Дело № 2-793/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2016 года Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Вишняковой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Багратионовского района Калининградской области в интересах Антоновой Т.Ю. к Правительству Калининградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Багратионовска Калининградской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в соответствии со свидетельством о рождении родителями Антоновой Т.Ю. являются А.Ю.М. и А.Я.Е..
Согласно справке №, выданной < Дата > руководителем органа ЗАГС администрации МО < ИЗЪЯТО >» Калининградской области сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением < ИЗЪЯТО > от < Дата > А.Я.Е. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - Антоновой Т.Ю., < Дата > г.р., А.А.Ю., < Дата > г.р., А.Р.Ю., < Дата > г.р.
Постановлением администрации муниципального образования «< ИЗЪЯТО >» № от < Дата > Антонова Т.Ю. внесена в список в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Истица зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: < адрес >, принадлежащем на праве единоличной собственности А.Т.Ю. (дяде Антоновой Т.Ю.) на основании договора купли-продажи от < Дата >.
Таким образом, Антонова Т.Ю. не имеет жилого помещения для постоянного проживания.
В настоящее время Антоновой Т.Ю. 18 лет и у неё возникло право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор просил суд обязать Правительство Калининградской области предоставить Антоновой Т.Ю. жилое помещение специализированного жилищного фонда, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Сагий Е.Р., а также Антонова Т.Ю. заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Калининградской области, третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области Г.М.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Ранее представила письменный отзыв, в котором просила суд в иске прокурору отказать, поскольку право Антоновой Т.Ю. на жилое помещение специализированного жилищного фонда Калининградской области не нарушено, никем не оспаривается. Предоставление жилого помещения по решению суда, то есть вне очереди, нарушит права других граждан, включенных в список ранее Антоновой Т.Ю.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п.2 ст.2 ст.57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.26.12.2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона Калининградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
Как было установлено в судебном заседании, Антонова Т.Ю., < Дата > года рождения является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из свидетельства о рождении Антоновой Т.Ю., её родителями являются А.Ю.М. и А.Я.Е..
Согласно справке №, выданной < Дата > руководителем органа ЗАГС администрации МО «< ИЗЪЯТО >» Калининградской области, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением < ИЗЪЯТО > от < Дата > А.Я.Е. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - Антоновой Т.Ю., < Дата > г.р., А.А.Ю., < Дата > г.р., А.Р.Ю., < Дата > г.р.
Постановлением администрации МО «< ИЗЪЯТО >» Калининградской области» от < Дата > №, А.Т.Ф., была назначена опекуном над вышеуказанными лицами.
Постановлением администрации муниципального образования «< ИЗЪЯТО >» № от < Дата > Антонова Т.Ю. внесена в список в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Из копии поквартирной карточки следует, что Антонова Т.Ю. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: < адрес >, собственником которого является А.Т.Ю. (дяяе Антоновой Т.Ю.) на основании договора купли-продажи от < Дата >.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Антонова Т.Ю. не имеет жилого помещения.
В настоящее время Антоновой Т.Ю., < Дата > года рождения 18 лет.
В < Дата > после окончания < ИЗЪЯТО > классов в < ИЗЪЯТО >, истица в какие-либо учебные заведения не поступала, дальнейшее обучение в школе не продолжала, в настоящее время трудоустроена.
В < Дата > Антонова Т.Ю. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда Калининградской области.
По результатам рассмотрения заявления было принято решение о включении Антоновой Т.Ю. в указанный список под №, что подтверждается письмом Министерства социальной политики Калининградской области исх. № от < Дата >.
Согласно отзыву на иск представителя Министерства социальной политики Калининградской области и Правительства Калининградской области, Антонова Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, в настоящее время числится под №.
Статус Антоновой Т.Ю., как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также её право на предоставление специализированного жилого помещения по договору специализированного найма сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
Обязанность обеспечения жильем категории детей, к которой относится Антонова Т.Ю., является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, финансируемым за счет средств бюджета области.
С учетом изложенного, а, также, принимая во внимание, что на момент возникновения у истицы права на жилищное обеспечение, она жильем не обеспечена, суд приходит к выводу, что Антонова Т.Ю. имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области.
В целях своевременной реализации права Антоновой Т.Ю. на обеспечение жильем, суд возлагает на Правительство Калининградской области исполнение государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Багратионовского района Калининградской области удовлетворить.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить Антоновой Т.Ю., < Дата > года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодным для проживания, не ниже установленных специальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 15 января 2016 года.
Судья: