№ 16-3241/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 18 июля 2023 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу <данные изъяты> <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Березниковского судебного района Пермского края от 27 января 2023 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кощеевой Елены Игоревны,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Березниковского судебного района Пермского края от 27 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 марта 2023 года, производство по делу в отношении Кощеевой Е.И., привлекаемой к административной ответственности по части 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, <данные изъяты> <данные изъяты>. выражает несогласие с решением судьи городского суда, просит об его отмене, прекращении производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме. В связи с чем, с учетом доводов жалобы и ее фактического содержания, проверке подлежит вступившее в законную силу, не являющееся предметом обжалования постановление мирового судьи судебного участка № 8 Березниковского судебного района Пермского края от 27 января 2023 года.
Кощеева Е.И., прокуратура г. Березники Пермского края, уведомленные о подаче жалобы, возражения на жалобу не направили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2022 года в социальной сети в «Вконтакте», с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» Кощеева Е.И. со своей личной страницы (<данные изъяты>) на странице сообщества «ТИПИЧНЫЕ БЕРЕЗНИКИ» (<данные изъяты>) разместила текст, доступный для прочтения неограниченному числу лиц, содержащий слова, унижающие честь и достоинство <данные изъяты> <данные изъяты>., выраженные в неприличной форме, противоречащие общепринятым нормам морали и нравственности.
Постановлением заместителя прокурора города Березники возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Кощеевой Е.И., предусмотренном частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировым судьей производство по делу об административном правонарушении в отношении Кощеевой Е.И., привлекаемой к административной ответственности по части 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
В обоснование своих выводом мировой судья указал, что текст, размещенный в группе «Типичная Березники», не содержит какие-либо персональные данные, в тексте отсутствует ссылка на фамилию, имя и отчество <данные изъяты> <данные изъяты>. Текст не содержит фраз и выражений, которые могут быть признаны ненормативной лексикой. Согласно мнения филолога в тексте отсутствует негативный характер и негативная оценка в адрес гр. <данные изъяты> <данные изъяты>., отсутствует оскорбительная информация о гр. <данные изъяты> <данные изъяты>., сведения, формирующие негативное представление о его деятельности, адресные высказывания оскорбительного характера конкретному лицу.
Судья городского суда при рассмотрении жалобы и протеста на постановление согласился с выводами мирового судьи.
Вместе с тем, вынося указанные судебные акты, судебными инстанциями не учтено следующее.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Приходи к выводу об отсутствии в действиях Кощеевой Е.И. состава административного правонарушения, судьи указали на экспертное мнение филолога <данные изъяты> <данные изъяты>..
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится заключение специалиста, эксперта.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно абзацу второму пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Вместе с тем в материалах дела, в указанном экспертном мнении отсутствуют записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении эксперта об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения.
<данные изъяты> <данные изъяты>. в качестве эксперта, либо специалиста к участию в деле не привлекалась, не была вызвана в судебное заседание для дачи пояснений, не опрошена судами нижестоящих инстанций, об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предупреждалась.
Данные обстоятельства не было приняты во внимание судебными инстанциями и должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность обжалуемых актов, которыми прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Кощеевой Е.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 Березниковского судебного района Пермского края от 27 января 2023 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кощеевой Е.И., подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения Кощеевой Е.И. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек и направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящим постановлением положение лица, в отношении которого оно принято, не ухудшается, поскольку исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 8 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 5.61 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░