Решение по делу № 33-1193/2022 от 11.01.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-1193/2022

Судья первой инстанции: Тедеева Е.А.

№ 2-671/2021

УИД 91RS0-08

     08 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи: Бондарева Р.В.,
судей: Гоцкалюка В.Д., Белоусовой В.В.,
при секретаре: Кочмареве Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирсановой Нины Федоровны к Администрации Чернышевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Чернышевскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, Слисенко Татьяне Леонидовне, Кирсанову Денису Леонидовичу, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: СНТ «Чайка», <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельные участки в силу приобретательской давности, по апелляционной жалобе Кирсановой Нины Федоровны на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.

УСТАНОВИЛА:

В июне 2021 года Кирсанова Н.Ф. обратилась с иском, в котором просит признать за ней право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, <адрес>, на территории Чернышевского сельского совета, СНТ «Чайка», <адрес>, и 245 в силу приобретательной давности. Свои требования она обосновывает тем, что в 1992 году за истцом закреплен земельный участок , за мужем истца Кирсановым Л.П. закреплен земельный участок В снт «Чайка», что подтверждается членской книжкой от ДД.ММ.ГГГГ В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Кирсанова Л.П. членская книжка была переписана на истца с ДД.ММ.ГГГГ Считает, что она пользуется данными участками открыто, непрерывно и добросовестно, а поэтому данные участки принадлежат ей на праве приобретательной давности.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Кирсанова Н.Ф. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом дана ненадлежащая оценка доказательствам об открытом и непрерывном владении спорными участками, неверно установлены юридически значимые обстоятельства дела. Суд проигнорировал ее доводы в части законного владения участками, при этом ее права на земельные участки никто не оспаривает. Судом неверно применены нормы ст. 234 ГК РФ, так как в деле достаточно доказательств, свидетельствующих о длительном, добросовестном и открытом владении земельными участками.

В судебное заседание ответчики и третьи лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, поэтому в силу ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав Кирсанову Н.Ф., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.

Отказывая в удовлетворении иска Кирсановой Н.Ф., суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. ст. 11, 12, п. 1 ст. 234, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска по основаниям приобретательной давности.

С такими выводами соглашается судебная коллегия.

В силу ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Исходя из положений п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и ст. 16 Земельного кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 05.02.2007 г. № 13-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 141-ФЗ, действовавшей до 01 марта 2015 года).

По смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

О применении положений ст. 234 Гражданского кодекса РФ можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник неизвестен либо собственник отказался от своих прав на имущество, либо утратил интерес к использованию имущества.

Таким образом, по смыслу ст. 234 Гражданского кодекса РФ основанием приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности является владение имуществом в отсутствие собственника, поэтому в отношении земельных участков применение приобретательной давности имеет свои особенности, которые заключаются, в первую очередь, в том, что приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, т.к. являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кирсанов Л.П. 18.08.1973г. вступил в брак с Олефир Н.Ф. После регистрации брака жене присвоена фамилия Кирсанова Н.Ф. (л.д.84).

В 1992 году Кирсанова Н.Ф. принята в члены СНТ «Чайка», ей выдана членская книжка , в которой имеются отметки о членских взносах.

Кирсанов Л.П. также был членом данного кооператива с 1988 г., однако умер в 2010 <адрес> участок передан в пользование истца вместо её мужа, что не оспаривалось сторонами и подтверждается членской книжкой , в которой имеются отметки о членских взносах.

Согласно данным наследственного дела Кирсанова Н.Ф. обратилась ДД.ММ.ГГГГ к частному нотариусу <адрес> нотариального округа в АР Крым с заявлением о принятии наследства после смерти супруга Кирсанова Л.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону приняла наследство в виде <адрес>, в <адрес>, АР Крым, на 1/3 <адрес> в пгт.Раздольное, АР Крым, на земельный участок размером 9,2157 га для ведения товарного сельскохозяйственного производства, расположенного на территории Ковыльненского сельского совета АР Крым, на автомобиль марки ВАЗ 2121,1979 года выпуска (л.д.75-108).

Согласно информации Архивного сектора (муниципальный архив) <адрес> за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в решениях исполнительного комитета и решениях сессий Чернышевского сельского совета за 1992-1997 год нет сведений о передаче бесплатно в частную собственность земельного участка для ведения садоводства в садоводческом товариществе «Чайка» и на Кирсанову Н.Ф. (л.д.111).

Согласно информации председателя Администрации Чернышевского сельского совета-Главы администрации Чернышевского сельского поселения Митринева И.И. за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Чернышевского сельского поселения сведений о передаче бесплатно в частную собственность земельного участка для ведения садоводства в садоводческом товариществе «Чайка» Кирсановой Н.Ф., Кирсанову Л.П. нет (л.д.174).

Государственная регистрация права собственности на земельный участок и отсутствует, что следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.144-148).

Определяя, какие нормы права подлежат применению к данным правоотношениям, суд первой инстанции исходил из следующего.

Статьей 14 Конституции Украины предусмотрено, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.

Порядок урегулирования земельных отношений на Украине устанавливался Земельным Кодексом Украины.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относилась передача земельных участков в собственность граждан (статья 12 Земельного кодекса Украины).

Статьей 81 Земельного кодекса Украины предусматривалось право граждан Украины приобретать право собственности на земельные участки, в том числе на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности, приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование.

Статьей 116 Земельного кодекса Украины устанавливались основания приобретения права на землю.

В соответствии со статьей 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений относилось к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов.

Статьей 118 ЗК Украины был определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, в соответствии с которым гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подавал заявление в соответствующую районную, городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, которые должны были рассмотреть ходатайство в месячный срок и дать разрешение на составление проекта отвода земельного участка либо мотивированный отказ в даче такого разрешения.

В дальнейшем, проект отвода земельного участка подлежал составлению по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение таких работ, в сроки, установленные соглашением сторон.

В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос подлежал разрешению в судебном порядке.

Пунктом 1 ст. 1224 ГК РФ предусмотрено, что отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.

В соответствии с ч. 1 ст. 1216 ГК Украины наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя) к другим лицам наследников.

Согласно ст. 1218 ГК Украины в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти.

Частью 5 ст. 1268 ГК Украины предусмотрено, что независимо от времени принятия наследства оно принадлежит наследнику со времени открытия наследства.

При апелляционном пересмотре дела установлено, что Кирсанов Л.П. при жизни право собственности на земельный участок в соответствии с законодательством Украины (статьи 116, 118, 121 ЗК) не получил.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29.05.2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании» суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 91 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность); на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).

    Из материалов дела следует, что земельные участки и 245 в СНТ «Чайка» находятся в правомерном владении истца как члена товарищества и данное право никем не оспаривается.

Вместе с тем, в период нахождения Республики Крым в составе Украины с 1992 г. по 18.03.2014 г. истец и её муж земельные участки в порядке приватизации согласно ст. ст. 116, 118, 121 ЗК Украины не получили.

ДД.ММ.ГГГГ Республика Крым принята в состав Российской Федерации.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38 ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым № 38-ЗРК).

Частью 1 ст. 8-2 Закона Республики Крым № 38-ЗРК (в редакции Закона Республики Крым от 22.04.2016 г. № 234-ЗРК/2016) предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 2 данной статьи, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является, в том числе, решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено.

Согласно ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Смысл и содержание данной нормы Закона направлен на защиту прав граждан и юридических лиц, оформлявших свое право на землю согласно земельному законодательству Украины, но не успевших завершить данную процедуру.

Вместе с тем, данным законом установлено, что право на завершение оформления в собственность земельного участка имели граждане на основании решений органов местного самоуправления, принятых с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г.

Согласно ст. 20 Закона Республики Крым от 15.01.2015 г. № 66-ЗРК/2015 (ред. от 23.08.2021 г.) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» до 1 марта 2022 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:

1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым».

Согласно данной норме земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).

Таким образом процедура получения в собственность земельного участка для ведения садоводства определена законом.

Из материалов дела следует, что Кирсанова Н.Ф. в уполномоченный орган с заявлением о передаче ей спорных участков в собственности в установленный срок не обращалась, отказ в передаче участков в собственность отсутствует.

Порядок предоставления земельных участок без торгов предусмотрен статьями 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов при условии осуществления государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (п.5 ст. 39.14 ЗК РФ). Данные условия истцом не соблюдены.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.

В силу п. 4.1 СНиП 30-02-97 организация территории садоводческого объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

Между тем, проект межевания территории, утвержденный администрацией местного самоуправления, соответствующий проекту планировки и застройки территории садового товарищества истцом не представлены.

Принимая во внимание, что законом определена процедура приобретения в собственность земельных участков в садовых товариществах, однако истцом данные требования проигнорированы, оснований подменять данную процедуру путем признания права в судебном порядке по нормам ст. 234 ГК РФ не имеется.

Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований Кирсановой Н.Ф.

Что касается доводов о бесхозности земельных участков, то следует указать, что спорные земельные участки не могут быть бесхозяйным имуществом, поскольку если земельный участок не принадлежит частному лицу либо муниципальному образованию, то он принадлежит государству. Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принятые в рамках их компетенции. Следовательно, для указанных объектов гражданских правоотношений не могут применяться и положения ст. 234 Гражданского кодекса РФ о приобретении земли в собственность по давности владения.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирсановой Нины Федоровны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1193/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кирсанова Нина Федоровна
Ответчики
Чернышевский сельский совет Раздольненского района РК
Администрация Чернышевского сельского поселения
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Слисенко Татьяна Леонидовна
Кирсанов Денис Леонидович
Другие
СНТ "Чайка"
Администрация Раздольненского района РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Бондарев Роман Владимирович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.01.2022Передача дела судье
08.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2022Передано в экспедицию
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее