Решение по делу № 2а-1176/2018 от 16.02.2018

Дело **а-1176/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

****                                 ***

Железнодорожный районный суд *** в составе:

председательствующего судьи                Лыковой Т.В.,

при секретаре                     Павличенко Д.М.,

с участием:

представителя ответчика Ярошенко Н.Н., действующей на основании доверенности от ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.О.В. к *** о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

К.О.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) администрации *** в части не предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении *** - детском саду ** *** малолетним детям - С.Г.С., **** года рождения, и С.Г.С., **** года рождения; возложить на административного ответчика обязанность предоставить в первоочередном порядке места в дошкольном образовательном учреждении *** - детском саду ** *** малолетним детям.

В обоснование требований указано, что семья имеет статус многодетной, с **** состоит на учете в администрации ***, что подтверждается удостоверением. Истец воспитывает двоих малолетних детей С.Г.С., **** года рождения, и С.Г.С., **** года рождения, а также двоих несовершеннолетних детей - С.В.С., **** года рождения, и С.И.С., **** года рождения. Согласно представленным документам (копии обращений в *** о предоставлении мест в детском саду от ****.), малолетние дети до сих пор не посещают детский сад, уход за ними осуществляет истец, в связи с чем не имеет возможности работать. Действующим законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей» **-ФЭ, Указом Президента России ** «О мерах по общественной поддержке многодетных семей», предусмотрено зачисление детей из многодетной семьи в детский сад без ожидания очереди. Законом Новосибирской области от **** N 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на    территории    ***», многодетным семьям предусмотрено первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях *** (ст. 8).

Административный истец К.О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом (в том числе телефонограммой), просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Ярошенко Н.Н. в ходе судебного разбирательства возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв, в котором указано, что истец является многодетной матерью ****, воспитывает двоих малолетних и двоих несовершеннолетних детей. Истец неоднократно обращалась в администрацию *** с заявлениями о предоставлении мест в детском саду малолетним детям С.Г.С. и С.Г.С.. Ответами администрации было разъяснено, что С.Г.С. и С.Г.С. в очереди на получение места в детском саду не значатся, разъяснены правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе указано на предоставление необходимого пакета документов. **** истец обратился к ответчику с письменным заявлением о постановке на учет для получения места в ДОУ своих малолетних детей С.Г.С. и С.Г.С.. **** дети были поставлены на учет для получения места в ДОУ. Номер очереди с учетом преимущественного права на оформление в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке на ****: у С.Г.С. в возрастной категории от 4-х до 5-ти лет в ДОУ ** - **, а у С.Г.С. в возрастной категории с 5-ти до 6-ти - **. Впереди стоят все дети льготной категории, но более ранней даты постановки на учет. Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей заявителя, поскольку, непредставление детям истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой состоят лица, чье право возникло ранее. Ответом ** от **** истцу были предложены места для детей в ДОУ**, для получения путевок-направлений необходимо с пакетом документов обратиться в отдел образования. В дошкольном учреждении, избранном истцом - **, свободных мест в настоящее время не имеется. В ДОУ ** места будут предложены в порядке продвижения очереди. Таким образом, ответчиком были соблюдены нормы по обеспечению детей истца местом в детском саду, согласно имеющейся очередности и наполняемости групп.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Статьей 5 Федерального закона от **** N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1).

Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).

Исходя из положений ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **** N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9,15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от **** N 293, установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Согласно п. 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ст. 88 Федерального закона N 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 8 Закона Новосибирской области от **** **-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», предусмотрена мера социальной поддержки многодетным семьям в виде первоочередного предоставления мест в дошкольных образовательных организациях Новосибирской области.

Установлено, что К.О.В. воспитывает двоих малолетних детей С.Г.С. **** года рождения (л.д. 25), и С.Г.С. **** года рождения (л.д. 27) и двоих несовершеннолетних детей С.В.С., **** года рождения, и С.И.С., **** года рождения. Является многодетной матерью с ****, что подтверждается копией удостоверения многодетной семьи ** (л.д. 26),

К.О.В. в период ****. обращалась в администрацию *** с заявлениями о предоставлении мест в детском саду малолетним детям: С.Г.С. и С.Г.С. (л.д. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14).

Ответами администрации *** ** от ****, ** от ****, ** от ****, ** от ****, ** от **** К.О.В. разъяснено, что дети С.Г.С. и С.Г.С. в очереди на получение места в детском саду не значатся. Разъяснены Правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории г. Новосибирска, утвержденные постановлением мэрии от **** ** и административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденные постановлением мэрии г. Новосибирска от **** **, о том, что родителям (законным представителям) необходимо поставить ребенка на очередь. Для этого необходимо прийти лично в отдел образования, обратиться с письменным заявлением либо можно пройти процедуру в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг. При себе иметь необходимо пакет документов: свидетельство о рождении ребенка; документ, удостоверяющий личность одного из родителей; документ, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение места в ДОУ в соответствии с действующим законодательством (л.д. 23, 28, 31, 34, 37).

        ****     К.О.В. впервые обратилась к ответчику с письменным заявлением о постановке на учет для получения места в ДОУ малолетних детей С.Г.С. и С.Г.С., указав о желании получить путевку в ДОУ **    (л.д. 43, 44).

Письмом администрации *** от **** ** К.О.В. сообщено, что **** дети поставлены на учет для получения места в ДОУ ***. Номер очереди с учетом преимущественного права на оформление в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке на ****: у С.Г.С. в возрастной категории от 4-х до 5-ти лет в ДОУ ** - **, а у С.Г.С. в возрастной категории с 5-ти до 6-ти в ДОУ **- **. Впереди в очереди находятся все дети льготной категории, но более ранней даты постановки на учет. Кроме того, предложены места для детей в ДОУ ** (***), для получения путевок-направлений необходимо с пакетом документов обратиться в отдел образования. Места в желаемом ДОУ будут предложены в порядке очередности.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от **** ** утверждены Правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории г. Новосибирска.

Согласно п.п. 2.1-2.7 указанных Правил, прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется при наличии свободных мест в порядке очереди, которая формируется районными отделами образования администраций районов города Новосибирска, главным управлением образования мэрии г. Новосибирска.

В силу пункта 3.1 указанных Правил комплектование дошкольных учреждений на новый учебный год проводится в срок с первого мая по первое сентября ежегодно.

Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденного постановлением мэрии *** от **** **, предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребенком возраста полутора лет на основании путевок-направлений для зачисления (приема) ребенка в дошкольное учреждение при наличии свободных мест в дошкольном учреждении (п. 2.3),

Согласно п. 1.3 Административного регламента зачисление детей в вышеуказанные образовательные учреждения осуществляется в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет и наличия права на внеочередное или первоочередное обеспечение местами в дошкольных учреждениях.

На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов СанПиН ** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **** ** и вступившие в силу с ****.

Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящихся в группе.

Таким образом, места в дошкольных образовательных учреждениях должны предоставляться с соблюдением очередности, а также прав лиц, которые поставлены на учет ранее, в том числе имеющих право на первоочередное и внеочередное обеспечение местами в ДОУ, а также требований санитарных норм, запрещающих размещение детей в группах свыше установленных норм.

Как следует из представленной административным ответчиком информации, в очереди перед С.Г.С. и С.Г.С. находятся дети, поставленные на учет ранее и также имеющие право на первоочередное обеспечение (л.д. 47-48).

Гарантированные Конституцией Российской Федерацией права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация истцом конституционных прав на получение детьми дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, такая реализация не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ.

Само по себе наличие очереди на получение мест в детском образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей истца, которые поставлены на учет с соблюдением требований законодательства.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку им в полной мере соблюдены требования законодательства, права административного истца не нарушены. Не имеется оснований и для возложения обязанности на административного ответчика предоставить в первоочередном порядке места для детей административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований К.О.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         Т. В. Лыкова

Решение в окончательной форме принято ****.

2а-1176/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Самойлов Г. С.
Конопинская О. В.
Конопинская Оксана Владимировна
Ответчики
Администрация Центрального округа г. Новосибирска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Судья
Лыкова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
16.02.2018Регистрация административного искового заявления
16.02.2018Передача материалов судье
19.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Судебное заседание
21.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее