Дело №2-3028/2023
УИД № 65RS0001-01-2022-012804-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» марта 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Абрамовой Ю.А.,
при секретаре – Агнищенко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Южно-Сахалинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к акционерному обществу «Топливно-обеспечивающая компания» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л :
22 декабря 2022 года ФИО обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Топливно-обеспечивающая компания» (АО «ТОК») о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных требований указал, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности водителя. 21 ноября 2022 года он получил путевой лист на автомобиль (автоцистерна) № и при проверке технического состояния автомобиля обнаружил неисправный габаритный фонарь слева. Доложил о неисправности механику. От замены лампочки не отказывался. На месте ремонта в гараже никого не было. Рабочий день у него начался в 8-00 часов, поэтому ему необходимо было пообедать, так как был уже первый час дня. Во время обеда слесарь устранил неисправность на автоцистерне. После обеда он выполнил рейс. Никакого графика вывоза с тупика не нарушал, на предприятии вообще такого графика нет, так как водители задействованы на заправках воздушных судов и после этого могут быть отправлены на вывоз керосина с тупика. 21 ноября 2022 года вывоз с тупика закончили примерно в 18-00 в связи с отсутствием керосина (т.е. больше нечего было перевозить). Данная информация отражена в путевых листах, а также в приходных документах ГСМ, где отражено кто, когда и сколько вывез керосина в этот день. В тот же день (21 ноября 2022 года) начальник службы СЭРТ (ФИО) составил на него служебную записку, на основании которой технический директор ФИО выпустил распоряжение об отказе заменить лампочку и срыве графика вывоза керосина с тупика. Указанные обстоятельства послужили основанием для лишения его премии в размере 50%. Не соглашаясь с основаниями лишения премии просит суд взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную премию в размере 3 389 рублей 93 копейки.
В судебном заседании истец ФИО требования искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представители ответчика ФИО и ФИО возражали относительно удовлетворения исковых требований, письменные возражения на исковое заявление поддержали, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Положениями статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Таким образом, законодательством установлено, что обязанность по своевременному и правильному начислению заработной платы работнику возлагается на работодателя.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен трудовой договор № от 30 апреля 2004 года, согласно которому ФИО принят на работу в должности водителя топливозаправщика транспортного участка. С 01 октября 2016 года ФИО на основании дополнительного соглашения № от 03 октября 2016 года к Трудовому договору, переведен в должности водителя в службу по эксплуатации и ремонта транспорта.
Согласно подпункту 4.1 раздела 4 Трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от 30 сентября 2022 года), за выполнение трудовых обязанностей, работнику устанавливается должностной оклад в размере 22 314 рублей в месяц. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работника устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4.2. раздела 4 Трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от 29 ноября 2016 года) заработная плата выплачивается работнику не реже, чем каждые полмесяца. Срок выплаты аванса (до 40%) - не позднее 30-ого числа текущего месяца и оставшейся оплаты с учетом расчета за фактически отработанное время - не позднее 15-ого числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Пунктом 4.4. заключенного между сторонами Трудового договора указано, что работодатель может осуществлять премирование работника в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников по результатам производственной деятельности, утвержденным Работодателем.
Стороной ответчика в материалы дела представлено «Положение об оплате труда и премирование работников» утвержденное приказом Генерального директора ЗАО «ТОК» 30 августа 2012 года.
Пунктом 1.5 указанного Положения, работодатель определил следующую структуру заработной платы: постоянная часть (должностные оклады, часовые тарифные ставки: надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты); переменная часть: премиальная часть (премии ежемесячные, периодические, единовременные) и доплаты.
Согласно пункту 1.7 этого же Положения, премиальная часть выплачивается на основании приказов о премировании работника (-ов).
В соответствии с пунктом 3.1.2 Положения размер ежемесячной премии может составлять до 30 % от установленной для данной должности (профессии) оклада (месячной тарифной ставки) за фактически отработанное время с учетом доплат и надбавок.
Работодатель в Положении также предусмотрел порядок и основания снижения размера премии. Так, пунктом 4.5 Положения установлен механизм снижения премии в размере фиксированной суммы за определенные нарушения: нарушение правил внутреннего трудового распорядка - объем снижения премии до 100%; нарушение правил охраны труда - объем снижения премии до 100%; порча оборудования, имущества, а также порча, ухудшение качества и свойств ГСМ и спецжидкостей, находящихся в средствах хранениях и заправки, - в размере ущерба или объем снижения премии до 100%; нецелевое использование топлива, ТМЦ - в размере ущерба или объем снижения премии до 100%.
Судом установлено и в ходе рассмотрения дела не оспаривалось истцом, что 21 ноября 2022 года в адрес Генерального директора АО «ТОК» поступила служебная записка от начальника службы эксплуатации и ремонта транспорта о нарушении должностной инструкции водителем ФИО, а именно, невыполнение требования замены перегоревшей лампочки в дополнительном поворотнике на автомобиле, принятом последним в тот день для выполнения работы по занимаемой должности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что нарушения ФИО обоснованно расценены ответчиком как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
Так, пунктом 2.4. должностной инструкции водителя службы по эксплуатации и ремонту транспорта установлено, что работник обязан производить проверку технического состояния транспортного средства в начале смены и перед каждым выездом на линию, о всех выявленных дефектах докладывать непосредственному руководителю.
Судом установлено, что автомобиль (автоцистерна) № истец принял по путевому листу у механика в 08 часов 00 минут, о чем имеется его подпись на путевом листе. В особых отметках указал, что на автомобиле не работают камеры. Отметок о неисправности лампочки сигнала подворотника в путевом листе не имеется. Движение на указанном автомобиле ФИО начал в 13 часов 05 минут, о чем имеется отметка в путевом листе (оборотная сторона), соответственно до начала движения последний обязан был осмотреть автомобиль и установив неисправность лампочки сигнала поворотника, сообщить о неисправности непосредственному руководителю, чего сделано не было.
В судебном заседании истец пояснил, что автомобиль, на котором он в тот день осуществлял выезд, он получил около 12 часов дня, о том, что лампочка сигнала поворотника на автомобиле не исправна, он увидел сразу, о чем предупредил механика. Обязанность по замене лампочки в сигнале поворотника входит в его обязанности и в обязанности механика. Приехав в гараж для замены лампочки, там никого не было, двери гаража быль открыты. Поскольку время было около обеда, он решил заменить лампочку после обеда. В обеденный перерыв он узнал, что лампочка сигнала поворотника на его автомобиле была заменена механиком, а непосредственным начальником была составлена докладная о его отказе от исполнения требований должностной инструкции.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО передвигался на автомобиле автоцистерна № на территории взлетно-пасадочной полосы аэропорта с неисправным сигналом поворотника, при этом, не поставив в известность непосредственного руководителя, которым автомеханик не является, поскольку в силу пункта 1.4. должностной инструкции истца, он подчиняется начальнику Службы, а не механику. Доказательств того, что им приняты меры к устранению неисправности, в материалы дела не представлены. Соответственно нарушение истцом требований должностной инструкции нашло свое подтверждение.
Вместе с тем, как пояснили в судебном заседании представители ответчика, работодателем было принято решение не привлекать истца к дисциплинарной ответственности, применив пункт 4.5 Положения для определения размера премии.
Из содержания статей 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что установление порядка и размеров выплаты премий, а также условия лишения или снижения премиальных выплат является исключительной прерогативой работодателя.
Из расчетного листа начисления ФИО заработной платы за ноябрь 2022 г. следует, что ему начислена и выплачена премия в размере - 3 347 рублей 10 копеек, что в соответствии с приказом о премировании № от 08 декабря 2022 года составляет 15 % от возможного размера 30%.
Согласно положениям статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Такого дисциплинарного взыскания, как снижение или лишение премии, трудовое законодательство не содержит.
Соответственно у работодателя отсутствовала обязанность затребовать объяснения у работника и требовать от него их предоставления.
Законодательство исходит из того, что невыплата премии нарушителю трудовой дисциплины не является дисциплинарным взысканием и может применяться наряду с ним. В каждом конкретном случае такие вопросы решаются в действующем в организации положении о премировании, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Доводы истца о том, что в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не было подтверждено ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, поскольку от замены сигнальной лампочки он не отказывался, суд полагает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, в том числе докладной непосредственного руководителя истца.
Из анализа указанных выше правовых норм следует, что стимулирующие выплаты выплачиваются при достижении работником определенных показателей, и могут не носить систематический характер наравне с постоянно установленной заработной платой (окладом, тарифами).
Уменьшение или полное лишение стимулирующих выплат в связи с ухудшениями показателей в работе или нарушениями трудовой дисциплины отдельного работника не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей.
При таких основаниях, доводы стороны истца не нашли своего подтверждения, соответственно исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (№) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░