Дело № ххха-1849/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Холм-Жирковский 12 декабря 2018 года.
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Баринова В.П.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием:
представителя административного истца – прокурора <адрес> Лихачева В.А.,
представителя административного ответчика Данилкович С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия, сославшись на то, что прокуратурой <адрес> по информации ООО «Газпром газораспределение Смоленск» проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части постановки на кадастровый учет бесхозяйного газопровода высокого давления газораспределения и регулятора давления газа с выходным низким давлением комбинированного - ШРП с РДНК-400, расположенных по адресу: <адрес>, д. Лехмино, <адрес>. В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от дд.мм.гггг № ххх- ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что нормы вышеприведенного законодательства администрацией муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> исполняются не в полном объеме. Актом проверки от дд.мм.гггг установлено, что на расстоянии 20,5 м. от здания расположенного по адресу <адрес> (магазин Холм-Жирковского РАЙПО) по <адрес> д. Лехмино <адрес> расположен регулятор давления газа с выходным низким давлением комбинированный - ШРП с РДНК-400. От газопровода высокого давления проходящего вдоль автодороги «Беларусь» - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест)» - Хмелита - Холм-Жирковский - Яковлево врезана газовая труба ф63х5,8 подходящая на глубине 1 м. к ШРП с РДНК-400 общей протяженностью 28,5 м. Согласно информации Администрации муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, территориального управления Росимущества в <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> сведений о собственнике данного газопровода не имеется. Не состоят данные объекты на балансе Холм-Жирковского РАЙПО.
Таким образом, сведения о зарегистрированных правах на данное имущество отсутствуют.
Между тем, через указанные объекты осуществляется поставка газа жилым домам по <адрес> д. Лехмино <адрес>.
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.
Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, на газопроводе, имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании. Однако использование финансовых средств органом местного самоуправления, на указанные выше цели без оформления права собственности на газопровод, не представляется возможным.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества - газопровода высокого давления и регулятора давления газа с выходным низким давлением комбинированного - ШРП с РДНК-400, расположенных по адресу: <адрес>, д. Лехмино, <адрес>, находящегося на территории этого муниципального образования, с целью его дальнейшего обслуживания и эксплуатации, представляет опасность для населения и является незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор <адрес> Лихачев В.А. уточненное административное исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – исполняющая обязанности главы муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> Данилкович С.И. в судебное заседание явилась, требования административного искового заявления прокурора фактически признала, подтвердив, что указанные объекты недвижимости используются для подачи газа жителям д. Лехмино Лехминского сельского поселения, но собственника не имеют. Администрация поселения поставит их на учет и в последующем будет претендовать на признание за ними права собственности на данные объекты, чтобы заключить соответствующие договора на обслуживание.
Представитель заинтересованного лица – АО «Газпром газораспределение Смоленск» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, оставляя решение по административному иску на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Холм-Жирковского РАЙПО в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, изложенные в нем требования поддерживает в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей указанных заинтересованных лиц.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Судом установлено, что на расстоянии 20,5 м. от здания расположенного по адресу <адрес> (магазин Холм-Жирковского РАЙПО) по <адрес> д. Лехмино <адрес> расположен регулятор давления газа с выходным низким давлением комбинированный - ШРП с РДНК-400. От газопровода высокого давления проходящего вдоль автодороги «Беларусь» - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест)» - Хмелита - Холм-Жирковский - Яковлево врезана газовая труба ф63х5,8 подходящая на глубине 1 м. к ШРП с РДНК-400 общей протяженностью 28,5 м., что подтверждается актом проверки от дд.мм.гггг, составленным заместителем прокурора <адрес> А.А. Шапотиным, совместно с помощником прокурора данного района Е.А. Перовым, начальником газовой службы <адрес> Жуковым И.Д. и старшим менеджером администрации МО Лехминского сельского поселения <адрес> Данилкович С.И. (л.д. 7-18).
Согласно сообщению администрации МО Лехминского сельского поселения <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, сведениями о собственнике сетей газопотребления и газораспределения администрация не располагает (л.д. 19).
В соответствии с сообщением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от 12.10.2018г. № ххх, возможным собственником указанных объектов газопотребления и газораспределения возможно является Холм-Жирковское РАЙПО (л.д. 19).
Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от дд.мм.гггг № ххх следует, что указанные объекты в реестре государственной собственности <адрес> не значатся (л.д. 20).
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведения о данных объектах недвижимости в ЕГРН отсутствуют (л.д. 20).
В соответствии с сообщением Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, не значится данные объекты недвижимости и в реестре федеральной собственности (л.д. 21).
Газификация жилых домов по <адрес> в д. Лехмино Лехминского сельского поселения <адрес> осуществлена, согласно проектной документации разработанной на основании задания на проектирование, и инсценирована администрацией Лехминского сельского поселения <адрес> (л.д. 23-36).
Из сообщения АО «Газпром газораспределение Смоленск» от дд.мм.гггг и от дд.мм.гггг следует, что договора о техническом обслуживании объектов газопотребления и газораспределения Холм-Жирковского РАЙПО - ШРП с РДНК-400 не заключались (л.д.38-40).
Согласно справки и сообщения Холм-Жирковского РАЙПО, ШРП с РДНК-400 не состоит на его балансе и собственником его он не является. Потребность в использовании объектов газопотребления и газораспределения отсутствует в связи с закрытием магазина. Указанные обстоятельства подтверждены председателем правления по совместительству Холм-Жирковского РАЙПО при даче объяснения заместителю прокурора <адрес> Шапотину А.А. дд.мм.гггг. Отсутствие данных объектов на балансе Холм-Жирковского РАЙПО подтверждается сведениями, содержащимися в книге оборотных ведомостей по д. Лехмино (л.д. 42, 48, 50-52).
Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от дд.мм.гггг следует, что ОАО «Смоленскоблгаз» предъявлен к приемке законченный строительством газопровод высокого давления с газовой трубой ф63х5,8 с регулятором давления газа с выходным низким давлением комбинированного – ШРП с РДНК-400 (л.д. 44).
В соответствии с положениями ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Поскольку газопровод прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, в связи с чем он относится к недвижимому имуществу.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от дд.мм.гггг № ххх- ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Так, статьей 1 закона <адрес> от дд.мм.гггг N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 20 (в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от дд.мм.гггг N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 83 Федерального закона от дд.мм.гггг № ххх-ФЭ, в целях организации в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. Данным имуществом являются объекты водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения и газопроводы.
Как определено Федеральным законом от дд.мм.гггг № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», газ - это природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от дд.мм.гггг № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в настоящем Федеральном законе; для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются классы опасности.
В соответствии с п. 44 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. Неисполнение указанной обязанности является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (п. 5 ч. 4 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от дд.мм.гггг N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, газопровод, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, может находиться в муниципальной собственности и является бесхозяйным.
Поскольку указанный газопровод расположен на территории муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес>, представляет потенциальную опасность населению, и его бесхозяйная эксплуатация может причинить вред населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновениях чрезвычайных ситуаций, учитывая положения ст. 225 ГК РФ, предусматривающей обращение с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества органа местного самоуправления, на территории которого находится газопровод, суд приходит к выводу, что именно администрация данного муниципального образования проявила бездействие по вопросу о признании указанного газопровода бесхозяйным имуществом.
Соответственно, именно на администрацию муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> следует возложить обязанность по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет указанного газопровода в качестве бесхозяйного имущества. Суд находит разумным установить срок для выполнения обязанности возложенной судом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку обращение с заявлением о постановке указанного объекта недвижимости на учет предусматривает сбор дополнительных документов, в частности по технической инвентаризации объекта, что требует дополнительных денежных средств из соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227-228 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Лехминского сельского поселения <адрес> в части не постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи – регулятора давления газа с выходным низким давлением комбинированного – ШРП с РДНК-400, расположенного в 20,5 метрах на восток от здания находящегося по адресу: <адрес>, д. Лехмино, <адрес>, а также газовой трубы высокого давления ф63х5,8, общей протяженностью 28,5 м., отходящей от данного регулятора давления газа и подходящей на глубине 1 м. по направлению на юго-запад к месту врезки в газовую трубу высокого давления проходящего вдоль автодороги «Беларусь» - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) – Хмелита – Холм-Жирковский – Яковлево незаконным.
Возложить на администрацию Лехминского сельского поселения <адрес> обязанность в шести месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного недвижимого имущества.
Об исполнении решения суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу сообщить в суд, вынесший данное решение и прокурору <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись В.П. Баринов
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.