череповецкого муниципального района осуществить мероприятия по учету в ЕГРН бесхозяйных объектов недвижимости, обеспечить содержания сетей газоснабжения в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, а том числе заключения договора на техническое обслуживание (л.д.21 т.1).

По сведениям АО «Газпром газораспределение Вологда», изложенным в ответе на запрос суда от 21 марта 2023 года, газопровод к коттеджному поселку <адрес> и газопровод к коттеджному поселку <адрес> технологически связаны между собой, но являются самостоятельными объектами со своими характеристиками и построены в разное время (копии актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, схема газопровода низкого давления в коттеджном поселке <адрес> и <адрес> прилагаются). Из условий договора от 20 сентября 2017 года №... на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования, заключенного между АО «Газпром газораспределение Вологда» и ФИО11 (раздел 1, Приложение №....- копия договора прилагается), видно, что его предметом является выполнение работ по техническому обслуживанию газопровода (сооружений на нем и газового оборудования) к коттеджному поселку <адрес> (л.д.135-140 т.1).

Согласно ответу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 14 июня 2023 года, Комитетом приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта – газоснабжение коттеджного поселка <адрес> протяженность ... м в рамках заключенного муниципального контракта касторовыми инженерами ООО «Кадастровая компания» подготовлен технический план сооружения, 14 июня 2023 года Комитетом поданы заявки в электронном виде в орган Росреестра о постановке сооружения на кадастровый учёт, о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (л.д.201-203 т.2).

Из ответа Управления Росреестра по Вологодской области от 07 августа 2023 года следует, что осуществление действий по государственному кадастровому учету по заявлению от 14 июня 2023 года прекращено 19 июня 2023 года на основании заявления Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района. По состоянию на 07 августа 2023 года сведения постановке сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют (л.д.237 т.2).

По информации, представленной суду апелляционной инстанции прокуратурой Череповецкого района, поставку газа потребителям, проживающим в коттеджном поселке <адрес>, к чьим домам подведен спорный газопровод, осуществляет ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда», по сведениям которого ?потребители, проживающие в обозначенном поселке, производят оплату за поставленный газ. В соответствии с Уставом ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» основным видом деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения. Общество не имеет в собственности объектов газоснабжение, не осуществляет техническую эксплуатацию и обслуживание газопроводов, в связи с чем, оснований для, инициирования процедуры принятия в собственность рассматриваемого объекта газоснабжения у ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» не имеется. На территории Вологодской области транспортировку газа по газопроводам, техническое обслуживание и эксплуатацию газораспределительных систем (техническое обслуживание и текущий ремонт газовых сетей и сооружений на них) осуществляет АО «Газпром газораспределение Вологда». Право собственности на рассматриваемый объект газоснабжения в Едином государственном реестре прав ни за кем не зарегистрировано. В реестре муниципальной собственности Череповецкого муниципального района, реестре муниципальной собственности сельского поселения Югское, реестре собственности Вологодской области и в Реестре федерального имущества данные объекты не значатся; на балансе АО «Газпром газораспределение Вологда» не состоит.

Несмотря на то, что ООО «Железобетон» являлся заказчиком строительства газопровода, в рамках комплексного освоения территории, общество как ранее, так и в ходе рассмотрения дела прав на объект газоснабжения до настоящего времени, в то числе в ходе судебного разбирательства, не заявило, что фактически свидетельствует об отказе от прав на данный объект. Достаточных оснований для возложения на общество обязанности произвести регистрацию права на данный газопровод и обеспечить его техническую эксплуатацию, не имеется.

Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц также привлечены граждане, которым посредством спорного газопровода осуществляется поставка газа в целях обеспечения газоснабжения жилых домов (Храпов Ю.В., Тулупова Л.Г., Балаев Л.Н., Пономарева О.О., Плюсин В.А., Воробьев А.В., Татаринович В.В., Соловьев А.В., Шарапова Ю.В., Волобуев А.Н.). Каких-либо правопритязаний на объект газоснабжения данными лицами не заявлено.

До настоящего времени АО «Газпром газораспределение Вологда» также не реализовано право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, судом обязанность поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта объект газоснабжения - «газоснабжение коттеджного поселка <адрес>» обоснованно возложена на орган местного самоуправления - Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района.

АО «Газпром газораспределение Вологда» не осуществляет сбор платы с населения за транспортировку газа по спорному газопроводу, не эксплуатирует его, какие-либо доказательства, опровергающие вышеуказанное утверждение, отсутствуют.

АО «Газпром газораспределение Вологда» - газораспределительная организация, одним из видов коммерческой деятельности которой является деятельность по транспортировке природного газа. Цена за транспортировку природного газа является регулируемой (статья 21 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

За данный вид деятельности АО «Газпром газораспределение Вологда» получает возмещение в виде утвержденного ФАС России тарифа на транспортировку.

В соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 года №... тариф утверждается в отношении только тех газопроводов, которые находятся в собственности Общества или на ином законном основании (пункт 4). При защите (утверждении) тарифа АО «Газпром газораспределение Вологда» представляет регулирующему органу документы, подтверждающие права собственности и владения на всю протяженность сети газораспределения, заявленной в тариф.

Ввиду отсутствия законного подтверждения права собственности АО «Газпром газораспределение Вологда» на газопровод в действующем тарифе на транспортировку газопровод не учтен, следовательно, в транспортировке газа, как регулируемого вида деятельности, он не участвует, поэтому АО «Газпром газораспределение Вологда» не извлекает дохода и не получает экономической выгоды от транспортировки газа по Газопроводу, как транзитному участку, входящему в единую систему газоснабжения.

Как указывалось ранее, АО «Газпром газораспределение Вологда» не осуществляет поставку газа потребителям, не проводит сбор платы с населения за поставку газа и, соответственно, не располагает информацией, осуществляют ли собственники домов, подключенных к сети газораспределения в том числе посредством газопровода, плату за поставленный газ. Поставка газа населению осуществляется поставщиком газа на основании заключенных договоров.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований полагать, что у АО «Газпром газораспределение Вологда» имеется экономический интерес в использовании указанного выше газопровода, общество получает выгоду, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части удовлетворению не подлежат.

Согласно положениям пунктов 4,5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами относятся к перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Муниципального Собрания района от 14 декабря 2016 года №..., Комитет осуществляет прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и иных формах собственности, в установленном законом порядке; осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества; передает муниципальное имущество во временное или постоянное пользования физическим и юридическим лицам, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждает, совершает иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 3.2.3, 3.2.5, 3.6.1).

Рассматриваемый объект газоснабжения предназначен для обеспечения газоснабжения населения, в связи с чем отсутствие собственника данного объекта, а также организации, обеспечивающей его технически-исправное состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по надлежащему техническому обслуживанию данного газопровода, устранению аварий в процессе его эксплуатации, несвоевременное проведение профилактических работ и работ по его ремонту.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района, как орган местного самоуправления, обладающий публично-властными функциями, обязан принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта газоснабжения в целях обеспечения последующей возможности принять объекты в собственность и обеспечить их надлежащую эксплуатацию, поэтому утверждения подателя жалобы о том, что материалами дела не доказано наличие у органа местного самоуправления обязанностей по осуществлению действий, направленных на постановку на учет и принятия спорных объектов в качестве бесхозяйных, а также, что у ответчика отсутствуют правовые основания для внесения записи в ЕГРН о бесхозяйном имуществе в связи с возникновением права собственности в отношении сетей у других организаций отклоняются как несоответствующие требованиям законодательства и обстоятельствам дела.

Кроме того, данная обязанность органа местного самоуправления следует также из положений подпункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусмотрено, что органы местного самоуправления должны реализовывать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Доводы апелляционной жалобы о том, что объект не имеет идентификации и соответствующих признаков бесхозяйного имущества, опровергается представленными в материалах делах доказательствами: паспортом сооружения, справками о том, что данный объект газоснабжения в Реестре собственности Вологодской области, в Реестре муниципального имущества Череповецкого муниципального района, в Реестре муниципального имущества сельского поселения <адрес>, в Реестре федерального имущества не состоит, а также отсутствием правопритязаний на указанный объект заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле.

    То обстоятельство, что заказчиком строительства газопровода администрация района не выступала, не освобождает Комитет от обязанностей по организации газоснабжения населения, осуществления приема в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и иных формах собственности, в установленном законом порядке, принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 08 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий    О.В. Образцов

Судьи:    Л.В. Белозерова

Е.С. Махина

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 января 2024 года.

33-141/2024 (33-5953/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Череповецкого района
Ответчики
Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района
Администрация Череповецкого муниципального района
Другие
Соловьев Александр Владимирович
Администрация сельского поселения Югское
Тулупова Любовь Геннадьевна
АО "Газпром газораспределение Вологда"
Татаринович Валерий Вадимович
Шарапова Юлия Витальевна
Балаев Лев Николаевич
Плюснин Владимир Александрович
Храпов Владимир Юрьевич
ООО "Железобетон"
Пономарева Ольга Олеговна
Воробьев Александр Викторович
Волобуев Алексей Николаевич
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
26.10.2023Передача дела судье
13.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее