Решение по делу № 33-1424/2022 от 11.05.2022

33-1424/2022                                                                                                           № 2-365/2022

                            УИД 62RS0001-01-2021-003961-79

судья Шереметьева Н.Ю.

                          А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                                                   г.Рязань

8 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Кондаковой О.В.,

при секретаре Русановой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бессонова Александра Юрьевича на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 07 февраля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Бессонова Александра Юрьевича к Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Бессонова А.Ю., возражения на доводы апелляционной жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области – Варзиной Н.И., судебная коллегия

                                 У С Т А Н О В И Л А:

Бессонов А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу на территории республики Афганистан с 09.02.1987 г. по 10.11.1988г. и является ветераном боевых действий.

С 15.01.1989 года истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке ветеранов локальных войн и имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Однако, Администрация муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области, Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области и Администрация муниципального образования – Клетинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области отказывают истцу в предоставлении меры социальной поддержки.

05 августа 2020 года истец получил письменный ответ на его обращение из Администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области, из которого следует, что в связи с переездом по адресу: <адрес>, он утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Касимов, и решением жилищной комиссии от 25.09.2015 года, утвержденной постановлением администрации МО ГО г.Касимов от 25.09.2015г. №1352, на основании п. 3 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ снят с учета нуждающихся в жилом помещении.

Истец считает принятое Администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области и жилищной комиссией решение незаконным, поскольку был неправомерно снят с учета, в связи с переездом из <адрес> в <адрес>, так как переезд произошел в одном регионе (на территории Рязанской области).

25 июня 2020 года в ответ на обращение истца, ответчиком был дан ответ, что в сводном списке ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, переданном ответчику в январе 2015 года, он, истец, состоял на учете с 25.01.1989 года, но в связи с решением жилищной комиссии Администрации муниципального образования – городской округ <адрес> был снят с учета.

Истец полагает, что поскольку является ветераном боевых действий, нуждается в улучшении жилищных условий, встал на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, до 01 января 2005 года, то подлежит обеспечению жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

По указанным основания истец просил суд признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах » от 12 января 1995 года №5-ФЗ».

Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области.

Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 08 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области».

Ответчик иск не признал.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Бессновой А.Ю. просит решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на наличие у него права получение мер соцподдержки как ветерана боевых действий на основании Федерального закона «О ветеранах» и незаконность решения суда, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела.

В письменных возражениях Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явились: представитель третьего лица – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области, представитель третьего лица – ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области», о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. ГКУ «Управление социальной защиты населения Рязанской области» в письменном ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. На основании ч.3 и ч.5 ст.167, ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что Бессонов А.Ю. является ветераном боевых действий (проходил службу на территории республики Афганистан с 09.02.1987 г. по 10.11.1988 г.), имеющим льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

25.01.1989 года Бессонов А.Ю. был поставлен администрацией муниципального образования - городской округ г. Касимов на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и внесен в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

25.09.2015 года решением жилищной комиссии при администрации муниципального образования - городской округ город Касимов, утвержденным постановлением администрации муниципального образования- городской округ город Касимов от 25.09.2015 , Бессонов А.Ю. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

Основанием для снятия Бессонова А.Ю. с учета послужила проведенная проверка обоснованности отнесения граждан к категории нуждающихся в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Поводом для поведения указанной проверки послужило письмо ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» от 11.09.2015 года.

05.10.2015 года приказом ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» № 19 «Об организации работы по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» ветеран боевых действий Бессонов А.Ю. был исключен из сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, на основании решения жилищной комиссии при администрации муниципального образования - городской округ город Касимов, утвержденным постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Касимов от 25.09.2015 № 1315.

Постановлением администрации муниципального образования – Клетинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 14.06.2019г. № 15 семья Бессонова А.Ю. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

10.06.2020 года истец обратился к ответчику по вопросу предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

25.06.2020 года сообщением ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» Бессонову А.Ю. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 22 октября 2020 года по административному делу по административному иску Бессонова А.Ю. к администрации муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающегося в жилом помещении ветерана боевых действий в удовлетворении административного искового заявления Бессонова А.Ю. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 января 2021 года решение Касимовского районного суда Рязанской области от 22 октября 2020 года изменено, исключен из мотивировочной части решения вывод суда о пропуске Бессоновым А.Ю. установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения в суд с административным исковым заявлением. В остальной части решение Касимовского районного суда Рязанской области от 22 октября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бессонова А.Ю.– без удовлетворения.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Рязанской области № 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области», Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», утвержденного Законом Рязанской области № 12-ОЗ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия у него права на получение указанного в иске вида меры социальной поддержки в той форме, о которой просит истец, поскольку он исключен из списка нуждающихся в жилом помещении, вставших на учет до 1 января 2005г.

Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда первой инстанции соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу пункта 2 той же статьи средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Положениями подпункта 3 пункта 3 ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ предусматривается, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, к которой относятся ветераны боевых действий.

В силу п.3.2 той же статьи по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 4 ст.23.2).

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст.23.2).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст.23.2).

В соответствии со ст.1 Закона Рязанской области от 02.03.2010г. № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета имеют граждане, проживающие на территории Рязанской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, указанные в о числе в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", вставшие на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии со ст.2 Закона Рязанской области № 12-ОЗ формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность путем перечисления денежных средств на их приобретение.

По заявлениям граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно ст.3 Закона Рязанской области № 12-ОЗ утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", согласно приложению 2 к настоящему Закону.

В силу п.2 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение жильем граждан осуществляется как в виде перечисления денежных средств на приобретение на первичном или вторичном рынке жилья у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилого помещения в собственность, в том числе квартиры (комнаты), индивидуального жилого дома (части дома), так и путем предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно п.3 указанного Порядка обеспечение жильем осуществляется с учетом очереди, сформированной управлением на основании списков граждан, представленных исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Рязанской области.

В соответствии с п.3.1 Порядка, управление представляет в министерство сведения, содержащиеся в списках граждан, представленных исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Рязанской области, в порядке, установленном министерством.

Министерство на основании полученных сведений в соответствии с правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, формирует и актуализирует список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее в настоящем Порядке - список граждан).

Список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Рязанской области. Граждане, принятые на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке.

Министерство размещает список граждан на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящем Порядке - официальный сайт) с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О персональных данных".

В случае внесения изменений в список граждан актуализированные списки граждан не позднее 5-го числа первого месяца каждого квартала также подлежат размещению на официальном сайте. При этом на официальном сайте должны быть сохранены все ссылки на списки граждан, размещенные ранее в текущем календарном году.

Пунктом 4 вышеназванного Порядка после доведения ПОФ министерство письменно информирует об этом управление в течение 1 рабочего дня с момента получения выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств.

Управление в течение 5 рабочих дней со дня получения информации о доведении ПОФ уведомляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Рязанской области о необходимости проведения проверки обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.5 Порядка исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Рязанской области в течение 15 календарных дней с момента получения уведомления осуществляют проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По результатам проверки исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Рязанской области направляют в управление справку о нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий.

В случае утраты гражданином оснований, дающих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Рязанской области уведомляют об этом гражданина и управление с указанием причины исключения его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что управление в 5-дневный срок с момента получения справки о нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий направляет гражданину уведомление о необходимости подбора варианта жилого помещения и возможности предоставления гарантийного письма.

Согласно п.7 Порядка гражданин, определившийся с вариантом приобретения жилого помещения в собственность, обращается в управление лично или через представителя с заявлением о выдаче гарантийного письма по форме, утвержденной министерством.

При представлении заявления о выдаче гарантийного письма представителем гражданина дополнительно представляются копии документов, удостоверяющих его личность и полномочия.

Одновременно с заявлением о выдаче гарантийного письма представляются документы поименованные в указанном пункте.

Из анализа норм материального права следует, что такой вид меры соцподдержки ветеранов боевых действий как обеспечение жильем в случае их нуждаемости в улучшении жилищных условий в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся и нахождения в указанном списке предоставляется как форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так и в форме предоставления жилья по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, Бессонов А.Ю. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключен из списка нуждающихся в получении социальной выплаты на приобретение жилья в собственность как ветеран боевых действий, вставший на учет до 1 января 2005г., в связи с выездом в другое место жительства в другое муниципальное образование.

Законность указанных решения и действий муниципальной администрации установлена вступившим в законную силу решением Касимовского районного суда Рязанской области от 22 октября 2020г. и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 января 2021г.

В силу ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку Бессонов А.Ю. не указан в списке лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005г., имеющих статус ветерана боевых действий, в предоставлении ему меры соцподдержки по обеспечению жильем в форме единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета обоснованно отказано.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилье, как ветеран боевых действий с 14.06.2019г. в администрации Клетинского сельского поселения Касимовского муниципального района, и номер его очереди -1. В связи с этим, он имеет право на получение меры соцподдержки в виде обеспечения жильем в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваемой муниципальной администрацией. Таким образом, предусмотренное законом право истца на получение им меры соцподдержки в виде обеспечения жильем не нарушено.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении права истца, как ветерана боевых действий, на обеспечение его жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», являются не состоятельными по изложенным выше основаниям, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Доводы истца в жалобе о неправильном применении судом норм материального права, не соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, являются необоснованными, поскольку судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

По существу, доводы, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                              О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 07 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бессонова Александра Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 9 июня     2022г.

33-1424/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бессонов Александр Юрьевич
Ответчики
Министерство труда и соц.защиты населения РО
Другие
Варзина Наталья Ивановна
Администрация муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области
ГКУ РО Управление социальной защиты наседения Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Споршева Светлана Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.riz.sudrf.ru
16.05.2022Передача дела судье
08.06.2022Судебное заседание
08.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее