Решение по делу № 2-789/2019 от 16.01.2019

Дело № 2-789/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Н.Г. Татарниковой,

при секретаре     А.С. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехова В.А., Тереховой Е.И. к МУП г. Бийска «Водоканал» о признании незаконными счетов на оплату и требования на вывоз жидких бытовых отходов, признании права на водоотведение сточных вод, об обязании произвести перерасчет платежей, признании права собственности, об обязании обслуживания, ремонта и эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Терехов В.А., Терехова Е.И. обратились в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнения от 21 февраля 2019 года просили суд:

Признать предъявляемые МУП г.Бийска «Водоканал» счета и требования на вывоз жидких бытовых отходов незаконными.

Обязать МУП г.Бийска «Водоканал» перевести услуги на вывоз жидких бытовых отходов в услуги водоотведения сточных вод и произвести перерасчет платежей.

Признать МУП г.Бийска «Водоканал» собственником линейных инженерных сетей водоотведения и септика дома, расположенного по адресу: <адрес>, центрального трубопровода от колодцев присоединения с возложением на ответчика обязанности по их обслуживанию, ремонту и эксплуатации.

Признать право Терехова В.А., Тереховой Е.И. на водоотведение сточных вод дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований истцы указывают на то, что решением Бийского городского суда от 29.04.2016г № 2-1382/2016 было частично удовлетворено исковое заявление по оплате за водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов от принадлежащей истцам квартиры в многоквартирном трехэтажном доме по адресу: <адрес>

Данным решением было определено, что воды, отходящие от их дома признаются жидкими бытовыми отходами по причине их вывоза автотранспортом и отсутствием канализации.

Решением Бийского городского суда от 10.01.2017г № 2-187/2017 Терехову В.А. было отказано в исковом заявлении о признании вывозимых отходов сточными водами по причине предъявления требований к несоответствующему ответчику гарантирующему предприятию.

Гарантирующим услуги водоотведения предприятием является ответчик МУП г.Бийска «Водоканал», который предоставляет их многоквартирному трехэтажному дому услуги водоснабжения и обязан предоставлять услуги водоотведения.

С 2015 года ответчик заменил водоотведение услугой вывоза жидких бытовых отходов по коммерческим ценам, объясняя это причиной вывоза водных стоков в городскую канализацию и очистные сооружения автотранспортом через септик. В результате их дом был лишен услуги водоотведения.

Одновременно ответчик прекратил бесплатное обслуживание находящихся в его собственности линейных инженерных сооружений водоотведения наружной канализации не признавая их в своей собственности, тем самым ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан проживающих как в самом доме, так и микрорайоне. Учитывая, что в доме находится районная детская поликлиника, нарушается санитарная безопасность, разрушается канализационная система, дорога, под которой уложена труба централизованной канализации.

Считают действия МУП г.Бийска «Водоканал» не законными по следующим основаниям.

Письмом Министерства природных ресурсов РФ №12-47/ 9678 от 04.04.2017г прямо указано, что отходы и водные стоки определяются методом утилизации, а не методом удаления, и то, что сбрасываемые в итоге в водные ресурсы отходы канализации являются сточными водами.

Министерством жилищного строительства и Министерством природных ресурсов и экологии даны разъяснения по законодательству в отношении сточных вод и методов их утилизации.

На основании Приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 №445 и утвержденного данным приказом внесения изменений в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) в блок 7 внесено указание, что сбрасываемые в водоемы вещества из перечня отходов исключаются и отходами не считаются. По всем остальным видам отходов вводится лицензирование, регистрация и отчетность.

Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 4 16-ФЗ) определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Пунктом 2 статьи 2 Закона №416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 1 статьи 8 Закона №416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445.

Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".

В связи с этим, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируются нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, подлежит лицензированию.

Администрация города Бийска также подтвердила правильность такого вывода письмом 263/ПОГ/3241 от 27.12.2018г. от заместителя главы города

Зарегистрированных полигонов и полей фильтрации МУП г.Бийска «Водоканал» не имеет. Лицензии на право вывоза жидких бытовых отходов не имеет. Факт сброса в городскую канализацию и воды реки Бия документами дела и ответчиком подтверждены.

Государственной инспекцией Алтайского края письмом № 15-09/202 от 15.02.2017г о наличии водоотведения дома по <адрес> подтверждается наличие в доме системы канализации и системы водоотведения, а также полное соответствие дома действующим ГОСТ и стандартам Российской Федерации, что полностью исключает какие либо источники жидких бытовых отходов дома.

Независимой экспертной судебной федерацией г.Барнаула также была произведена проверка инженерных сетей относящихся к дому по адресу: <адрес>

Выводы экспертов подтверждают отсутствие жидких бытовых отходов в системе водоотведения дома и подтверждают факт, что канализация их дома технологически связана с централизованной системой городского водоотведения. Документы экспертного заключения находятся в деле Бийского городского суда от 10.01.2017г № 2-187/2017.

Также в деле 2-187/2017 находятся копии технического паспорта на дом, где также указано на наличие канализации и центрального водоотведения.

Таким образом, считают, что действия ответчика по начислению платежей за вывоз не существующих жидких бытовых отходов и лишения их права на водоотведение не законным.

Отказ ответчика от обслуживания внешних инженерных систем дома по адресу: <адрес> и отказ ими от принадлежащей им собственности считают необоснованным по следующим причинам.

К имущественному праву многоквартирного трехэтажного дома относится система водоотведения и канализации от дома до узлов соединения с линейными инженерными сооружениями наружней городской канализации, граница проводится по узлам соединения дома. В данном случае это два выхода канализации их дома до присоединения к центральной трубе на расстоянии 3 метров от дома.

Согласно нормам, указанным в П. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, сети водоснабжения и водоотведения являются линейными объектами.

На основании письма Минэкономразвития от 11.10.2016 № Д23и-4847 указано, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ относятся к недвижимости.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Право собственности на линейные инженерные сети дома по <адрес> были отнесены предприятию МУП Водоканал Распоряжением Исполнительного комитета г.Бийска о передаче на баланс ответчика наружних инженерных коммуникаций от 22.10.1986г № 578.

В соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ статьи 9 части 1 отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Учитывая соответствие их дома стандартам ГОСТ и выводам экспертов, а также отсутствия в реестре недвижимости права собственности жильцов на указанные инженерные линейные системы отказ ответчика от их обслуживания не законен.

В судебном заседании истец Терехов В.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, с учетом их уточнения от 21.02.2019. Просил произвести перерасчет с июня 2015 года.

Истец Терехова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляла.

Представитель ответчика МУП г. Бийска «Водоканал» Ваксман И.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований с учетом их уточнения от 21.02.2019 по доводам, изложенным в отзыве и дополнениям к отзыву.

Представители третьих лиц - МУП г.Бийска «ЕИРКЦ», Администрации г.Бийска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо Терехов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения истца Терехова В.А., представителя ответчика МУП г.Бийска «Водоканал», изучив материалы дела, материалы дел № 2-1382/2016, №2-187/2017, материалы инвентарного дела в отношении жилого дома по <адрес>, суд приходит к следующим выводам:

Из материалов дел установлено, что истцы Терехов В.А., Терехова Е.И. являются собственниками <адрес> в <адрес>.

Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений дома от 05.10.2015 года № 01/15 жилой многоквартирный дом по <адрес> находится в непосредственном управлении собственников помещений дома.

Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

На основании ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно п.8 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3)тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в Федеральном законе, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (п.10 ст.31 Федерального закона).

Статьей 2 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;

локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договоров водоотведения (часть 1). Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (часть 5).

Согласно ст. 14 приведенного закона №416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1). К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2).

Гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальном образовании г. Бийск, является МУП г. Бийска «Водоканал».

Согласно приложению к распоряжению Администрации г. Бийска № 93-р от 30.01.2009 года, которым утвержден перечень жилых домов, жители которых пользуются услугами МУП г. Бийска «Водоканал» по вывозу жидких бытовых отходов, жилой дом по <адрес> в <адрес> включен в указанный перечень (л.д.125-134).

Установлено, что обслуживание дома истцов осуществляется ООО «УК «БиКо-Центр» на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 05.10.2015 года и заключенного договора. Также собственниками помещений принято решение не включать в договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с ООО «УК «БиКо-Центр» услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (далее – ЖБО) из септика, оказание этой услуги поручить другой, специализированной организации (л.д.87-101).

МУП г.Бийска «Водоканал» осуществляет транспортировку жидких бытовых отходов из домов, не оборудованных централизованной системой водоотведения.

Договор с собственниками жилых помещений, проживающих в доме по <адрес>, с МУП г. Бийска «Водоканал» не заключен.

Вместе с тем, как установлено судом истцы ежемесячно производят оплату данной услуги ответчику, что не оспаривалось в судебном заседании истцом Тереховым В.А. и подтверждается выпиской из лицевого счета МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» на квартиру, принадлежащую истцам на праве собственности, что свидетельствует о признании истцами оказания им МУП г.Бийска «Водоканал» услуги именно по вывозу ЖБО.

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Согласно положениям статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В силу вышеприведенных норм права с учетом фактических обстоятельств по делу суд приходит к выводу о том, что оплата за откачку и вывоз жидких бытовых отходов в соответствии с тарифом и условиями МУП г.Бийска «Водоканал» свидетельствует о принятии условий оферты истцами, а следовательно о заключении договора между истцами и ответчиком на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.

Отсутствие договора с организацией, оказывающей данные услуги, в виде единого документа в письменном виде, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от установленной п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности участвовать в несении расходов по содержанию общего имущества. Иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 29.04.2016 года по делу № 2-1382/2016 по иску Терехова В.А., Тереховой Е.И. к МУП г. Бийска «Водоканал» о признании оказываемых услуг коммунальными услугами водоотведения, восстановлении прав и обязанностей по оплате оказываемых услуг и возложении обязанности по произведению перерасчета, исковые требования удовлетворены частично.

На МУП города Бийска «Водоканал» возложена обязанность производить начисление оплаты Терехову В.А., Тереховой Е.И. за вывоз жидких бытовых отходов по адресу: <адрес> без учета платы за услуги по водоотведению.

В удовлетворении остальной части исковых требований Терехову В.А., Тереховой Е.И. к МУП г. Бийска «Водоканал» о признании оказываемых услуг коммунальными услугами водоотведения, восстановлении прав и обязанностей по оплате оказываемых услуг и возложении обязанности по произведению перерасчета, отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.06.2016 года, решение суда оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вышеуказанным решением установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> не подключен к централизованной системе водоотведения, оборудован выгребной ямой (септиком). Сброс сточных вод от абонента производится в выгреб с последующим вывозом спецавтотранспортом.

С учетом изложенного, решение Бийского городского суда Алтайского края от 29.04.2016 года по гражданскому делу № 2-1382/2016 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно сведениям МУП г.Бийска «Водоканал» многоквартирный дом по <адрес>, не имеет присоединения к централизованной сети водоотведения.

Поскольку у жилого дома по <адрес> отсутствует централизованная система водоотведения (канализации), а именно, технологически связанная между собой система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод, истцам не может быть оказана услуга по водоотведению.

Выгребная яма (септик) относится к единой системе канализации, спроектированной при строительстве данного многоквартирного дома. Строительство септика осуществлялось совместно с многоквартирным домом.

Из материалов изученных дел следует, что канализационные сети, расположенные в районе жилого дома по адресу: <адрес> в <адрес>, не значатся в Реестре объектов муниципальной собственности г. Бийска, а также в перечне бесхозяйного имущества.

В силу ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Правоотношения собственников помещений в многоквартирных домах, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155.

Пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, закреплено понятие твердых и жидких бытовых отходов - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Учитывая пункт 10, вышеназванных правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

Таким образом, услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов входит в содержание общего имущества и не подлежит государственному регулированию, с чем не согласны истцы.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

В соответствии с п.2,5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 санитарно-техническое оборудование и иное оборудование, находящееся на инженерных сетях системы холодного и горячего водоснабжения входит в состав общего имущества.

Часть 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункты 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяют общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").

Абзацем 2 пункта 5 Правил №491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктом "д" пункта 11 Правил №491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13, 3.7.1 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в данном случае, выгребная яма (септик), относятся к общедомовому имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

С 01.01.2016 введен в действие п. 4 ст. 154 ЖК РФ, которым установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не включена.

С учетом структуры платежей, определенных ст.ст.153,154 ЖК РФ вывоз жидких бытовых отходов является услугой по содержанию общего имущества.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

Исходя из указанной статьи ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7).

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Согласно ч.6 ст.32 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере водоотведения могут дифференцироваться, в том числе с учетом категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

Согласно п.8 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3)тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в Федеральном законе, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (п.10 ст.31 Федерального закона).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями ГК РФ.

Решением Управления по тарифам от 01.12.2015 №634 МУП г.Бийска «Водоканал» установлены тарифы на водоотведение на 2016-2018 годы без дифференциации и только для потребителей, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения.

Кроме того, при разрешении заявленных требований суд принимает во внимание, что услуга по водоотведению и услуга по вывозу жидких бытовых отходов это разные услуги.

При этом, услуга по водоотведению является регулируемой услугой (ч.8 ст.31 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»), а услуга по вывозу жидких бытовых отходов является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности на основании договора (пункт 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155).

При этом цена услуги не может превышать установленную, в данном случае, постановлением Администрации г. Бийска Алтайского края № 1285-р от 08 августа 2014 года, распоряжением Администрации города Бийска №283-р от 20.03.2018 об изменении прейскуранта предельных максимальных цен на платные услуги, предоставляемые МУП г.Бийска «Водоканал», а расчет платы за вывоз ЖБО должен производиться исходя из общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения, на основании ст. 158 ЖК РФ, частью 1 которой установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Требуя признания услуги по вывозу жидких бытовых отходов услугой водоотведения сточных вод, и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платежей переведя их в услуги водоотведения сточных вод, истцы фактически приравнивает данную услугу к коммунальной услуге – отведению сточных вод, которое признается коммунальной услугой только при наличии системы центрального водоотведения, что в рассматриваемом случае отсутствует.

Доводы истцов в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

В связи с вышеизложенным требование истцов о возложении на ответчика обязанности оказывать коммунальную услугу по водоотведению не основано на законе.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

В судебном заседании установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> имеется система централизованного водоснабжения, при этом система централизованного водоотведения отсутствует, что так же уже было установлено предыдущими решениями Бийского городского суда. Водоотведение данного дома осуществляется в расположенную вблизи этого многоквартирного жилого дома выгребную яму (септик), которая рассчитана на вышеуказанный жилой дом.

Следовательно, истцы, как собственники жилого помещения многоквартирного жилого дома обязаны производить оплату услуги по вывозу из выгребной ямы жидких бытовых отходов.

Жидкие бытовые отходы - это хозяйственные бытовые сточные воды, которые образуются в результате жизнедеятельности граждан и накапливаются в сооружениях, не подключенных к централизованной системе водоотведения, сбрасываются в сооружения (устройства), предназначенные для их приема и накопления, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155; далее - Правила вывоза ЖБО).

Жидкие бытовые отходы должны вывозиться ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88) на спецобъекты.

Виды таких отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242). К ним относятся:

- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);

- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

Жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности. Это следует из кода видов отходов, 11-й знак в котором обозначает класс опасности. Следовательно, в данном случае необходимо получить лицензию на транспортирование отходов IV класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 8 Перечня, приведенного в Приложении к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, п. 9 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792).

Необходимость наличия лицензии в этом случае также подтверждается разъяснениями Минприроды России (Письмо от 04.04.2017 N 12-47/9678).

Истцы в обоснование заявленных требований указывает на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04 апреля 2017 года №12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод», из которого следует, что оказываемая МУП г.Бийска «Водоканал» услуга по вывозу ЖБО должна быть отнесена к услугам водоотведения.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 Закона №89-ФЗ определено, что транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Пунктом 2 статьи 2 Закона №416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 1 статьи 8 Закона №416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445.

Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в реестре объектов муниципальной собственности учитываются очистные сооружения, переданные на баланс МУП г.Бийска «Водоканал» на праве хозяйственного ведения, расположенные по адресу:

- г.Бийск, п.Сорокино, общей протяженностью 801 м;

- г.Бийск, городские канализационные очистные сооружения, район Вихоревки, общей протяженностью 921,5 м.

Государственных хранилищ в МУП г.Бийска «Водоканал» не имеется.

В перечне объектов бесхозяйного имущества канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>, не значатся.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом МУП г.Бийска «Водоканал» от 18.04.2019 (л.д.218), ответом МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» от 17.04.2018 (л.д.219).

Согласно ответа Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 14.03.2016 года на имя Терехова В.А., усматривается, что МУП г.Бийска «Водоканал» имеет организованные выпуски сточных вод в водные объекты. Сточные воды проходят очистку на очистных сооружениях предприятия. Имеются разрешительные документы на сброс. Таким образом, сброс жидких фракций, откачиваемых из выгребных ям, через очистные сооружения МУП г.Бийска «Водоканал» соответствует требованиям Водного кодекса РФ (гр. дело №2-1382/2016 л.д.132).

Согласно разъяснений Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 21.01.2016 №251, осуществляемая МУП г.Бийска «Водоканал» деятельность по транспортировке отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков с целью удаления сточных вод через очистные сооружения, не является обращением с отходами и, соответственно не подлежит лицензированию на основании Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Очищенные через очистные сооружения стоки сбрасываются МУП г.Бийска «Водоканал» в реку Бия, в пределах допустимых сбросов загрязняющих веществ (гр. дело №2-1382/2016 л.д.115, 116).

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, МУП г.Бийска «Водоканал» имеет разрешительные документы (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты; решение о предоставлении водного объекта в пользование) сброс стоков в водный объект (л.д.216).

На основании ответа Минприроды России от 25.12.2018 жидкие фракции от многоквартирного дома транспортируются на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение в реку Бия. В этой связи полагают возможным отнести их к сточным водам, сброс которых в водные объекты осуществляется в соответствии с требованиями Водного Кодекса РФ и законодательства в области охраны окружающей среды (л.д.21-22).

В соответствии со ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации водоснабжения и водоотведения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В связи с чем, рассмотрение вопросов связанных с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, оплатой таких услуг и регулированием тарифов в сфере водоотведения не относится к полномочиям Минприроды России и Росприроднадзора, в связи с чем, письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04 апреля 2017 года №12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод» не регулирует отношения в сфере водоотведения и вывоза ЖБО, а лишь дает разъяснение на предмет того, каким законодательством РФ (Водным кодексом РФ или законодательством об отходах производства и потребления) регулируется обращение с отходами, и подлежит ли данная деятельность лицензированию.

Поскольку правоотношения в сфере водоотведения и вывоза ЖБО регулирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, соответственно при разрешении настоящего спора, суд руководствуется именно их положениями.

В 2016 году прокуратурой г.Бийска по фактам обращения граждан, в том числе Терехова В.А. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности МУП г.Бийска «Водоканал» при начислении платы за вывоз ЖБО.

15 апреля 2016 года в адрес МУП г.Бийска «Водоканал» по результатам указанной проверки прокуратурой г.Бийска было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которого прокуратура подтвердила правомерность оказания МУП г.Бийска «Водоканал» услуг по вывозу ЖБО и начисление платы за оказание данной услуги жителям в том числе истцу Терехову В.А., проживающим в жилых домах оборудованных выгребной ямой (септиком) в которых отсутствует централизованная система водоотведения.

Вместе с тем, прокуратура данным представлением обязала МУП г.Бийска «Водоканал» произвести перерасчет в части исключения из платы за вывоз ЖБО, тарифа на водоотведение ввиду того, что в жилых домах в которых проживают заявители в том числе Терехов В.А. отсутствует централизованная система водоотведения, в связи с чем жителям не может оказываться услуга по водоотведению.

Указанное представление было исполнено МУП г.Бийска «Водоканал» и Тереховым В.А. не обжаловалось, что в совокупности с иными доказательствами свидетельствует о несостоятельности заявленных истцами требований.

Доводы истцов о том, что подключение дома, расположенного по адресу: <адрес> к централизованной системе водоотведения, подтверждается заключением НЭУНП «Палата судебных экспертов Сибири» от 13.10.2016, суд находит несостоятельными, поскольку данное заключение напротив подтверждает отсутствие присоединения дома к централизованной системе водоотведения, в связи с тем, что по результатам исследования установлено, что сбор и откачка отходов жизнедеятельности из выгребной ямы здания многоквартирного дома осуществляется специальными машинами с последующим вывозом в центральные городские сети (л.д.106-122).

Кроме того, указанное заключение специалистов было предметом оценки при рассмотрении гражданского дела №2-187/2017 по иску Терехова В.А. к Администрации города Бийска о возложении обязанности по приведению инженерных сетей многоквартирного дома в соответствие со строительными нормами и правилами. Решением суда от 10.01.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела было установлено отсутствие присоединения дома к централизованной системе водоотведения, сам истец в ходе рассмотрения дела ссылался на указанное обстоятельство, в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность по подключению (технологическому присоединению) жилого дома по <адрес> к централизованной канализационной сети, состоящей на балансе МУП г.Бийска «Водоканал».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 04 апреля 2017 года решение оставлено без изменения.

С учетом положений ст.61 ГПК РФ, указанное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Доводы истцов о том, что находящейся в их доме поликлинике ответчиком не оказываются услуги по вывозу жидких бытовых отходов, опровергаются договором №7 на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 22.01.2018, заключенным между МУП г.Бийска «Водоканал» и КГБУЗ «Городская детская больница, г.Бийск», счетами – фактурами на вывоз ЖБО за 2018-2019 годы, сведениями по оплате указанной услуги.

При разрешении исковых требований о признании за МУП г.Бийска «Водоканал» права собственности на линейные инженерные сети водоотведения,септик дома по адресу: <адрес>, центральный трубопровод от колодцев присоединения с обязанностью их обслуживания, ремонта и эксплуатации, суд исходит из следующего.

Согласно нормам, указанным в п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, сети водоснабжения и водоотведения являются линейными объектами.

На основании письма Минэкономразвития от 11.10.2016 № Д23и-4847 указано, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ относятся к недвижимости.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №416-ФЗ «О Водоснабжении и водоотведении» отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Истцы указывают, что право собственности на линейные инженерные сети дома по <адрес> были отнесены предприятию МУП г.Бийска «Водоканал» распоряжением Исполнительного комитета г.Бийска о передаче на баланс ответчика водопровода и канализации до выгреба от 22.10.1986г № 578 (л.д.24). Вместе с тем, в указанном распоряжении не указан номер дома по <адрес>.

В перечне объектов бесхозяйного имущества канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>, не значатся.

В соответствии с п.3.1. Устава МУП г.Бийска «Водоканал», утвержденного 27.05.2003 г. имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования «Город Бийск» и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (л.д.135-143).

Кроме того, в силу ст.113 ГК РФ, ст.2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие не может являться собственником какого либо имущества.

Более того, определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2016 года по гражданскому делу №2-1382/2016 установлено, что выгребная яма (септик) наряду с единой системой канализации, спроектированной при строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, является общим имуществом многоквартирного дома.

При этом, суд принимает во внимание, что требования истцов и признании МУП г.Бийска «Водоканал» собственником указанных объектов являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не предоставляет истцам таких полномочий.

Проанализировав исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности по признакам относимости, допустимости и достаточности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-789/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Терехов Виктор Александрович
Терехова Елена Ивановна
Ответчики
МУП г. Бийска "Водоканал"
Другие
Администрация г. Бийска
Терехов Александр Викторович
МУП г.Бийска «ЕИРКЦ»
Ваксман Игорь Валерьевич
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее