Дело № 2-26/2014 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2014 года |
город Волхов |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Бердинских С. В.
при секретаре Даниловой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО26» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда,
у с т а н о в и л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Л.» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что на территории лесного фонда, а именно:
в квартале 148 выдел 19 Новоладожского участкового лесничества Волховского лесничества (координаты №60*05.363 Е032*22.000) на расстоянии 300 м от поворота с трассы Кола на д. Немятово поворот налево по лесной дороге, на расстоянии 40 м от поворота слева, размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 6 куб.м, отходы расположены на почве;
в квартале 148 выдел 19 Новоладожского участкового лесничества Волховского лесничества (координаты №60*05.342 Е032*21.825) далее по лесной дороге на расстоянии 140 м от поворота слева и справа на протяжении 80 м, размещена несанкционированная свалка отходов потребления, объемом 29 куб.м, отходы расположены на почве;
в квартале 148 выдел 17, 29 Новоладожского участкового лесничества Волховского лесничества (координаты №60*05.342 Е032*21.649) далее по лесной дороги на расстоянии 140 м от поворота слева и справа на протяжении 50 м, размещена несанкционированная свалка отходов потребления, объемом 40 куб.м, отходы расположены на почве;
в квартале 147 Новоладожского участкового лесничества Волховского лесничества (координаты №60*05.266 Е032*21.307) далее на расстоянии 550 м от поворота заезд налево, размещена несанкционированная свалка отходов потребления, объемом 18 куб.м, отходы расположены на почве.
Проверкой также установлено, что указанный участок находится в аренде у ООО «Л.» по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины от 16.12.2008 №2-2008-12-136-3, заключенному между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. По мнению прокурора, ненадлежащее выполнение арендатором обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В этой связи прокурор, ссылаясь на положения ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Земельного кодекса, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, лежит на ООО «Л.».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика И. в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Межрегиональная общественная организация «О.» (далее МОО «О.»), Администрация муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области и Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (том 1 л.д. 62-65).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика Х. в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Закрытое акционерное общество «Экспертно-промышленная фирма «Судотехнология» (далее ЗАО «ЭПФ «С.») (том 1 л.д. 11-112).
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Ленинградской области Бердинских С. В., действующая по доверенности от 19.11.2013 (том 1 л.д. 73), исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ООО «Л.» Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 74) в судебном заседании с иском не согласился, считая, что обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления.
Представители третьих лиц ЛОГКУ «У.»,МОО «О.», Администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района <адрес>, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды <адрес> иЗАО «ЭПФ «С.» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд, выслушав мнение процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Бердинских С. В., представителя ответчика Х., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав процессуального истца помощника Волховского городского прокурора Бердинских С. В., представителя ответчика Х., приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды <адрес> и ООО «Л.» заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия договора до ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 31 210,0 га, в том числе кварталы 147, 148 выделы 17, 19, 29 Новоладожского участкового лесничества Волховского лесничества, расположенные на территории Иссадского сельского поселения Волховского муниципального района <адрес> (том 1 л.д. 145-172).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Ленинградской области, ведущим специалистом ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» проведено обследование территорий лесных земель, в ходе которой в кварталах 147, 148 (выделы 17, 19, 29) выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 18 куб. м, 40 куб. м, 29 куб. м, 6 куб. м, что зафиксировано в акте от 07 августа 2013 года (том 1 л.д. 11-19).
Установлено, что указанные несанкционированные свалки бытовых отходов не находятся в охотничьих угодьях МОО «ЛООиР», закрепленных Охотхозяйственным соглашением № (том 1 л.д. 89-92).
Согласно сообщению ЗАО «ЭПФ «С.» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О животном мире», долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серия О № от ДД.ММ.ГГГГ и договором № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на части территории Волховского района Ленинградской области» ЗАО «ЭПФ «С.» предоставлено право пользования объектами животного мира. При этом договор аренды земельных участков лесного фонда ЗАО «ЭПФ «С.» не заключался (том 1 л.д. 127-134, том 2 л.д. 123-125).
Согласно сообщениям Администрации МО Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 16.12.2013 и Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 30.01.2014 на территории кварталов 147, 148 (выделы 17, 19, 29) дорог общего пользования местного значения и дорог общего пользования Ленинградской области не имеется, доказательств обратного ответчиком суду не представлено (том 1 л.д. 97-100, 137, том 2 л.д. 138-139).
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпункта «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам «з», «н», «с» пункта 18 договора аренды от 16 декабря 2008 года ООО «Л.» обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (том 1 л.д. 148-149).
Пункт 5.1.4. Проекта освоения лесов предусматривает, что на лесном участке, переданном в аренду ООО «Л.», в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (том 2 л.д. 43-44).
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414).
При этом, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, применяя системное толкование вышеуказанных законоположений, суд приходит выводу о том, что, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому обязанность по ликвидации отходов потребления должна быть возложена на ООО «Л.». При этом, отсутствие у него финансовой возможности на проведение указанных мероприятий не может являться основанием для освобождения его от выполнения этой обязанности.
Судом также принимается во внимание, что достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что спорные лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, переданы в аренду либо на ином праве другим лицам, а также, что выявленные несанкционированные свалки бытовых отходов находятся в полосе отвода дороги, ответчиком суду не представлено и судом в судебном заседании не установлено.
Суд находит несостоятельными доводы ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у администрации Иссадского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области.
Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующих правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном случае неприменимы.
Суд, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации имеющихся несанкционированных свалок должны быть возложена не на органы местного самоуправления, а на ООО «Л.» как арендатора этого земельного участка, и находит иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, а также находит в соответствии с требованиями статьи 206 ГПК РФ разумным установить срок для устранения выявленных недостатков до 01 июня 2014 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░.» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ 148 ░░░░░ 19 (░░░░░░░░░░ №60*05.363 ░032*22.000), ░░░░░░░ 6 ░░░.░;
░░░░░░░ 148 ░░░░░ 19 (░░░░░░░░░░ №60*05.342 ░032*21.825), ░░░░░░░ 29 ░░░.░;
░░░░░░░ 148 ░░░░░ 17, 29 (░░░░░░░░░░ №60*05.342 ░032*21.649), ░░░░░░░ 40 ░░░.░;
░░░░░░░ 147 (░░░░░░░░░░ №60*05.266 ░032*21.307), ░░░░░░░ 18 ░░░.░
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░.» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░:
░░░░░░░░░: