Дело № 2-2814/2019 9 сентября 2019 года
29RS0014-01-2019-003880-38
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Архангельск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ (далее – УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ) РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов РїРѕ Октябрьскому РѕРєСЂСѓРіСѓ РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рлюкович Р›.Рњ. РѕС‚ <Дата>.
Р’ обоснование требований указано, что основанием для вынесения постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 СЂСѓР±. послужило неисполнение решения Октябрьского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РїРѕ делу <в„–>, вступившего РІ законную силу <Дата>, Рѕ возложении обязанности РЅР° Администрацию предоставить Болдырихиной Р•.Р‘. РЅР° состав семьи РёР· пяти человек, включая Болдырихина Рђ.Рњ., Болдырихину Р.Рђ., Плотникова Р.Рђ., Болдырихину Рђ.Рђ., РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ благоустроенное жилое помещение, РІ РІРёРґРµ отдельной квартиры, состоящее РЅРµ менее чем РёР· трех комнат, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям, СЃРѕ степенью благоустройства, применительно Рє условиям данного населенного пункта, РІ черте Рі.Архангельска, общей площадью РЅРµ менее 71,9 квадратных метров, РІ том числе жилой площадью РЅРµ менее 48,3 квадратных метров. Полагает, что РІРёРЅР° Администрации РІ нарушении установленных СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения требований исполнительного документа отсутствует, поскольку предоставить жилое помещение РІ СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения судебного акта невозможно. Дефицит РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета РІ 2016 РіРѕРґСѓ составил 415 034,7 тыс. СЂСѓР±., РЅР° 2017 РіРѕРґ определен РІ размере 228 790,0 тыс. СЂСѓР±., РЅР° 2018 РіРѕРґ – РІ размере 133 177,3 тыс. СЂСѓР±., РЅР° 2019 РіРѕРґ – РІ размере 137 700,0 тыс. СЂСѓР±. РќР° уплату исполнительских СЃР±РѕСЂРѕРІ, штрафов предусмотрены средства РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· финансовых возможностей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета Рё лимитов. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ отнесен Рє административным платежам Рё сборам Рё включен РІ планируемые РґРѕС…РѕРґС‹ бюджета, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивает расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию РІ РіРѕСЂРѕРґРµ. Указывает также, что исполнение судебных актов РїСЂРё отсутствии освобождаемого жилья РїРѕ договорам социального найма РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь путем предоставления жилого помещения РїРѕ результатам строительства или выплаты СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, РЅР° что также необходимо предусмотреть средства РІ бюджете. Р’ соответствии СЃ пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона РѕС‚ <Дата> в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» утверждение местного бюджета Рё отчет Рѕ его исполнении находятся РІ исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Рљ полномочиям Администрации РІ силу СЃС‚. 54 Устава муниципального образования «Город Архангельск» относится только составление проекта бюджета. РџСЂРё этом вмешательство Администрации РІ исключительную компетенцию Архангельской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы приводило Р±С‹ Рє произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности РЅР° средства местного бюджета, выраженной РѕС‚ его имени представительным органом муниципального образования. Департамент РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства Администрации как главный распорядитель бюджетных средств Рё как главный администратор бюджетных средств ежегодно обращается РІ представительный орган – Архангельскую РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ Думу СЃ предложениями Рѕ включении необходимых денежных средств РІ полном объеме. Между тем, непосредственно РІ бюджете невозможно предусмотреть денежные средства РЅР° исполнение отдельного (конкретного) судебного решения. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем потребность РІ денежных средствах, необходимых для исполнения судебных решений, определяется расчетным путем, Р° именно: количество судебных решений РЅР° дату составления проекта бюджета РІ расчете РЅР° стоимость 1 РєРІ.Рј. Р’ 2014 РіРѕРґСѓ департаментом РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства было заявлено Рё предложено включить РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ бюджет 4 230 658 234 СЂСѓР±. Р’ 2015 РіРѕРґСѓ РЅР° исполнение судебных решений департаментом РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства была заявлена потребность РІ размере 150 000 СЂСѓР±., Р° РїСЂРё распределении предельных объемов бюджетных ассигнований РЅР° 2016 РіРѕРґ Рё РЅР° плановый период 2017 Рё 2018 РіРѕРґС‹ – 3 635 млн. СЂСѓР±., РІ том числе РЅР° 2016 РіРѕРґ – 53 млн. СЂСѓР±. Денежные средства РІ 2014-2016 годах РІ полном объеме освоены Рё гражданам выплачены СЃСѓР±СЃРёРґРёРё. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј бюджете РЅР° выплаты было предусмотрено 75 115 000 СЂСѓР±., Р·Р° счет которых исполнено 35 судебных решений. Р’ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј бюджете РЅР° 2018 РіРѕРґ Рё РЅР° плановые периоды 2019 Рё 2020 РіРѕРґРѕРІ РЅР° данные цели предусмотрено около 39 000 000 СЂСѓР±. Более того, Р·Р° указанный период РІ построенных домах предоставлены жилые помещения. Считает, что Администрацией осуществляются достаточные Рё эффективные меры РїРѕ исполнению судебных решений. РќР° основании изложенного заявлен вышеуказанный РёСЃРє РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором против иска возражал. Указал, что истцом не представлено надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
РР· содержания вышеуказанных РЅРѕСЂРј следует, что исполнительский СЃР±РѕСЂ, РїРѕ сути, относится Рє мерам принуждения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ несоблюдением законных требований государства Рё представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершением РёРј правонарушения РІ процессе исполнительного производства.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что решением Октябрьского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РїРѕ делу <в„–>, вступившим РІ законную силу <Дата>, РЅР° Администрацию возложена обязанность предоставить Болдырихиной Р•.Р‘. РЅР° состав семьи РёР· пяти человек, включая Болдырихина Рђ.Рњ., Болдырихину Р.Рђ., Плотникова Р.Рђ., Болдырихину Рђ.Рђ. РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ благоустроенное жилое помещение, РІ РІРёРґРµ отдельной квартиры, состоящее РЅРµ менее чем РёР· трех комнат, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям, СЃРѕ степенью благоустройства, применительно Рє условиям данного населенного пункта, РІ черте Рі.Архангельска, общей площадью РЅРµ менее 71,9 квадратным метров.
РЎСѓРґРѕРј выдан исполнительный лист, РЅР° основании которого <Дата> возбуждено исполнительное производство <в„–>-РРџ РІ отношении Администрации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г.Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Щепоткиной Л.В. о возбуждении исполнительного производства от <Дата> должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением РІ установленный СЃСЂРѕРє указанного решения СЃСѓРґР° <Дата> судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов РїРѕ Октябрьскому РѕРєСЂСѓРіСѓ РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рлюкович Р›.Рњ. вынесено постановление Рѕ взыскании СЃ Администрации исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ СЃСѓРјРјРµ 50 000 СЂСѓР±.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из материалов дела, решение Октябрьского районного суда города Архангельска от <Дата> по делу <№> на момент вынесения постановления от <Дата> не исполнено.
Между тем в настоящее время судебные акты по представлению гражданам жилых помещений исполняются в порядке очередности при наличии освободившихся жилых помещений либо путем осуществления выплат денежных средств согласно мировому соглашению, заключенному с истцом.
В рамках ведомственной целевой программы «Развитие городского хозяйства на территории муниципального образования «Город Архангельск» предусмотрены мероприятия по исполнению судебных актов по предоставлению выплат денежных средств на 2018 год – 35 821,3 тыс. руб., на 2019 год – 41 294,1 тыс. руб., на 2020 год – 41 685,4 тыс. руб.
При этом в 2016 году департаментом городского хозяйства Администрации оплачено постановлений судебных приставов-исполнителей о назначении административного наказания и о взыскании исполнительского сбора на сумму 27 620 000 руб., а в 2017 году на сумму 33 052 100 руб. Дефицит городского бюджета в 2016 году составил 415 034,7 тыс. руб., на 2017 год определен в размере 228 790,0 тыс. руб., на 2018 год – в размере 133 177,3 тыс. руб.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для предоставления жилых помещений в соответствии с требованиями законодательства, Администрация не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Как следует РёР· РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, Рё это подтверждается представленными РІ материалы дела доказательствами, РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃСЂРѕРєРё составления проекта РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета РЅР° очередной финансовый РіРѕРґ Рё плановый период определены Положением Рѕ составлении проекта РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета РЅР° очередной финансовый РіРѕРґ Рё плановый период, утвержденным постановлением РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска РѕС‚ <Дата> <в„–>. Согласно Рї.2.9 Положения, департамент РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства как субъект бюджетного планирования составляет Рё представляет РІ департамент финансов распределение предельных объемов бюджетных ассигнований РЅР° очередной финансовый РіРѕРґ Рё плановый период, Рё обоснования бюджетных ассигнований РЅР° очередной финансовый РіРѕРґ Рё плановый период. Бюджет РЅР° 2019 РіРѕРґ был РїСЂРёРЅСЏС‚ решением Архангельской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ <Дата> <в„–> «О РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј бюджете РЅР° 2019 РіРѕРґ Рё РЅР° плановый период 2020 Рё 2021 РіРѕРґРѕРІВ». Принимая РІРѕ внимание, что исполнительное производство <в„–>-РРџ возбуждено <Дата>, то внести изменения РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ бюджет РІ части выделения денежных средств РЅР° исполнение решения РЅРµ представлялось возможным РІ СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения судебного акта.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае у Администрации вины в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имелось.
При этом суд учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя, что также подтверждается разъяснениями, указанными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-П.
РџСЂРё указанных обстоятельствах СЃСѓРґ полагает возможным освободить Администрацию РѕС‚ исполнительского СЃР±РѕСЂР°, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов РїРѕ Октябрьскому РѕРєСЂСѓРіСѓ РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ РѕС‚ <Дата> РІ рамках исполнительного производства <в„–>-РРџ, возбужденного <Дата>.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений частей 6, 8 статьи 112 Закона в„– 229-ФЗ решение СЃСѓРґР° Рѕ полном или частичном удовлетворении РёСЃРєР° РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° обращается Рє немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Город Архангельск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Город Архангельск» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов РїРѕ Октябрьскому РѕРєСЂСѓРіСѓ РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ РѕС‚ <Дата> РІ рамках исполнительного производства <в„–>-РРџ, возбужденного <Дата>.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова