РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
08.10.2024.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Мумджян Э.Р.,
с участием представителя администрации г.Сочи Наумик Р.А.,
Арндт И.А., ее представителя Бжания Р.Ю.,
представителя управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи Семиной Л.В.,
помощника прокурора Центрального района г.Сочи Козенковой А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело
по иску администрации г.Сочи к Арндт А. А., Анрдт И. А., Арндт А. А., Арндт А. А., Арндт А. А., Арндт А. А.вне об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения,
встречному иску Арндт И. А. к администрации г.Сочи о возмещении рыночной стоимости изымаемого жилого помещения,
установил:
Истец просит суд
изъять для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащее на праве общей долевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А., жилое помещение - квартиру общей площадью 32,9 кв./ м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес> кадастровый (или условный) №, посредством перечисления со стороны муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края денежной суммы в размере 3400000 рублей на банковский счет собственников помещения или перечисления указанной денежной сумму в депозит суда;
прекратить право собственности Арндт И. А. и Арндт А. А., Арндт А. А.вны, Арндт А. А., Арндт А. А. и Арндт А. А., на жилое помещение - квартиру общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес>;
признать право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на жилое помещение - квартиру, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес>;
выселить Арндт И. А. и Арндт А. А., Арндт А. А.вну, Арндт А. А., Арндт А. А. и Арндт А. А. из жилого помещения - квартиры общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес>, после осуществления выплаты выкупной стоимости;
обязать отдел по вопросам миграции ОП (Центральный район) УВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю снять Арндт И. А. и Арндт А. А., Арндт А. А.вну, Арндт А. А., Арндт А. А. и Арндт А. А. с регистрационного учета по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>.
В обоснование требований указывает, что Распоряжением главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.08.2015 № 419-р многоквартирный дом <адрес> Центрального района г.Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу (далее - многоквартирный дом).
Данный многоквартирный дом включен в Адресную программу муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг., утв. постановлением администрации г.Сочи от 10.04.2019 № 186 в целях реализации на территории г.Сочи региональной адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг.", утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.11.2023 № 784 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статями 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ, абз.4 п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ".
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ после соблюдения установленной предварительной процедуры (требование о сносе), изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации г.Сочи от 19.12.2022 № 4231 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> Центрального района г.Сочи" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202022:15 площадью 2210 кв.м, находящийся по адресу <адрес> муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края, за исключением находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Факт принадлежности жилого помещения - квартиры, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный внутригородской район, <адрес>, на праве общедолевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А. что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе, по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с положениями ст.56.9 Земельного кодекса РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, в том числе, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
При этом, земельный участок под многоквартирным домом с момента его формирования и государственного кадастрового учета входит в состав общего имущества собственников квартир (п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), поэтому стоимость доли в праве на земельный участок и другое общее имущество в многоквартирном доме входит в стоимость самого жилого помещения, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в определении от 17.11.2011 № 1504-О-О.
Положения ч.1 ст.36, ч.2 ст.37 и ст.38 Жилищного кодекса РФ, определяя состав и особенности правового режима общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивают защиту прав и необходимый баланс интересов всех собственников помещений. По смыслу правовых позиций Конституционного Суда РФ, изъятие жилого помещения - в силу неразрывной взаимосвязи жилых помещений и доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме -предполагает одновременное изъятие этой доли, а рыночная стоимость выкупаемого помещения определяется с учетом общего имущества (определения от 17.11.2011 № 1504-О-О, от 22.03.2012 № 459-О-О, от 23.12.2014 № 3002-О).
Согласно ст.6 Закона о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу названного Закона, обладают все решения Конституционного Суда РФ, которые, в силу ч.2 ст.79 этого Закона, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
В случае возникновения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (пп."з" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14).
С учетом изложенного, в соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ, по заказу департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края оценщиком ООО "ЛИБРА ЛЕКС" (ИНН 2320144051) определен размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение - квартиру, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес> кадастровый (или условный) №, принадлежащая на праве общей долевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А..
Согласно отчету об оценке от 12.12.2022 № 735-2022, подготовленному оценщиком ООО "ЛИБРА ЛЕКС" (ИНН 2320144051), размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение - квартиру, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес> кадастровый (или условный) №, принадлежащая на праве общей долевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А., составляет 10713000 рублей, в том числе:
рыночная стоимость доли в общей площади земельного участка площадью: 2210 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома и иных, входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, расположенный по адресу: край Краснодарский, г.Сочи, р-н Центральный, <адрес>, приходящаяся собственников квартиры № в размере 131,86 кв. м - 3045000 рублей;
рыночная стоимость 1/29 доли Арндт А. А.: 256093 рубля;
рыночная стоимость 1/29 доли Арндт А. А.: 256093 рубля;
рыночная стоимость 1/29 доли Арндт А. А.: 256093 рубля;
рыночная стоимость 1/29 доли Арндт А. А.вны: 256093 рубля;
рыночная стоимость 25/29 доли Арндт И. А. и Арндт А. А.: 6398620 рублей;
размер убытков, причиненных правообладателям, связанных с изъятием жилого помещения, составляет 245000 рублей.
Часть 8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает расчёт на приобретённое право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
На момент покупки квартиры Арндт А. А. по адресу г. Сочи, <адрес> дом уже был признан аварийным и подлежащий сносу. Согласно договору купли-продажи от 12.01.2021 между Кочуровой Е. А. и Арндт А. А. цена объекта договора составляет 2400000 руб. Так же Кочуровой Е. А. и Арндт А. А. было подписано дополнительное соглашение в размере 1000000 рублей.
В связи с приобретением жилого помещения после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, к собственникам применяются положения ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, поэтому сумма выкупа жилого помещения - квартиры, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес> кадастровый (или условный) №, принадлежащая на праве общей долевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А., составляет 3400000 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлены правообладателю заказным письмом с уведомлением по адресу изымаемого жилого помещения, и по адресу регистрации правообладателей по месту жительства, что подтверждается сопроводительными документами о направлении проекта соглашения, квитанциями ФГУП "Почта России", а также отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами.
До настоящего времени соглашение стороной Ответчика не подписано.
В соответствии с ч.6 ст.56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного п.3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма.
Согласно ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Предъявление соответствующего иска возможно в течение срока действия решения об изъятии, т.е. в течение трех лет со дня его принятия (п.13 ст.56.6 Земельного кодекса РФ), но не ранее чем до истечения трехмесячного срока дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
Таким образом, в силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пп."д" п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14, выкуп жилого помещения может быть осуществлен только на основании вступившего в законную силу решения суда (при отсутствии согласия собственника с решением об изъятии жилого помещения либо соглашения о выкупной цене) по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения.
В связи с тем, что правообладателем до настоящего времени не подписано соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и поскольку по причине аварийного состояния дома существует постоянная угроза его обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан, администрация г.Сочи обращается в суд с иском об изъятии жилого помещения, а также с факультативным требованием о выселении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или на иных правовых основаниях РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием (пп."л" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14).
Согласно ст.327 ГК РФ должник вправе внести причитающиеся с него деньги в депозит нотариуса или в депозит суда - если обязательство не может быть исполнено должником вследствие, в частности, отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено, уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.
Арндт И.А. подан встречный иск, в котором просит
в исковых требованиях администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Арндт И. А., Арндт А. А., Арндт А. А.вне, Арндт А. А., Арндт А. А. и Арндт А. А. – отказать;
обязать администрацию муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края возместить Арндт И. А., Арндт А. А., Арндт А. А.вне, Арндт А. А., Арндт А. А. и Арндт А. А. рыночную стоимость за подлежащее изъятию жилое помещение - квартуру общей площадью 32,9 кв.м, находящуюся по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный район, <адрес>, кадастровый № в размере 13466900 рублей, которая включает в себя жилое помещение, доли земельного участка и размер убытков.
В обоснование встречных требований указывает, что как следует из искового заявления, Распоряжением главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.08.2015 № 419-р многоквартирный дом <адрес> Центрального района г.Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу (далее многоквартирный дом).
Данный многоквартирный дом включен в Адресную программу муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг., утв. постановлением администрации г.Сочи от 10.04.2019 № 186 в целях реализации на территории г.Сочи региональной адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг.", утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.11.2023 № 784 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ " О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, 89 ЖК РФ, абз.4 п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ".
В соответствии с ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе, по причине не согласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Квартира №а, общей площадью 32,9 кв.м, находящаяся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарский край, в Центральном районе по <адрес>, принадлежит на праве общедолевой собственности 25/29 Арндт И. А. и Арндт А. А., 1/29 Арндт А. А.вне, 1/29 Арндт А. А., 1/29 Арндт А. А. и 1/29 Арндт А. А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так же администрация г.Сочи исходит из того, что на момент покупки квартиры Арндт А. А. по адресу: г.Сочи, <адрес> дом уже был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между Кочуровой Е. А. и Арндт А. А. цена объекта договора составляет 2400000 рублей. Так же Кочуровой Е. А. и Арндт А. А. было подписано дополнительное соглашение в размере 1000000 рублей. В связи с приобретением жилого помещения после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, к собственникам применяются положения ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, поэтому сумма выкупа жилого помещения-квартиры, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащая на праве общей долевой собственности 25/29 Арндт И. А. и Арндт А. А., 1/29 Арндт А. А.вне, 1/29 Арндт А. А., 1/29 Арндт А. А. и 1/29 Арндт А. А., составляет 3400000 рублей.
Данные требования, предложения администрации г.Сочи к ответчику необоснованны и нарушают прежде всего конституционные права второго, выраженные и закрепленные в ст.40 Конституции РФ, поскольку каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. О каком создании условий для осуществления права на жилище может идти речь, если предложенная сумма выплат настолько ничтожна, что в принципе реализовать данное право на жилище не представляется возможным. Более того отсюда вытекает нарушение ст.2 Конституции РФ, в которой сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следовательно, как возможно применить нормы Жилищного права, выраженные в ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, если именно права человека и гражданина (в данном случае право на жилище), определяют смысл, содержание и применение законов. Вышеуказанная норма Жилищного кодекса РФ не учитывает особенности регионов Российской Федерации касательно экономических процессов ценообразования на объекты недвижимости. В г.Сочи наблюдается резкий скачек количественного увеличения и качественного совершенствования общественного продукта и факторов его производства, иными слова с момента заключения договора купли-продажи на вышеуказанный объект недвижимости между Кочуровой Е. А. и Арндт А. А. от 12.01.2021 прошло более трех лет, учитывая скачек цен на недвижимое имущество в г.Сочи с учетом ценообразования и особенностей г.Сочи, предложенная Администрацией г.Сочи сумма выплат по договору купли-продажи не состоятельна, и на данный момент времени в г.Сочи невозможно приобрести жилой объект недвижимости за указанную сумму.
Действия администрации г.Сочи являются ничем иным как предпосылками оставления многодетной семьи, граждан Российской Федерации без жилья, и в свою очередь как указывалось выше нарушает конституционные права, а также не реализует нормы, закрепленные в Конституции РФ, выраженные в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
На основании "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Более того, в своем исковом заявлении администрация г.Сочи предоставляет заключение оценщика ООО "ЛИБРА ЛЕКС", согласно которому размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение составляет 10713000 рублей, который включает жилое помещение, доли земельного участка и размер убытков.
Однако Арндт И.А. не согласившись с данный заключением, обратилась к эксперту-оценщику Надгериеву Р. В. и согласно его оценке, размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение составляет 13466900 рублей, который включает жилое помещение, доли земельного участка и размер убытков.
В судебном заседании представитель администрации г.Сочи настаивал на удовлетворении исковых требований.
Арндт И.А. и ее представитель просили в требованиях администрации г.Сочи откзаать, удовлетворить встречный иск.
Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи указал, что у детей это единственное жилье, приобретенное в том числе на средства материнского капитала, нет сведений о недобросовестном поведении родителей, в случае удовлетворения иска просила суд выплатить на детей сумму, указанную как рыночную.
Участвующий в деле прокурор полагал невозможным удовлетворение требований администрации г.Сочи.
Принимая во внимание нормы процессуального права, регламентирующие порядок надлежащего уведомления участников процесса и основания отложения слушания дела (статьи 113, 117, 167 ГПК РФ), а также, что явившиеся участники процесса были не против слушания дела по существу, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд не находит требования администрации г.Сочи подлежащими удовлетворению, а встречные требования подлежащими оставлению без рассмотрения.
Распоряжением главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.08.2015 № 419-р многоквартирный дом <адрес> Центрального района г.Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу (далее многоквартирный дом).
Данный многоквартирный дом включен в Адресную программу муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг., утв. постановлением администрации г.Сочи от 10.04.2019 № 186 в целях реализации на территории г.Сочи региональной адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 гг.", утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.11.2023 № 784 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ " О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Для муниципальных нужд на основании постановления администрации г.Сочи от 19.12.2022 № 4231 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> Центрального района г.Сочи" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202022:15 площадью 2210 кв.м, находящийся по адресу <адрес> муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края, за исключением находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Материалами дела установлен факт принадлежности жилого помещения - квартиры, общей площадью 32,9 кв.м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Центральный внутригородской район, <адрес>, на праве общедолевой собственности (25/29) Арндт И. А. и Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А.вне, (1/29) Арндт А. А., (1/29) Арндт А. А. и (1/29) Арндт А. А..
Данная квартира была приобретена на основании договора купли-продажи от 12.01.2021 за сумму 3400000 рублей с привлечением кредитных денежных средств и средств материанского капитала.
Между тем, согласно материалов дела, изъятию подлежат жилые помещения и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202022:15 площадью 2210 кв.м, находящийся по адресу <адрес>, Центральный район муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края.
Данный адрес как <адрес> г.Сочи упоминается как ориентир также в адресной программе по переселению граждан, в ненормативных актах органа местного самоуправления.
Учитывая данные разночтения в адресе жилого помещения, собственники жилого помещения не могли знать, что приобретаемая ими квартира распорложена в аварийном доме, подлеющим сносу.
О том, что дом подлежит сносу, а земельный участок изъятию, собстенники могли знать не ранее 19.12.2022, то есть только после издания постановления администрации г.Сочи от 19.12.2022 № 4231 "Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> Центрального района г.Сочи", сведения о котором были внесены в ЕГРН.
Согласно частям 1, 6, 7, 8 ст.32 Жилищного кодекса РФ гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (далее также - граждане-собственники), выплачивается возмещение в денежном выражении за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме (далее также - выкуп жилого помещения); по соглашению с гражданином-собственником, за исключением случая, предусмотренного ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Статьями 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, то есть собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014),
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п.3 ст.2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
Как разъясняется в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из разъяснений, содержащихся в абз.3 пп."г" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" следует, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Суд делает вывод, что в связи с разночтением адреса изымаемого жилого помещения имеет место быть несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, что влечет за собой отказ в иске администрации г.Сочи о выкупе жилого помещения.
Поскольку в иске администрации г.Сочи суд отказывает, подлежат оставлению без рассмотрения встречные требования Арндт И.А. на основании абз.2 ст.222 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░.░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.10.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░