Дело № 2а-129/2022
УИД 13RS0023-01-2021-005381-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2022 года г. Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия к открытому акционерному обществу «Мордовспиртъ» (далее ОАО «Мордовспиртъ») о возложении обязанности представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М,
установил:
государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее Отделение Пенсионного фонда) обратилось в суд с административным иском к ОАО «Мордовспиртъ» о возложении обязанности представить отчётность по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что ОАО «Мордовспиртъ» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Общество не представило отчётность по форме СЗВ-М за вышеуказанный отчётный период в установленный законом срок. Не предоставление отчетности в установленные сроки повлекло нарушение прав застрахованных лиц на страховую пенсию (перерасчет пенсии). На основании изложенного просит обязать ОАО «Мордовспиртъ» представить отчётность по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
В судебное заседание представитель административного истца Отделения Пенсионного фонда, представитель административного ответчика – ОАО «Мордовспиртъ» не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 Постановления от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Отношения по предоставлению страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах урегулированы Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также Федеральный закон №27-ФЗ), в рамках реализации которого на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена обязанность требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом и осуществлять контроль за правильностью представления таких сведений.
Из административного искового заявления усматривается, что ответчик не исполняет установленную законом обязанность по представлению в пенсионный орган сведений по форме отчетности СЗВ-М.
В связи с этим обращение пенсионного органа в суд с административным исковым заявлением о представлении обществом сведений о застрахованных лицах сопряжено с осуществлением им публичных функций в защиту государственных интересов, на который возложена обязанность осуществления контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Соответственно, пенсионный орган, который оспаривает бездействие общества, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении административного ответчика.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу статьи 1 Федерального закона №27-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В части 1 статьи 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений статьи 3 Федерального закона №27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 19 Федерального закона №27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Мордовспиртъ» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.08.2009 и состоит на учете в Отделении Пенсионного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15.04.2021 №103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» утверждена форма СЗВ-М согласно приложению к настоящему постановлению.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.
Уведомлением от 23.08.2021 административный истец уведомил ОАО «Мордовспиртъ» о необходимости предоставления в территориальные органы ПФР отчётность по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
Данные сведения согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах от 22.04.2020 №211н, должны быть предоставлены в течении пяти рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.
Данное уведомление было направлено в адрес ОАО «Мордовспиртъ» 24.08.2021, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
Между тем, в установленный срок отчетность по форме СЗВ-М обществом не предоставлена. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Не предоставление работодателями сведений о застрахованном лице, может повлечь за собой нарушение прав работника на пенсионное обеспечение, нарушает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, гарантированные действующим законодательством права гражданина и нормы Конституции Российской Федерации.
При этом форма форма СЗВ-М содержит сведения о застрахованном лице, его СНИЛС, ИНН и должна предоставляться страхователями (работодателями) за отчетные периоды в установленный законом срок.
Следовательно, бездействие административного ответчика, выразившееся в не представлении в орган контроля сведений о застрахованном лице, приводит к нарушению административным ответчиком прав работающего у него лица.
Такое бездействие административного ответчика суд считает незаконным и нарушающим подлежащие защите права работающих у административного ответчика застрахованных лиц.
Разрешая спор, с учетом приведенных норм права, согласно которым на ответчика возложена обязанность по предоставлению в Отделение Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах, суд приходит к выводу о том, что не предоставление административным ответчиком в установленный законом срок данных сведений по утвержденной форме нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение обязанности по предоставлению административным ответчиком сведений о застрахованных лицах, в ходе судебного разбирательства не установлено, суд возлагает на административного ответчика обязанность предоставить отчётность по форме СЗВ-М за июнь 2021 г. в Отделение Пенсионного фонда. Исходя из объема обязанностей, исполнение которых решением суда возложено на административного ответчика, суд полагает необходимым срок исполнения определить в течение 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, считая его обоснованным и разумным.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию по настоящему делу, рассмотренному в интересах застрахованных лиц (работников), с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 руб., согласно требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия к открытому акционерному обществу «Мордовспиртъ» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц, удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Мордовспиртъ» (ОГРН №) обязанность представить в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия отчётность по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
Взыскать с открытого акционерного общества «Мордовспиртъ» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
Судья А.К. Чибрикин