Дело № 2а-1182/2022 УИД:23RS0013-01-2022-001629-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 24 мая 2022 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю к Горбачеву А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Горбачеву А.А. и просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления; взыскать с Горбачева А.А. задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 1 990,78 рублей, перечислив по соответствующим реквизитам, возложить на ответчика судебные расходы.
Требования обоснованы тем, что 23.12.2021 мировым судьей судебного участка № 254 Гулькевичского района Краснодарского края вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по имущественным налогам в размере 1 990,78 рублей к Горбачеву А.А., что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного искового производства. Горбачев А.А. согласно сведениям, предоставленным органами государственной регистрации объектов недвижимости и транспортных средств является собственником объектов налогообложения. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения соответствии со ст. 389 Кодекса. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Ставки земельного налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а так же нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по месту расположения земельного участка в зависимости от характера и вида разрешенного использования и указываются в налоговом уведомлении. За 2015-2018 годы расчет земельного налога произведен в налоговом уведомлении. За земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> 2015 год – 134146 х 0,30 х ? х 7/12 = 117,00 руб.; за 2016 год – 134146 х 0,30 х ? = 201,00 руб.; за 2017 год – 134146 х 0,30 х ? = 201,00 руб.; за 2018 год – 134146 х 0,30 х ? = 201,00 руб. Итого сумма задолженности по земельному налогу составляет 720,00 руб. В соответствии со ст. 75 Налоговым кодексом РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы каждый день просрочки. Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате и составляет 120,26 руб. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 (с изменениями от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогооблажения. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» 09.12.1991 № 2003-1, а так же нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по месту расположения недвижимого имущества, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и указываются в налоговом уведомлении. Расчет налога на имущество физических лиц произведен в налоговом уведомлении. За жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>: за 2015 год – 399660,00 х 0,10 х ? 7/12 = 117,00 руб.; за 2016 год – 463076 х 0,10 ? = 232,00 руб.; за 2017 год – 362573 х 0,30 х ? = 294,00 руб.; за 2018 год – 362573 х 0,30 х ? = 356,00 руб. Итого сумма налога на имущество составляет – 999,00 руб. В соответствии со ст. 75 Налоговым кодексом РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате и составляет 151,52 руб. В связи с тем, что задолженность оплачена не была, налоговый орган на основании ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставил требование об уплате налога № от 14.02.2018, № от 01.12.2019, № от 06.02.2020, № от 20.11. 2020, в которых налогоплательщику предлагалось в установленные сроки оплатить имеющуюся задолженность. Однако до настоящего времени оплата задолженности в добровольном порядке не произведена. При рассмотрении заявления, просил суд, учесть, что срок подачи административного искового заявления был пропущен в связи с отсутствием работоспособности программного обеспечения исполняющего функции по контролю, за полнотой и своевременностью поступлений налогов и сборов в бюджет РФ, кроме того просил учесть, что налоговые платежи формируют бюджет Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного истца, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, в своем заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Горбачев А.А. извещенный о месте и времени разбирательства не явился, уведомление вернулось с отметкой «истек срок хранения». Суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Поскольку административным истцом пропущен срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа, его требования не являются бесспорными, выдача судебного приказа по таким требованиям не предусмотрена.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений.
Суд, считает, что заявленное требование о восстановлении срок на подачу административного искового заявления подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 № 88а-17654/2021).
Судом установлено, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм задолженности и пени, в связи, с чем было подано заявление о вынесении судебного приказа, после отказа в принятии судебного приказа в разумных пределах предъявлен настоящий административный иск, причина пропуска срока для обращения в суд за взысканием обязательных платежей связана с отсутствием работоспособности программного обеспечения исполняющего функции по контролю, за полнотой и своевременностью поступлений налогов и сборов в бюджет РФ, с учетом того, что налоговые платежи формируют бюджет Российской Федерации, суд, признает причину пропуска срока для обращения в суд за взысканием обязательных платежей уважительной.
Принимая во внимание тот факт, что административным истцом выполнялись предусмотренные законом обязанности по осуществлению взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц с административного ответчика, длительное неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей без представления доказательств уважительности причин их неисполнения, суд полагает возможным восстановить Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю срок на обращение в суд с административным иском к Горбачеву А.А. о взыскании задолженности по налогам.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В судебном заседании установлено, что за Горбачевым А.А. значатся зарегистрированными на праве собственности: земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: 352160, <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании ст.ст. 387-389, 399-401 НК РФ Горбачев А.А. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно положениям ст. 15 НК РФ налог на имущество является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.
В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Исчисление суммы земельного, транспортного налога, налога на имущество, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, осуществляется налоговым органом по месту нахождения на налоговом учете налогоплательщика.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Горбачеву А.А. направлены налоговые уведомления: № от 09.10.2017 года о необходимости уплаты не позднее 01 декабря 2017 года земельного налога за 2015-2016 годы в сумме 318,00 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в сумме 349,00 рублей; № от 15.07.2018 года о необходимости уплаты не позднее 03 декабря 2018 года земельного налога за 2017 год в сумме 201,00 рублей, налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 294,00 рублей; № от 01.08.2019 года о необходимости уплаты не позднее 02 декабря 2019 года земельного налога за 2018 год в сумме 201,00 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 356,00 рублей.
Горбачев А.А. в установленные сроки обязанность по уплате налогов не исполнил.
Административным ответчиком в подтверждение исполнение обязанности по уплате налогов доказательства суду не представлены.
На основании ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое согласно ч.1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неполной уплатой налогов в установленный срок Горбачеву А.А. налоговым органом направлены требования: № от 14.02.2018 о необходимости погашения суммы задолженности по налогам в размере 679,91 рублей в установленные сроки – до 27 марта 2018 года; № от 01.12.2019 о необходимости погашения суммы задолженности по налогам в размере 1 907,28 рублей в установленные сроки – до 20 декабря 2019 года; № от 06.02.2020 о необходимости погашения суммы задолженности по налогам в размере 1 908,01 рублей в установленные сроки – до 23 марта 2020 года; № от 20.11.2020 о необходимости погашения суммы задолженности по налогам в размере 1 990,78 рублей в установленные сроки – до 15 декабря 2020 года.
Истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа в судебный участок № 254 Гулькевичского района Краснодарского края.
23 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка № 254 Гулькевичского района Краснодарского края отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
26 апреля 2022 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Представленный налоговым органом расчет земельного налога и налога на имущество произведен правильно, в соответствии с положениями законодательства и характеристиками объектов налогообложения.
Налоговым органом соблюдена установленная законодательством процедура начисления и взыскания налога во внесудебном порядке, налоги ответчиком в установленные законом сроки не уплачены, суд полагает требования истца о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу в размере 720,00 рублей, пени по земельному налогу в размере 120,26 рублей, налогу на имущество в сумме 999,00 рублей, пени по налогу на имущество в размере 151,52 рубль подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Требования истца удовлетворены в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 400 рублей, исчисленном по правилам ст.ст. 333.19, 52 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход муниципального образования Гулькевичский район.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Восстановить Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю срок на обращение в суд с административным иском к Горбачеву А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю к Горбачеву А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Горбачева А. А. задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 1 990,78 рублей (одна тысяча девятьсот девяносто рублей семьдесят восемь копеек).
Задолженность необходимо перечислить:
Получатель Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (Межрайонная ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю) к/с 40102810945370000010 ИНН 2313019317 р/счет 03100643000000011800 БИК 010349101 банк получателя: ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ// УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар
по земельному налогу ОКТМО 03613154:
КБК 182 106 060 43 13 1000 110 – налог 720,00 рублей,
КБК 182 106 060 43 13 2100 110 – пеня 120,26 рублей,
по налогу на имущество ОКТМО 03613154:
КБК 182 106 010 30 13 1000 110 – налог 999,00 рублей,
КБК 182 106 010 30 13 2100 110 – пеня 151,52 рубль.
Взыскать с Горбачева А. А. в бюджет МО Гулькевичский район государственную пошлину в сумме 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Гулькевичского районного суда И.А. Бочко