64RS0045-01-2024-009281-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 мая 2024 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Касимова В.О.
при секретаре Удовенко О.В.,
с участием представителя истцов Кузуба П.А.,
представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» Валицкой И.В.,
представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Крыловой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абросимовой Ю.А., Горской А.А., Кошкарова В.А., Алиевой Л.И. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имущество г. Саратова, общество с ограниченной ответственностью «Сириус Проект», общество с ограниченной ответственностью «Тополь», Алиев Э.Э.о., Рыжкова С.В., Лузина О.И., Погосян В.В., о признании бездействия незаконным,
установил:
Абросимова Ю.А., Горская А.А., Кошкаров В.А., Алиева Л.И. обратились в суд с вышеуказанным иском.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками помещений многоквартирного <адрес>. В 2023 году истцам стало известно о том, что их дом подлежит признанию аварийным, при этом не был включен в краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта. С данными решениями истцы не согласны.
Стороной истцов в ходе рассмотрения дела многократно уточнялись исковые требования. Окончательно с учетом принятых судом уточнений и частичного отказа от иска истцы просили обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области внести в краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2024-2026 годы многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> и работы, необходимые для его восстановления, перечисленные в заключении эксперта ООО «Независимая оценка и судебно-технические экспертизы».
В судебном заседании представитель истцов Кузуб П.А. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Крылова В.Д. и третьего лица НО«Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» Валицкая И.В. против удовлетворения требований возражали.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичное положение нашло свое отражение в ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, которой установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На нанимателя жилого помещения возложена обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения (п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ), а капитальный ремонт жилого помещения в силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ обязан проводить наймодатель.
В соответствии с ч. 4 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п. 2), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (п. 5).
Согласно ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (ч. 2).
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, внесение в региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, к которым отнесены использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Саратовской области, установлены Законом Саратовской области от 27 декабря 2013 г. № 240-ЗСО.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 240-ЗСО краткосрочный план разрабатывается и утверждается уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти области сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
В соответствии с ч. 2.1 ст. Закона № 240-ЗСО не менее чем за восемь месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. Указанные предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме размещаются региональным оператором на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме и не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа области такое решение (ч. 2.2 ст. 1 Закона № 240-ЗСО).
В силу ч. 4 ст. 1 Закона № 240-ЗСО органами местного самоуправления поселений, городских округов области до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти области сведения по форме, утвержденной Правительством области, на бумажном и электронном носителях для обобщения и подготовки краткосрочного плана.
Частью 6 ст. 1 Закона № 240-ЗСО установлено, что на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления поселений, городских округов области с учетом планируемого объема поддержки из областного бюджета и местного бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти области не позднее чем до 1 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, действующим законодательством установлена административная процедура утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела, истцы Абросимова Ю.А., Горская А.А., Кошкаров В.А. и Алиева Л.И. являются собственниками помещений <адрес> (т. 1 л.д. 199-244).
Данный дом (литеры В и Н) включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 31декабря 2013 г. № 800-П (п. 9223).
Согласно техническому заключению №, изготовленному ООО «Сириус Проект» в 2023 году по инициативе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», физический износ основных строительных конструкций <адрес> составляет: лит. А, Б – 71%, лит. В – 55%, лит. Н – 66%. В результате высокого физического износа отдельных несущих конструкций состояние объекта по лит. А, Б, Н оценивается как аварийное, по лит. В – ограниченно-работоспособное.
В соответствии с ч. 2.1 ст. Закона № 240-ЗСО НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» представила собственникам помещений многоквартирного <адрес> предложения о проведении в 2024 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Соответствующая информация размещена в открытом доступе на Интернет-сайте министерства строительства и ЖКХ Саратовской области по адресу: https://www.minstroy.saratov.gov.ru/utilities/gilfond/reg/predlozheniya-sobstvennikam-pomeshcheniy-o-provedenii-kapitalnogo-remonta-na-2024-god/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf (п. 919).
Ссылка на данную страницу содержится на заглавной странице Интернет-сайта НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» https://fkr64.ru.
Распоряжением министра строительства и ЖКХ Саратовской области от 29сентября 2023 г. № утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2024-2026 годы. <адрес> в данный план не включен.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству стороны истцов назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Независимая оценка и судебно-технические экспертизы».
Согласно заключению экспертов от 25 февраля 2024 г. № (т. 2 л.д. 12-72) с учетом дополнений (т. 2 л.д. 150-151) физический износ конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> лит. Н на дату производства экспертизы составляет 31%. Техническое состояние несущих строительных конструкций здания оценивается как ограниченно работоспособное. Жилой дом не отвечает признакам, по которым возможно признать его непригодным для постоянного проживания, что позволяет утверждать о возможной его дальнейшей эксплуатации. Выявленные недостатки не могут служить основанием для признания дома в целом аварийным. Все выявленные недостатки возможно устранить путем проведения текущего и капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту относятся следующие работы:
- фундаменты и стены подвала: необходимо выполнить устройство отмостки вокруг дома; на поврежденных участках стен выполнить заделку трещин, ремонт отдельных участков кирпичной кладки, восстановление гидроизоляции стен подвала; необходимо выполнить ремонт кладки стен и ступеней спуска в подвал;
- стены: необходимо выполнить ремонт кирпичной кладки вдоль карниза, ориентированного на <адрес>; выполнить заделку трещин в кирпичной кладке; в целях восстановления выветренных швов кирпичной кладки и улучшения эстетического вида фасада здания необходимо выполнить штукатурку фасада здания с покраской; со стороны фасада, ориентированного на <адрес>, необходимо выполнить отлив вдоль выступающего пояска, разделяющего визуально 1-й и 2-й этажи;
- кровля: необходимо восстановить организованный внешний водоотвод;
- заполнения оконных и дверных проемов: выполнить замену входного дверного блока в стене фасада, ориентированного на <адрес>; произвести замену оконного блока в помещении коридора, установленного над входной деревянной дверью.
К видам работ по текущему ремонту относятся следующие работы:
- перекрытия: необходимо выполнить обработку металлических конструкций антикоррозийными защитными составами; выполнить ремонт покраски в помещениях, относящихся к общему имуществу МКД;
- стропильная система: выполнить текущий ремонт стропильной системы с обработкой деревянных конструкций антисептиками и антипиренами; произвести очистку чердачного помещения от мусора;
- междуэтажная лестница: выполнить ремонт 1 ступени.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена уполномоченной организацией с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленного перед ним вопроса, ответы на поставленные перед экспертом вопросы получены. При проведении экспертизы эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ЖК РФ и Законом Саратовской области от 27 декабря 2013 г. № 240-ЗСО установлена административная процедура включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, включающая в себя ряд этапов:
1. представление региональным оператором не менее чем за восемь месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2. рассмотрение указанных предложений собственниками помещений в многоквартирном доме и принятие на общем собрании решения о проведении капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме;
3. направление собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому, указанного решения общего собрания в орган местного самоуправления городского округа;
4. направление органом местного самоуправления городского округа до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в министерство строительства и ЖКХ области обобщенных сведений по утвержденной Правительством области форме для подготовки краткосрочного плана;
5. утверждение министерством строительства и ЖКХ области до 1октября года, предшествующего планируемому, краткосрочного плана на основании представленных органами местного самоуправления сведений с учетом планируемого объема поддержки из областного бюджета и местного бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» выполнила свою обязанность по представлению собственникам помещений многоквартирного <адрес> предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие предложения опубликованы в установленном порядке и находятся в общем доступе на Интернет-сайте министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, ссылка на соответствующую страницу, как указывалось ранее, находится на заглавной странице Интернет-сайта НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области».
Доказательств того, что собственники помещений <адрес> рассмотрели указанные предложения на общем собрании, приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме и до 1 августа 2023 г. представили данное решение в администрацию муниципального образования «Город Саратов» суду стороной истца не представлено.
Как пояснила в судебном заседании представитель министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Крылова В.Д., ответчику в установленном порядке информация о необходимости включения указанного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> не поступала.
Таким образом, собственниками помещений <адрес>, в том числе и истцами, не была соблюдена административная процедура, установленная Законом № 240-ЗСО, в целях включения дома, собственниками помещений которого они являются, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцами избран неверный способ защиты права, а именно предпринята попытка подмены административной процедуры включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта судебной процедурой.
При этом суд отмечает, что включение многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта без выяснения воли на это иных собственников помещений многоквартирного дома, которая должна быть выражена в установленном законом порядке – путем решения данного вопроса на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, без учета принципов формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, регламентированных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ, к которым, помимо прочего, отнесены использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году, а также без учета планируемого объема поддержки из областного бюджета и местного бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся собственниками помещений иных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024-2026 годы, поскольку в результате данного решения может быть создана ситуация, в которой финансирование в полном объеме капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом объема выделенных средств не представится возможным.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что п. 4.1 ст. 1 Закона №240-ЗСО определено, что изменения в краткосрочный план разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти области в течение трех месяцев со дня поступления сведений органов местного самоуправления поселений, городских округов области, подготовленных на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с ч. 2 ст. 189 ЖК РФ.
Согласно указанной норме собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Таким образом, собственники помещений <адрес> при наличии соответствующего волеизъявления, принятого в установленном законом порядке, вправе в любой момент времени инициировать процедуру включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Абросимовой Ю.А., Горской А.А., Кошкарова В.А., Алиевой Л.И. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 мая 2024 г.
Судья В.О. Касимов