Решение по делу № 2а-902/2019 от 26.06.2019

04RS0008-01-2019-001039-95                                                                Дело № 2а-902-2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Заиграево                                                      13 августа 2019 года

          Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Трофимовой В.В.,

при секретаре Амбаеве А.Г.,

с участием представителя административного истца МО СП «Горхонсоке» Грешиловой Г.В.,

старшего помощника прокурора района Вершининой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО СП «Горхонское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия Божко С.П. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

    МО СП «Новобрянское» обратилось в суд с иском, указывая, что 28.02.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП Божко С.П. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании решения Заиграевского районного суда РБ по иску прокурора района об обязании администрации сельского поселения провести реконструкцию, модернизацию очистных сооружений, взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Также взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 16819/18/03007-ИП от 11.05.2018 года, возбужденного на основании решения Заиграевского районного суда РБ по иску прокурора района об обязании администрации сельского поселения принять меры по сбросу сточных вод в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций веществ. Во исполнение решения суда 19.12.2017 года сельское поселение обратилось в администрацию МО «Заиграевский район» о согласовании технического задания на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений и оказании финансовой помощи на проведение работ. Данный вопрос был включен в протокол поручений по итогам рабочей поездки руководителя региона. Приблизительная стоимость капительного ремонта очистных сооружений в <адрес> составляет 50 млн. рублей, что является неподъемной суммой для муниципалитета и республики в целом. На очистных сооружениях более 40-50 лет не проводился капитальный ремонт. В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по водоотведению разрешаются органами местного самоуправления района. В 2014 году МО «Заиграевский район» передало указанные полномочия МО СП «Горхонское» сроком на 5 лет. В настоящее время данные полномочия передаются в район. Со ссылками на нормы ст. 401 ГК РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения Закона «Об исполнительном производстве» просит суд освободить администрацию МО СП «Горхонское» от взыскания исполнительских сборов по исполнительным производствам -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

     Определением суда от 15.07.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена судебной пристав-исполнитель Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия Божко С.П.

    В судебном заседании представитель административного истца МО СП «Горхонское» Грешилова Г.В. иск поддержала по указанным в нем основаниям, полагала, что у администрации сельского поселения отсутствует вина в неисполнении решения суда в установленные сроки в силу характера правоотношений, порядка финансирования и недостаточности средств бюджета.

    Административные ответчики Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, судебный пристав-исполнитель Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия Божко С.П., надлежаще уведомленные, в суд не явились.

Старший помощник прокурора Вершинина И.М. рассмотрение иска оставила на усмотрение суда.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 названной нормы исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

По смыслу приведенной нормы права исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного законом, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 6 указанной нормы должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, является мерой публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). С учетом нарушения условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным (часть 9 статьи 112).

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Судом при рассмотрении дела установлено следующее.

Из представленных суду документов следует, что в 2017 году по итогам поручений ВРИО Главы Республики Бурятия – Председателя Правительства РБ в МО «Заиграевский район» от 07.04.2017 года одобрено решение проектирования очистных сооружений в <адрес> (подготавливается техническое задание).

06.09.2017 года решением Заиграевского районного суда РБ удовлетворены требования прокурора к МО СП «Горхонское», ООО «Тепловик» о признании бездействия незаконным по нарушению требований законодательства об охране озера Байкал, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства, об отходах производства и потребления. Администрация МО СП «Горхонское» обязана принять меры по сбросу сточных вод в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций веществ, установленными для реки <данные изъяты> и обеззараживанию сточных вод до числа термотолерантных колиформных бактерий меньше или равно 100 КОЕ/100 мл, числа общих колиформных бактерий меньше или равно 500 КОЕ/100 мл и числа колифагов меньше или равно 100 БОЕ/100 мл., сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных на <адрес>, уч. а, <адрес> Республики Бурятия в срок до 31.12.2017 года, а также провести реконструкцию, модернизацию очистных сооружений, расположенных на <адрес>, уч. а, <адрес> Республики Бурятия в срок до 31.12.2017 года.

11.05.2018 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП Божко С.П. возбуждены исполнительные производства -ИП и -ИП об обязании администрации МО СП «Горхонское» провести реконструкцию, модернизацию очистных сооружений и принять меры по сбросу сточных вод в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций веществ соответственно на основании решении Заиграевского районного суда РБ от 06.09.2017 года. В настоящее время исполнительные производства не окончены.

Помимо указанного установлено, что должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительных документах.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Также должнику было предложено при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

22.05.2018 года администрация МО «Заиграевский район» обратилась в адрес Главы республики Бурятия Цыденова А.С., Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия в рамках реализации экологических проектов по строительству очистных сооружений с предложением рассмотреть вопрос о возможности капитального ремонта очистных сооружений в <адрес> ориентированной стоимостью 50 млн. рублей.

11.09.2018 года по указанному решению суда МО СП «Горхонское» предоставлена отсрочка исполнении судебного акта в срок до 31.12.2018 года ввиду передачи части полномочий из района в сельское поселение по вопросу водоотведения, выделении на указанные меры 103300 рублей, необходимости согласования технического задания и проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений.

Также установлено, что с 2016 по 2019 года на основании двусторонних соглашений в МО СП «Горхонское» переданы полномочия по организации в границах поселения электро, тепло, газо, водоснабжению населения, водоотведению за счет межбюджетных трансфертов.

19.02.2019 года администрация сельского поселения обратилась в адрес главы района о разрешении передать муниципальное имущество, в числе которого буровые скважины, тепловые сети, автогаражи, канализационные сети, водопроводные сети, здания насосных станций, котельных котлы и др.

28.02.2019 года судебным приставом-исполнителем Заиграевского РОСП Божко С.П. вынесены постановления о взыскании исполнительного сбора с МО СП «Горхонское» в размере 50000 рублей по каждому из указанных исполнительных производств в виду неисполнения должником требований исполнительных документов в установленный срок.

По данным Финансового Управления МО «Заиграевский район» от 01.08.2019 года следует, что из бюджета района на исполнение полномочий по организации в границах сельского поселения МО СП «Горхонское» электро, тепло, газо, водоснабжения населения, водоотведения в период с 2016 по 2018 года выделялось: 2016,2017 года – по 103300 рублей, 2018 год – 51650 рублей.

Кроме того, суду представлена неоднократная переписка с администрацией района о необходимости согласования технического задания на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений и оказании финансовой помощи за истекший период времени со дня принятия судебного акта.

Помимо указанного установлено, что в 2012 году администрацией МО «Заиграевский район» разработан проект плана мероприятий муниципальной целевой программы «Чистая вода 2012-2017» для рассмотрения, согласования и внесения предложений. При этом отмечено, что финансирование программы за счет средств республиканского бюджета не предусмотрено.

Представлена документация за 2012-2018 года о необходимости реконструкции очистных сооружений в МО СП «Горхонское» с Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрацией МО «Заиграевский район».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что к полномочиям МО СП «Горхонское» не относится функции по согласованию технического задания на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений, которые разработаны и представлены к согласованию должником.

Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в 5-дневный срок требования по исполнительным производствам -ИП и -ИП не исполнено в виду отсутствия согласования технического задания на разработку проектной документации по реконструкции очистных сооружений уполномоченным на то органом, необходимости значительных материальных затрат (50млн. рублей) и отсутствием финансовой возможности (дефицит бюджета) исполнения судебного акта в установленные сроки фактически с 2016 года по настоящее время.

     В этой связи на основании ст. 401 ГК РФ суд находит, что отсутствуют установленные ГК РФ основания ответственности в отношении должника, в связи чем МО СП «Горхонское» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ), поскольку отсутствует вина должника, т.к. администрацией сельского поселения, по мнению суда, принимались необходимые меры для исполнения судебного акта.

По указанным основаниям административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Административное исковое заявление Администрации МО СП «Горхонское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия Божко С.П. об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.

    Освободить Администрацию МО СП «Горхонское» от уплаты исполнительского сбора по исполнительным производствам -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                         подпись                                         В.В. Трофимова

Копия верна. Судья                                                               В.В. Трофимова

Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2019 года.

2а-902/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО СП "Горхонское"
Ответчики
УФССП по РБ
судебный пристав исполнитель Божко С. П.
Другие
Грешилова Галина Валентиновна
Прокурор Заиграевского района
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Трофимова В.В.
Дело на сайте суда
zaigraevsky.bur.sudrf.ru
26.06.2019Регистрация административного искового заявления
26.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
23.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Подготовка дела (собеседование)
31.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2019Судебное заседание
17.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Регистрация административного искового заявления
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019Дело оформлено
20.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее