Дело № 2а-1339/2021
УИД: 27RS0013-01-2021-002263-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.11.2021 г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,
с участием административного истца Иванова С.С.,
представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Шадриной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, посредством видеоконференцсвязи, административное дело по административному иску Иванова С. С.ча к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), о понуждении к устранению допущенных нарушений, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, о возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Иванов С.С. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с указанным административным исковым заявлением; просит:
- признать незаконными действия (бездействия), выразившиеся в неприменении мер поощрения с 04.07.2019 по 21.09.2021,
- обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю применить к нему с 04.07.2019 по 21.09.2021 меры поощрения за хорошее поведение в исправительном учреждении,
- взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000,00 руб.,
- возместить ему судебные издержки, затраченные на оплату государственной пошлины в размере 300,00 руб., а также почтовые расходы по сумме почтовых марок, имеющихся на конверте (конвертах), в котором подано настоящее административное заявление.
В обоснование своих требований Иванов С.С. указал, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее по тексту – ФКУ ИК-6, ИК-6, исправительное учреждение, учреждение) с 09.04.2018 по настоящее время; 21.12.2018 к нему было применено поощрение за хорошее поведение, которое сняло ранее наложенное взыскание; с 04.07.2019 по настоящее время к заявителю не применялось поощрение за хорошее поведение заявителя в исправительном учреждении; с 04.07.2019 по настоящее время заявитель не нарушил режим содержания в исправительном учреждении.
Указывает, что изложенные условия содержания в исправительном учреждении нарушили его право на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении, являются нарушением ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 109, ч. 1 ст. 113, ст. 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (л.д.3).
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 07.10.2021 к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика - главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении – ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц: УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (л.д.1-2).
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, заинтересованное лицо Министерство финансов Российской Федерации, в суд своего представителя не направило; его личное участие в судебном разбирательстве не признано судом обязательным, ходатайств об отложении рассмотрения дела и возражений по административному иску не представило. В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Иванов С.С. участвовавший в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Дополнительно пояснил, что 08.07.2021 он обращался к начальнику исправительного учреждения с заявлением об увеличении времени прогулки, ответа не получил. Просит применить меру поощрения в виде увеличения времени прогулки.
В судебном заседании представитель административных ответчиков и заинтересованного лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Шадрина О.В., действующая на основании доверенностей № 27/ТО/20-178 от 08.10.2021, № 27/ТО/55-5 от 11.10.2021, № 27/ТО/20-179 от 08.10.2021, сроком действия на три года каждая, образование высшее юридическое (л.д.30-34), участвовавшая в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, возражала против заявленных требований. Пояснила, что применение мер поощрения является правом, а не обязанностью администрации исправительного учреждения; ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю действовало в соответствии с требованиями закона, нарушение прав административного истца не допущено.
Заслушав административного истца и представителя административных ответчиков и заинтересованного лица; исследовав материалы дела и письменные доказательства; оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Статья 3 КАС РФ определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2). В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О).
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 11 статьи 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
В соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
Положениями статей 126-127 УИК РФ определены условия содержания осужденных в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии со статьей 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации - такие Правила утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года № 295 (далее по тексту – Правила, ПВР).
Правила регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473- «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрация учреждения обязана обеспечивать режим содержания осужденных.
УИК РФ предусмотрено применения к осужденным к лишению свободы, как мер поощрения, так и мер взыскания (статьи 113, 115 УИК РФ).
В целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации приказом Минюста России от 15.08.2007 N 161-дсп утверждена Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений (далее по тексту - Инструкция).
Согласно положениям данной Инструкции предусмотрено ведение личных дел осужденных, в которых отражаются все случаи применения поощрений или наложения взысканий (статья 25).
При этом Инструкция содержит исчерпывающий перечень документов, изъятие которых допускается из личного дела осужденного (пункты 29, 31). Вместе с тем Инструкцией и иными правовыми актами не предусмотрено изъятие из личного дела осужденного сведений о наложении на него дисциплинарных взысканий, в том числе в случае погашения взыскания или признания его незаконным.
Согласно части 1 статьи 113 УИК РФ меры поощрения применяются к осужденному за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях.
Правом применения перечисленных в статье 113 УИК РФ мер поощрения в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до трех часов в день на срок до одного месяца является одной из мер поощрения, применяемым к осужденным к лишению свободы (пункт «з» части 1 статьи 113 УИК РФ).
Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы определен в статье 114 УИК РФ. Частью 4 статьи 114 УИК РФ предусмотрено, что к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Поощрения объявляется в письменной форме, за исключением благодарности (часть 1 статьи 114 УИК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов С.С. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, прибыл 09.04.2018 для дальнейшего отбывания наказания, по прибытию определен в строгие условия отбывания наказания, имеет действующие взыскания: выговор – 12.10.2021 нарушил распорядок дня ИУ, не выполнил физическую зарядку, наложенный постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 № 92 от 21.10.2021; водворение в ШИЗО на 10 суток – 13.10.2021 нарушил распорядок дня ИУ, не выполнил физическую зарядку, наложенный постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 № 94 от 21.10.2021. Приказом № 3 от 21.12.2018 к Иванову С.С. за хорошее поведение применен вид поощрения – досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Иных поощрений не имеется. На момент обращения Иванова С.С. с настоящим административным иском в суд – 04.10.2021, он действующих взысканий не имел (л.д. 4,24,28,29).
Согласно характеристике, утвержденной начальником исправительного учреждения 25.10.2021, осужденный Иванов С.С. в период отбывания наказания принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила внутреннего распорядка соблюдает не всегда. Законные требования работников уголовно-исполнительной системы выполняет, к работникам уголовно-исполнительной системы, иным лицам, посещающим учреждение, а также к другим осужденным относится вежливо, требования санитарии и гигиены соблюдает не всегда. Решением административной комиссии ИУ протокол № 6 от 16.05.2018 поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность, суициду и членовредительству. За период отбывания наказания имеет четыре взыскания, одно поощрение. Администрация исправительного учреждения характеризует осужденного Иванова С.С. отрицательно (л.д.29).
Доводы административного истца о незаконности действий (бездействия) администрации исправительного учреждения, выразившихся в неприменении к нему мер поощрения, предусмотренных статьей 113 УИК РФ, в частности об увеличении времени прогулки; о возможности применения к нему мер поощрения за хорошее поведение, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
За весь период отбывания наказания, в том числе и после 21.12.2018, оценив в совокупности с иными характеризующими осужденного сведениями, суд приходит к выводу об отсутствии в представленных суду материалах сведений для вывода о наличии стабильной положительной динамики в поведении административного истца, и, как следствие, для применения к последнему мер поощрения за хорошее поведение со стороны администрации учреждения.
Вопреки доводам административного истца о нарушении администрацией исправительного учреждения норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующим порядок применения мер поощрения, предусмотренных статьей 113 УИК РФ, такие нарушения не установлены.
Применение мер поощрения к осужденным к лишению свободы является правом, а не обязанностью исправительного учреждения.
При установленных в судебном заседании вышеизложенных фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов административного истца ни администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ни УФСИН России по Хабаровскому краю, ни ФСИН России не допущено; не применение со стороны исправительного учреждения мер поощрения административного истца не противоречит нормам уголовно-исполнительного законодательства, ПВР; нарушений условий содержания административного истца судом не установлено; доказательств, свидетельствующих о нарушении личных имущественных и (или) неимущественных прав административного истца материалы дела не содержат, суду не представлено; действия (бездействие) администрации исправительного учреждения, его должностных лиц, являются обоснованными, выполненными в соответствии с вышеизложенными требованиями закона, подлежащего применению в спорных правоотношениях, следовательно, оснований для удовлетворения требований Иванова С.С. не имеется.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Осведомленный о бремени доказывания по делу данной категории, административный истец не представил относимых и допустимых доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решением, действиями (бездействием) административного ответчика по настоящему спору; законных оснований для удовлетворения заявленного им административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками не совершено действий (бездействия), не вынесено решений, нарушающих требования закона по настоящему спору; совокупности, определенной статьей 227 КАС РФ, не имеется; правовые основания для признания действий (бездействия) административных ответчиков не имеется, и, как следствие не имеется оснований для понуждения ответной стороны устранить допущенные нарушения и не имеется оснований для взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем, соответствующие требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, то, в соответствии с частью 1 статьи 111, частью 2 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, состоящие из суммы государственной пошлины, оплаченной при подаче административного иска в размере 300,00 руб. (л.д.6) и из суммы почтовых расходов в размере 60,00 руб. (л.д.8), понесенные административным истцом, остаются на нем; основания для их возмещения и взыскания с ответной стороны отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 227,227.1 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Иванова С. С.ча к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), о понуждении к устранению допущенных нарушений, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, о возмещении судебных расходов отказать в полном объеме.
Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Хасанова
Решение в окончательной форме принято 18.11.2021
(выходные дни: 04.11.2021, 05.11.2021,
06.11.2021, 07.11.2021, 13.11.2021, 14.11.2021).
Судья Н.В. Хасанова