Решение по делу № 2-2397/2023 от 26.07.2023

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-002989-14

№ 2-2397/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.10.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Хаританович Ю.Е.

помощник судьи Некрасова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием истца Беликова С.Г., представителя истца Заплатиной Е.А., представителя ответчика Буриковой К.А. гражданское дело по иску Беликова СГ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии,

установил:

Беликов С.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в общий страховой стаж, перерасчете страховой пенсии. В обоснование исковых требований указал, что решением пенсионного органа от /________/ /________/ по его обращению ему с /________/ назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от /________/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от /________/ /________/ из страхового стажа исключены периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, с /________/ по /________/.

Отказавшись от иска в части включения в общий страховой стаж периода обучения в Томской топографическом техникуме с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, а также периодов работы в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина» с /________/ по /________/ с /________/ по /________/, в заявлении от /________/ окончательно просил включить в общий страховой стаж на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от /________/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения производственной практики с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР, периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина», а также в должности каменщика ООО «Полиинвест» с 04.01.1999; произвести перерасчет пенсии с учетом увеличения продолжительности страхового стажа на /________/ на 1 год 9 месяцев 16 дней с момента назначения пенсии /________/.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 13.10.2023 на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ в связи с принятием частичного отказа от иска прекращено производство по делу в части требований истца к ответчику о включении в общий страховой стаж периода обучения в Томской топографическом техникуме с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, а также периодов работы в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина» с /________/ по /________/ с /________/ по /________/, продолжено рассмотрение в оставшейся части заявленных требований.

Истец Беликов С.Г., представитель истца Заплатина Е.А., допущенная к участию в деле на основании на основании устного ходатайства истца, исковые требования в их окончательной редакции поддержали.

Представитель ответчика Бурикова К.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, указала, что период с /________/ по /________/ учебы в Томском топографическом техникуме включен в общий трудовой стаж. В спорный период с /________/ по /________/ истцу заработная плата не уплачивалась, а уплачивалась в октябре-декабре 1999 года. С требованием о перерасчете пенсии истец в установленном порядке не обращался, заявление от 23.12.2022 расценено пенсионным органом в качестве обращения в рамках Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан». Не оспаривала, что включение спорных периодов трудовой деятельности повлечет увеличение размера трудовой пенсии истца.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из ч. 3 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичные положения содержались в статье 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Пунктами 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п. 60 указанных Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24.07.2002 № 555 предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний (п. 1).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.6).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Постановления).

В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено, что Беликов С.Г., /________/ рождения, с /________/ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.36), является получателем страховой пенсии по старости с /________/ в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением пенсионного органа от /________/ /________/ ему при назначении пенсии исключены из страхового стажа периоды работы с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР, с /________/ по /________/ в качестве каменщика в ООО ФК «Афина», с /________/ по /________/ в качестве каменщика ООО «Полиинвест», поскольку сведения о периоде работы заверены печатью, оттиск которой не прочитывается, отсутствием сведений о заработной плате в индивидуальном лицевом счете.

Из трудовой книжки серии /________/ /________/ от /________/ следует, что Беликов С.Г. /________/ принят на должность техника в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен в связи с окончанием производственной практики (приказ от /________/ /________/); /________/ зачислен учащимся 2 курса Томского топографического техникума, /________/ окончил техникум, присвоена квалификация техника-геодезиста (записи №№1-4), согласно записям №№14-16 истец /________/ принят каменщиком 5 разряда ООО «Финансовая компания «Афина» (приказ от /________/ №36л/с), /________/ назначен бригадиром каменщиков (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен по собственному желанию (приказ от /________/ /________/), согласно записям №№ 17-18 истец принят каменщиком 5 разряда в ООО «Полиинвест» (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен по собственному желанию (приказ от /________/ № 85л/с).

Периоды работы истца в должности техника в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР с /________/ по /________/ подтвержден справкой АО «Роскартография» от /________/ /________/ (правопреемник Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР после ряда переименований и реорганизации данного предприятия согласно справке от /________/ /________/).

Из анализируемой справки АО «Роскартография» от /________/ /________/ следует, что согласно лицевым счетам за 1981 год в июне-августе 1981 года истцу в период производственной практики выплачивалась заработная плата. Данную справку работодателя в соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/, суд учитывает при разрешении требования о включении в стаж периода работы истца с /________/ по /________/.

Периоды работы истца с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в ООО «Финансовая компания «Афина» подтверждены записями в трудовой книжке, записи о периоде работы истца в указанной организации в трудовую книжку Беликова С.Г. внесены правильно, последовательно и точно, заверены печатью организации, указанные периоды имелись до 06.08.1998 – даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Козлов С.В. подтвердил факт работы истца в 1998 году в ООО «Финансовая компания «Афина», поскольку также работал в данной организации. Следовательно, заявленные истцом периоды работы истца в ООО «Финансовая компания «Афина» также подлежат включению в общий страховой стаж истца.

Истец ставит вопрос о включении в страховой стаж периода работы в ООО «Полиинвест» с 04.01.1999. Данный период работы истца подтвержден записями в трудовой книжке, составленными в соответствии с действующим законодательством, действовавшим в спорный временной период (постановление Госкомтруда от 20.06.1974 № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях»), все сведения о приеме и увольнении, характере выполняемой работы, переводе на другую работу, внесены в трудовую книжку работника на основании соответствующего приказа работодателя.

Вместе с тем, период работы с 04.01.1999 по 30.09.1999 имелся после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, согласно сведениям индивидуального лицевого счета (л.д.36-37) заработную плату в период работы в данной организации получал в периоды трудовой деятельности с 01.10.1999 по 31.12.1999, других доказательств, подтверждающих осуществление трудовой деятельности у данного работодателя истцом не представлено, страховые взносы в период с 04.01.1999 по 30.09.1999 не начислялись и истцом не уплачивались, а потому оснований для его включения в общий страховой стаж не имеется.

Требование истца о перерасчете страховой пенсии удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в том числе, в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, в том числе документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (действовал до 01.01.2022), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

В силу п. 23 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии п. 48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.49 Правил)

Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии предусмотрен в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 546н (действует с 01.01.2022, далее - Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н).

В соответствии с п. 47 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя (п.48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н).

В соответствии с п. 55 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, перерасчет размеров страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенных в автоматическом режиме, производится по заявлению о перерасчете размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и предоставляющего необходимые документы.

В силу п. 3 положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Доводы, изложенные в жалобе истца о том, что истец неоднократно обращалась за перерасчетом пенсии, предоставляя справки о зарплате, однако, сотрудники ответчика отказывались принимать у нее справки и не разъяснили заявительный порядок перерасчета страховых пенсий, материалами дела не подтверждены, доказательств в подтверждение данных доводов суду не представлено.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе, о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Судом установлено, что 30.09.2017 истец обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором при разрешении вопроса о назначении пенсии по заявленному основанию просил исключить из подсчета его страхового стажа период деятельности с 04.06.1981 по 31.08.1981, а также указал, что справки о стаже за иные спорные периоды работы предоставлять не намерен.

05.12.2022 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет пенсии в связи с достижением возраста 60 лет, на данное обращение 23.12.2022 истцу дан ответ пенсионным органом о том, что оснований для перерасчета пенсии не имеется.

В силу положений п. 22 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п предусмотрено предоставление с заявлением о назначении пенсии документов об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14 - 16, 29.1, 30, 30.1, 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Пунктом 27 Административного регламента предусмотрено, что граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона № 400-ФЗ.

Пунктом 74 указанного Административного регламента установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Суд учитывает, что при назначении страховой пенсии по старости 22.10.2017 истец ознакомлен со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР и выразил свое согласие на принятие решения о назначении страховой пенсии по имеющимся документам, без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, а также, что Беликов С.Г. предупреждался о необходимости предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, влияющих на увеличение размера страховой пенсии.

В ходе рассмотрения спора стороной ответчика указано на то, что включение спорных периодов повлечет увеличение размера страховой пенсии, вместе с тем, виновного бездействия пенсионного органа, повлекшего назначение пенсии истцу в меньшем размере, судом не установлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Беликова С.Г. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с учетом увеличения продолжительности общего стажа по состоянию на 01.01.2002 на 1 год 9 месяцев 16 дней с момента назначения пенсии - 22.09.2017 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Беликова СГ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области включить Беликова СГ в общий страховой стаж на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от /________/ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения производственной практики с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции /________/ Предприятия /________/ ГУГК при СМ СССР, периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина», а также в должности каменщика ООО «Полиинвест» с /________/ по /________/.

В удовлетворении остальной части исковых требований оказать.

На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 20.10.2023.

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-002989-14

№ 2-2397/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.10.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Хаританович Ю.Е.

помощник судьи Некрасова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием истца Беликова С.Г., представителя истца Заплатиной Е.А., представителя ответчика Буриковой К.А. гражданское дело по иску Беликова СГ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии,

установил:

Беликов С.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в общий страховой стаж, перерасчете страховой пенсии. В обоснование исковых требований указал, что решением пенсионного органа от /________/ /________/ по его обращению ему с /________/ назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от /________/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от /________/ /________/ из страхового стажа исключены периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, с /________/ по /________/.

Отказавшись от иска в части включения в общий страховой стаж периода обучения в Томской топографическом техникуме с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, а также периодов работы в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина» с /________/ по /________/ с /________/ по /________/, в заявлении от /________/ окончательно просил включить в общий страховой стаж на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от /________/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения производственной практики с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР, периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина», а также в должности каменщика ООО «Полиинвест» с 04.01.1999; произвести перерасчет пенсии с учетом увеличения продолжительности страхового стажа на /________/ на 1 год 9 месяцев 16 дней с момента назначения пенсии /________/.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 13.10.2023 на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ в связи с принятием частичного отказа от иска прекращено производство по делу в части требований истца к ответчику о включении в общий страховой стаж периода обучения в Томской топографическом техникуме с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, а также периодов работы в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина» с /________/ по /________/ с /________/ по /________/, продолжено рассмотрение в оставшейся части заявленных требований.

Истец Беликов С.Г., представитель истца Заплатина Е.А., допущенная к участию в деле на основании на основании устного ходатайства истца, исковые требования в их окончательной редакции поддержали.

Представитель ответчика Бурикова К.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, указала, что период с /________/ по /________/ учебы в Томском топографическом техникуме включен в общий трудовой стаж. В спорный период с /________/ по /________/ истцу заработная плата не уплачивалась, а уплачивалась в октябре-декабре 1999 года. С требованием о перерасчете пенсии истец в установленном порядке не обращался, заявление от 23.12.2022 расценено пенсионным органом в качестве обращения в рамках Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан». Не оспаривала, что включение спорных периодов трудовой деятельности повлечет увеличение размера трудовой пенсии истца.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из ч. 3 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичные положения содержались в статье 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Пунктами 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п. 60 указанных Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24.07.2002 № 555 предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний (п. 1).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.6).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Постановления).

В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено, что Беликов С.Г., /________/ рождения, с /________/ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.36), является получателем страховой пенсии по старости с /________/ в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением пенсионного органа от /________/ /________/ ему при назначении пенсии исключены из страхового стажа периоды работы с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР, с /________/ по /________/ в качестве каменщика в ООО ФК «Афина», с /________/ по /________/ в качестве каменщика ООО «Полиинвест», поскольку сведения о периоде работы заверены печатью, оттиск которой не прочитывается, отсутствием сведений о заработной плате в индивидуальном лицевом счете.

Из трудовой книжки серии /________/ /________/ от /________/ следует, что Беликов С.Г. /________/ принят на должность техника в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен в связи с окончанием производственной практики (приказ от /________/ /________/); /________/ зачислен учащимся 2 курса Томского топографического техникума, /________/ окончил техникум, присвоена квалификация техника-геодезиста (записи №№1-4), согласно записям №№14-16 истец /________/ принят каменщиком 5 разряда ООО «Финансовая компания «Афина» (приказ от /________/ №36л/с), /________/ назначен бригадиром каменщиков (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен по собственному желанию (приказ от /________/ /________/), согласно записям №№ 17-18 истец принят каменщиком 5 разряда в ООО «Полиинвест» (приказ от /________/ /________/), /________/ уволен по собственному желанию (приказ от /________/ № 85л/с).

Периоды работы истца в должности техника в Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР с /________/ по /________/ подтвержден справкой АО «Роскартография» от /________/ /________/ (правопреемник Объединённой комплексной экспедиции № 4 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР после ряда переименований и реорганизации данного предприятия согласно справке от /________/ /________/).

Из анализируемой справки АО «Роскартография» от /________/ /________/ следует, что согласно лицевым счетам за 1981 год в июне-августе 1981 года истцу в период производственной практики выплачивалась заработная плата. Данную справку работодателя в соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/, суд учитывает при разрешении требования о включении в стаж периода работы истца с /________/ по /________/.

Периоды работы истца с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в ООО «Финансовая компания «Афина» подтверждены записями в трудовой книжке, записи о периоде работы истца в указанной организации в трудовую книжку Беликова С.Г. внесены правильно, последовательно и точно, заверены печатью организации, указанные периоды имелись до 06.08.1998 – даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Козлов С.В. подтвердил факт работы истца в 1998 году в ООО «Финансовая компания «Афина», поскольку также работал в данной организации. Следовательно, заявленные истцом периоды работы истца в ООО «Финансовая компания «Афина» также подлежат включению в общий страховой стаж истца.

Истец ставит вопрос о включении в страховой стаж периода работы в ООО «Полиинвест» с 04.01.1999. Данный период работы истца подтвержден записями в трудовой книжке, составленными в соответствии с действующим законодательством, действовавшим в спорный временной период (постановление Госкомтруда от 20.06.1974 № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях»), все сведения о приеме и увольнении, характере выполняемой работы, переводе на другую работу, внесены в трудовую книжку работника на основании соответствующего приказа работодателя.

Вместе с тем, период работы с 04.01.1999 по 30.09.1999 имелся после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, согласно сведениям индивидуального лицевого счета (л.д.36-37) заработную плату в период работы в данной организации получал в периоды трудовой деятельности с 01.10.1999 по 31.12.1999, других доказательств, подтверждающих осуществление трудовой деятельности у данного работодателя истцом не представлено, страховые взносы в период с 04.01.1999 по 30.09.1999 не начислялись и истцом не уплачивались, а потому оснований для его включения в общий страховой стаж не имеется.

Требование истца о перерасчете страховой пенсии удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в том числе, в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, в том числе документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (действовал до 01.01.2022), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

В силу п. 23 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии п. 48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.49 Правил)

Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии предусмотрен в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 546н (действует с 01.01.2022, далее - Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н).

В соответствии с п. 47 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя (п.48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н).

В соответствии с п. 55 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, перерасчет размеров страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенных в автоматическом режиме, производится по заявлению о перерасчете размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и предоставляющего необходимые документы.

В силу п. 3 положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Доводы, изложенные в жалобе истца о том, что истец неоднократно обращалась за перерасчетом пенсии, предоставляя справки о зарплате, однако, сотрудники ответчика отказывались принимать у нее справки и не разъяснили заявительный порядок перерасчета страховых пенсий, материалами дела не подтверждены, доказательств в подтверждение данных доводов суду не представлено.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе, о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Судом установлено, что 30.09.2017 истец обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором при разрешении вопроса о назначении пенсии по заявленному основанию просил исключить из подсчета его страхового стажа период деятельности с 04.06.1981 по 31.08.1981, а также указал, что справки о стаже за иные спорные периоды работы предоставлять не намерен.

05.12.2022 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет пенсии в связи с достижением возраста 60 лет, на данное обращение 23.12.2022 истцу дан ответ пенсионным органом о том, что оснований для перерасчета пенсии не имеется.

В силу положений п. 22 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п предусмотрено предоставление с заявлением о назначении пенсии документов об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14 - 16, 29.1, 30, 30.1, 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Пунктом 27 Административного регламента предусмотрено, что граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона № 400-ФЗ.

Пунктом 74 указанного Административного регламента установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Суд учитывает, что при назначении страховой пенсии по старости 22.10.2017 истец ознакомлен со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР и выразил свое согласие на принятие решения о назначении страховой пенсии по имеющимся документам, без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, а также, что Беликов С.Г. предупреждался о необходимости предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, влияющих на увеличение размера страховой пенсии.

В ходе рассмотрения спора стороной ответчика указано на то, что включение спорных периодов повлечет увеличение размера страховой пенсии, вместе с тем, виновного бездействия пенсионного органа, повлекшего назначение пенсии истцу в меньшем размере, судом не установлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Беликова С.Г. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с учетом увеличения продолжительности общего стажа по состоянию на 01.01.2002 на 1 год 9 месяцев 16 дней с момента назначения пенсии - 22.09.2017 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Беликова СГ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области включить Беликова СГ в общий страховой стаж на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от /________/ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения производственной практики с /________/ по /________/ в Объединённой комплексной экспедиции /________/ Предприятия /________/ ГУГК при СМ СССР, периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в должности каменщика ООО «Финансовая компания «Афина», а также в должности каменщика ООО «Полиинвест» с /________/ по /________/.

В удовлетворении остальной части исковых требований оказать.

На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 20.10.2023.

2-2397/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Беликов Сергей Геннадьевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области
Другие
Бурикова Кристина Алексеевна
Заплатина Елена Алексеевна
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
26.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее