РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой
при секретаре С.Г.Гусейновой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-950 /2017 по иску Шаронова *** к МВД России, Минфину России, ИВС МУ МВД России Бийский по Алтайскому краю о компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
А.А.Шаронов обратился в суд с иском к МВД России, Минфину России, ИВС МУ МВД России Бийский по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в сумме 140 600 руб., указав на ненадлежащие условия содержания при содержании в ИВС в период с 28 по 30 марта 2013 г. Тем самым были нарушены его права и основные свободы, гарантированные ст.ст. 1 и 3 Европейской Конвенции о защите прав человека, ст. 21 Конституции РФ; причинены нравственные страдания.
Истец находится в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, своего представителя в суд не направил.
Представитель МВД России Н.С.Тузлукова в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель Минфина России З.Е.Лебедева в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ИВС МУ МВД России Бийский по Алтайскому краю на судебное заседание не явились, извещены.
Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, для возложения гражданско-правовой ответственности необходимо установить состав правонарушения, включающего в себя противоправность поведения государственных органов или их должностных лиц, вред, причинную связь между ними и вину причинителя вреда.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать факт противоправных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
В силу статьи 151 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальных особенностей истца, в том числе его возраст и состояние здоровья, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.
Как следует из иска, Шаронов А.А. обратился с требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 140 600 рублей к МВД России; причинение морального вреда Истец обосновывает нарушением условий содержания в ИВС, а именно отсутствием санузла, горячей воды, горячего душа, теснотой камер содержания, непроведением соответствующей дезинфекции, плохим состоянием помещений камер, плохим питанием.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № ЮЗ-ФЗ) норма санитарной площади в камере на 1 человека установлена 4 м2, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В ИВС подозреваемым и обвиняемым предоставлялось индивидуальное спальное место, бесплатно выдавались постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага.
Предоставляются сведения о периоде пребывания Шаронова А.А. в течении 2013 года, копия акта центра госсанэпидеинадзора по результатам мероприятий по контролю от 11 апреля 2013 г., выписка из книги учета лиц, содержащихся в ИВС, копия санитарного паспорта ИВС МУ МВД России «Бийское», копия выписки из журнала медицинских осмотров и оказания помощи лицам, содержащимся в ИВС за период с 29.12.2012 по 29.03. 2013 г.
Согласно санитарному паспорту ИВС и сведений о состоянии медико- санитарного обеспечения в ИВС правила содержания и условия полностью соответствовали требованиям действующего законодательства (Копии прилагаются).
В исковом заявлении истец указывает, что в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС у него было постоянное чувство тревоги, непреодолимого страха, унижения.
Однако, доказательств данным утверждениям Истца не представлено.
Обязательным условием для возмещения вреда является незаконность действий государственных органов или должностных лиц этих органов.
Незаконность действий сотрудников органов внутренних дел на настоящий момент не признана.
Таким образом, истец должен доказать, что условия содержания в ИВС явились причиной конкретных нравственных или физических страданий, которые он перенес.
С учетом требований статьи 56 ГПК РФ, согласно положениям которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания факта причинения морального вреда и причинно-следственной связи между действия должностных лиц правоохранительных органов и возникновением морального вреда возлагается на Истца.
В силу статьи 151 ГК обязанность доказывания причинения морального вреда возлагается на Истца.
Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (статья 1100 ГК).
Степень нравственных или физических страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда. Определение размеров вреда основывается на требованиях разумности и справедливости. При определении размеров компенсации морального вреда, в соответствии с частью 2 статьи 151 ГК, суд оценивает все заслуживающие внимания обстоятельства.
Вместе с тем истцом не приведены доказательства, свидетельствующие о степени нравственных страданий в период содержания его в ИВС в указанный период.
Наличие какого-либо вреда преднамеренного характера в отношении истца, причиненного со стороны МВД России, наличие виновных действий со стороны МВД России, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями МВД России и наступившими последствиями, в материалах дела, как уже отмечалось выше, отсутствуют.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих его физические и нравственные страдания, а также незаконности действий МВД России, ИВС. С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
отказать Шаронову *** в удовлетворении исковых требований к МВД России, Минфину России, ИВС МУ МВД России Бийский по Алтайскому краю о компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова