Судья Кислая М.В. Дело № 33-2592/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2015 года, по которому
исковые требования Поповцева В.Г., Поповцевой О.В. к ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить санаторно-курортными путевками – удовлетворены частично.
Обязано Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми предоставить Поповцеву В.Г. санаторно-курортную путевку за <Дата обезличена> в соответствии с указанным в справке формы <Номер обезличен> профилем лечения.
Обязано Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми предоставить Поповцевой О.В. санаторно-курортную путевку за <Дата обезличена> в соответствии с указанным в справке формы <Номер обезличен> профилем лечения.
В остальной части иска - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Поповцева В.Г., Поповцевой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Поповцев В.Г. и Поповцева О.В. обратились в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за <Дата обезличена> год в соответствии с медицинскими рекомендациями и указанным в справке профилем лечения в санатории Краснодарского края на побережье Черного моря в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, так как истцы поставлены на учет для получения путевок на санаторно-курортное лечение за <Дата обезличена>, которые будут им предоставлены в порядке очередности. Кроме того, действующим законодательством для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, право выбора санатория и периода предоставления санаторно-курортного лечения не предусмотрено.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, указывая, что в соответствии с действующим законодательством обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на СКЛ за пределами выделенных из федерального бюджета средств не представляется возможным. Положениями закона №178-ФЗ установлено, что все категории граждан имеют равные права на получение СКЛ, первоочередное обеспечение путевками не предусмотрено. Закона не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением, а устанавливает период предоставления гражданам государственной помощи в виде набора социальных услуг – календарный год (с января по 31 декабря). Создание очередности предоставления санаторно-курортных путевок льготной категории граждан не противоречит действующему законодательству. Право истцов на получение санаторно-курортной путевки не нарушено. Предоставление путевок осуществляется в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета и в соответствии с датой постановки на учет для предоставления путевки. По состоянию на <Дата обезличена> номер в общей очереди на получение путевки по Республике Коми Поповцева В.Г. – ..., Поповцевой О.В. – ...
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако представитель ответчика участия в судебном заседании не принял.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Поповцеву В.Г. установлена ... инвалидности, Поповцевой О.В. установлена ... инвалидности. Истцы обратились в ФСС с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в <Дата обезличена> году, представив справки по форме <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> о наличии у них медицинских показаний к санаторно-курортному лечению.
Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми <Дата обезличена> уведомило о постановке истцов на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю их болезни, номер очереди Поповцева В.Г. - ..., Поповцевой О.В. - ....
<Дата обезличена> истцы вновь обратились с заявлением о предоставлении им совместных санаторно-курортных путевок за <Дата обезличена>, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении от <Дата обезличена> года.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В силу п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
На основании ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Установив, что на момент рассмотрения дела путевки на санаторно-курортное лечение истцам предоставлены не были, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска в этой части.
Ссылка в жалобе на недостаточный объем бюджетных ассигнований, что создание очередности не противоречит действующему законодательству, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Установив на основании федерального законодательства социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Кроме того, недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводом ответчика о нарушении прав иных лиц, подлежащих обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение. Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение гражданину указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы жалобы, что нормативные акты не содержат конкретных сроков предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, подлежат отклонению, как не основанные на нормах действующего законодательства.
В силу части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, у истцов возникло право на получение санаторно-курортной путевки, реализация которого не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств недостаточного финансирования, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи