Судья: Ермолаева М.А. Дело № 22-3004/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по уголовным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ветчинина А.В.,
судей Савицкой Н.Ю., Бондарчука К.М.,
при ведении протокола судебного заседания по поручению судьи помощником судьи Заболотным В.А.,
с участием прокурора Анненкова А.П.,
осужденного Рыбакова В.А.,
его защитника – адвоката Романовой С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Рыбакова В.А. на приговор Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 08 августа 2022 года, которым
Рыбаков В.А., <дата> года рождения, уроженец <адрес>, судимый:
- 03 ноября 2020 года приговором Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком на 3 года, наказание не отбыто,
осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы, по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Рыбакову В.А. определено наказание в виде 1 года лишения свободы. На основании ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 03 ноября 2020 года и на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору того же суда от 03 ноября 2020 года, окончательно Рыбакову В.А. определено к отбытию 3 года 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Заслушав доклад судьи Савицкой Н.Ю., выступление осужденного Рыбакова В.А. и его защитника – адвоката Романовой С.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Анненкова А.П., полагавшего приговор законным, обоснованным и справедливым, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбаков В.А. признан виновным в совершении кражи, то есть тайного хищения чужого имущества, а также в совершении кражи, то есть тайного хищения чужого имущества с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса).
Преступления осужденным совершены <дата> в <адрес> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе осужденный Рыбаков В.А. выражает несогласие с приговором в части назначенного ему наказания, которое считает чрезмерно строгим. В доводах полагает, что суд не принял и не учел все смягчающие его вину обстоятельства, в том числе явку с повинной, способствование раскрытию преступления, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, возмещение вреда потерпевшему, характеристики от соседей и участкового, состояние его здоровья, полное признание вины, раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих вину обстоятельств. Просит смягчить назначенное по приговору наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Рыбакова В.А. в совершении инкриминируемых преступлений.
Так, вина Рыбакова В.А. по эпизоду кражи мобильного телефона с чехлом А. подтверждается совокупностью проверенных и исследованных в судебном заседании доказательств: оглашенными в порядке ст. 276 УПК РФ признательными показаниями Рыбакова В.А., данными в ходе предварительного расследования с участием защитника, об обстоятельствах тайного хищения телефона марки «<данные изъяты>» в чехле, принадлежащего А.; показаниями потерпевшего А. о пропаже у него <дата> в доме у К. по адресу: <адрес>, где они совместно распивали спиртные напитки, а затем туда же пришли Т. и Рыбаков В.А., телефона марки «<данные изъяты>» черного цвета, который лежал на журнальном столике; оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ показаниями свидетеля Б., согласно которым <дата> сосед А. спросил у него мобильный телефон, чтобы позвонить на свой телефон, но тот был отключен. Потом от сотрудников полиции ему стало известно, что в вечернее время <дата> у А. в ходе распития спиртных напитков Рыбаков В. украл телефон марки <данные изъяты>; оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ показаниями свидетеля Т. о распитии им спиртных напитков <дата> совместно с Рыбаковым В.А., А. и К. в доме последнего по адресу: <адрес>, после чего А. стал предъявлять претензии по поводу пропажи у него телефона марки <данные изъяты> черного цвета и они с Рыбаковым В.А. ушли, а впоследствии от сотрудников полиции он узнал, что кражу телефона совершил Рыбаков В.А., который ему об этом ничего не сказал.
Кроме того, судом обоснованно приведены в приговоре другие доказательства, подтверждающие вину осужденного в совершении преступления: протоколы осмотра мест происшествия, в ходе которых зафиксировано место совершения преступления, осмотрен <адрес>, в ходе которого участвующий в осмотре Рыбаков В.А. добровольно выдал похищенный у А. телефон марки «<данные изъяты>», заключение эксперта № о стоимости похищенного телефона с учетом его износа на момент хищения, а также иные доказательства, приведенные в приговоре, подтверждающие время, место, способ и другие обстоятельства совершения осужденным Рыбаковым В.А. преступления.
В свою очередь, вина Рыбакова В.А. по эпизоду тайного хищения чужого имущества А. с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса) подтверждается совокупностью проверенных и исследованных в судебном заседании доказательств: оглашенными в порядке ст. 276 УПК РФ признательными показаниями Рыбакова В.А., данными в ходе предварительного расследования с участием защитника об обстоятельствах тайного хищения с банковской карты А. денежных средств в размере 17 700 рублей; показаниями потерпевшего А. о передаче им <дата> Рыбакову В.А. в доме у К. по адресу: <адрес>, во время совместного распития спиртных напитков, своей банковской карты, с которой он разрешил ему снять 3 000 рублей и сообщил пин-код карты, но разрешения на снятие денежных средств в сумме более 3 000 рублей он ему не давал. После распития спиртного он сказал Рыбакову В.А., чтобы он вернул ему карту, на что последний сказал, что отдал ее мне. У них возник конфликт и Рыбаков В.А. ушел. На следующий день он позвонил в банк и заблокировал карту. Уже в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции ему стало известно, что Рыбаков В.А. похитил с его банковского счета 17 700 рублей; оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ показаниями свидетеля К. о совместном распитии им у него дома спиртных напитков с А., Т. и Рыбаковым В.А., в ходе которого А. сам передал свою банковскую карту Т. или Рыбакову В.А. и сообщил пин-код от нее с разрешением снять 3 000 рублей, однако впоследствии карта у А. пропала и в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции стало известно, что Рыбаков В.А. похитил с нее 17 700 рублей; оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ показаниями свидетеля Т. о распитии им спиртных напитков <дата> совместно с Рыбаковым В.А., А. и К. в доме последнего, где А. передал свою банковскую карту Рыбакову В.А., сообщил пин-код от нее и разрешил снять 3 000 рублей для приобретения спиртных напитков. Позже после распития спиртного, когда они с Рыбаковым В.А. шли домой, то последний попросил зайти в помещение ПАО «<данные изъяты>», где снял с карты 17 700 рублей, которые Рыбаков В.А. все забрал себе, а на следующий день сообщил ему, что указанную сумму он снял с банковской карты А.
Кроме того, судом обоснованно приведены в приговоре другие доказательства, подтверждающие вину осужденного в совершении преступления: протокол осмотра места происшествия с осмотром сотового телефона марки «<данные изъяты>, в ходе которого обнаружено входящее СМС-сообщение с номера «№», содержащее информацию о выдаче денежных средств на сумму 3 000 рублей в 20 часов 05 минут <дата> и 17 700 рублей в 00 часов 30 минут <дата>; сведениями из ПАО «<данные изъяты>» об операциях по счету А. №, согласно которым <дата> в 23 часа 30 минут по Московскому времени в банкомате ПАО «<данные изъяты>» № обналичены денежные средства в размере 17 700 рублей; а также иные исследованные в судебном заседании доказательства, подтверждающие место, время и иные обстоятельства совершения Рыбаковым В.А. преступления.
Проверив все доказательства, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и дал всем исследованным доказательствам надлежащую оценку, которую судебная коллегия считает правильной.
Все представленные доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. При этом суд привел в приговоре мотивы, по которым принял одни доказательства и отверг другие.
Не доверять приведенным показаниям потерпевшего, а также свидетелей стороны обвинения, оснований не имеется. Они последовательные, логичные, полностью согласуются между собой и с другими доказательствами, и обоснованно судом положены в основу выводов о виновности Рыбакова В.А. в совершении преступлений.
Оснований для оговора Рыбакова В.А. потерпевшим и свидетелями, судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо существенных противоречий в показаниях потерпевших, свидетелей и других исследованных доказательствах, которые могли бы повлиять на выводы суда и на законность принятого судом решения, не имеется.
Суд правильно признал признательные показания Рыбакова В.А., данные им в ходе предварительного расследования, положенные в основу приговора по обоим эпизодам преступлений, допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они были получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, после разъяснения осужденному его процессуальных прав, в присутствии защитника, то есть в условиях, исключающих какое-либо незаконное воздействие на него.
Каких-либо оснований для самооговора Рыбакова В.А., материалы дела не содержат.
Подробно и последовательно сообщая обо всех обстоятельствах инкриминируемых ему преступлений, Рыбаков В.А. продемонстрировал такую осведомленность, которой могло обладать только лицо, действительно совершившее данные преступления.
Показания Рыбакова В.А. в ходе предварительного следствия подтверждаются, согласуются и взаимодополняются совокупностью исследованных и проверенных судом доказательств.
Суд первой инстанции обоснованно признал совокупность представленных стороной обвинения доказательств достаточной для вывода о виновности Рыбакова В.А. в совершении указанных преступлений.
Исследовав все доказательства в совокупности, правильно установив фактические обстоятельства по делу, суд дал верную юридическую оценку действиям Рыбакова В.А. по эпизоду кражи телефона А. по ч. 1 ст. 158 УК РФ как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, и по эпизоду кражи денег с банковской карты А. по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса).
Приговор суда соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, содержит четкое и подробное описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, времени, способа их совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступлений, исследованных в судебном заседании доказательств и мотивы принятого решения.
Как следует из протокола судебного заседания, все представленные доказательства, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, судом были исследованы всесторонне, полно и объективно, а заявленные ходатайства рассмотрены, и по ним в установленном законом порядке судом приняты решения с указанием мотивов их принятия.
Сторонам обвинения и защиты были созданы необходимые условия для выполнения ими их процессуальных обязанностей и реализации предоставленных им прав. Судебное заседание проводилось на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Необоснованных отказов в удовлетворении заявленных сторонами ходатайств, которые повлияли или могли повлиять на правильность принятого судом решения, допущено не было.
Доводы жалобы осужденного Рыбакова В.А. о чрезмерной суровости назначенного наказания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при назначении Рыбакову В.А. наказания по обоим эпизодам, суд первой инстанции в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ в полной мере учел характер и степень общественной опасности содеянного, личность осужденного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, состояние его здоровья, возраст, наличие всех имеющихся смягчающих обстоятельств.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств, а также данных о личности Рыбакова В.А., суд обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения ему наказания по каждому эпизоду, в том числе соответственно окончательного, в виде реального лишения свободы, не усмотрев при этом оснований для применения по обоим эпизодам положений ст.ст. 64, 73, 53.1 УК РФ, а также, исходя из фактических обстоятельств преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и степени его общественной опасности, оснований для изменения категории данного преступления на более мягкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ. Не усматривает таких оснований и судебная коллегия.
Установленная судом совокупность смягчающих обстоятельств не является исключительной, существенно снижающей степень общественной опасности совершенных преступлений, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не применил при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ.
Никаких новых обстоятельств, которые не были исследованы судом первой инстанции и могли повлиять на правильность выбора вида и размера наказания, свидетельствующих о чрезмерной суровости назначенного наказания, в апелляционной жалобе и в судебном заседании при ее рассмотрении, осужденным не приведено.
Вопреки доводам жалобы Рыбакова В.А., суд в полной мере и в достаточной степени учел все установленные по делу смягчающие и иные влияющие на назначение ему наказания обстоятельства.
Поскольку сведений, подтверждающих наличие у Рыбакова В.А. детей в возрасте до 14 лет материалы дела не содержат, не представлены таковые и суду апелляционной инстанции, оснований для признания смягчающим обстоятельством, предусмотренным п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ, - наличие на иждивении малолетних детей, не имеется.
Поскольку вышеуказанные преступления, одно из которых относится к категории тяжких, Рыбаков В.А. совершил в период испытательного срока по приговору от 03 ноября 2020 года, суд первой инстанции в соответствии с ч.5 ст.74 УК РФ обоснованно отменил условное осуждение и окончательно назначил Рыбакову В.А. наказание в порядке ст.70 УК РФ в минимальном размере.
Назначенное Рыбакову В.А. наказание по каждому эпизоду соответствует требованиям ст.ст. 6, 60, ч.1 ст.62 УК РФ, а так же положениям ч.3 ст.69, ст.70 УК РФ, является соразмерным содеянному и справедливым, оснований для его смягчения не имеется.
Вид исправительного учреждения определен верно.
Нарушений норм уголовного и уголовно - процессуального законов, влекущих отмену либо изменение приговора, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░