УИД № 44RS0028-01-2021-002605-62
№ 2а-245/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Юрченко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Марушеву А.Н., Управлению федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее – администрация) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Марушеву А.Н., Управлению федеральной службы судебных приставов по Костромской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что администрация являлась стороной исполнительного производства №-ИП, возбужденного об исполнении решения Костромского районного суда №№. 15.10.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушевым А.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения №. Указанные выше акты были получены административным истцом 16.11.2021 года. С указанными действиями административный истец не согласен, считает действия административного ответчика незаконными. Действия судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу не обжаловались. Поскольку исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции, срок давности его взыскания и срок предъявления к исполнению соответствующего постановления составляет 2 года со дня его вступления в законную силу (ч. 7 ст. 21 Закона №229-ФЗ, ст. 31.9 КоАП РФ). Если должник не представил приставу доказательств уважительности неисполнения, у пристава появляется право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Ответчик не бездействовал, к ответственности не привлекался и соответственно правонарушений в процессе исполнительного производства не совершал. Все материалы об этом имеются в исполнительном производстве. На основании изложенного просят, что помимо истечения срока взыскания исполнительского сбора, отсутствуют основания для его взыскания. Со ссылками на ст. ст. 112, 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) просят суд признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения № от 15.10.2021 года судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП Росси по Костромской области Марушева А.Н. Освободить администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденному об исполнении решения Костромского районного суда по делу №№.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования были уточнены, администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области просила суд уменьшить исполнительский сбор.
Представитель административного истца администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Дунаева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме, просила учесть материальное положение администрации.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушев А.Н., в чьем производстве находится в настоящее время исполнительное производство, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований об освобождении администрации от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству, решение об уменьшении размера исполнительского сбора оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, Управления ФССП России по Костромской области, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Заинтересованное лицо Костромской межрайонный природоохранный прокурор, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явился. Представил отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников по делу, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Костромского районного суда Костромской области от 09.07.2020 года по административному делу №№ исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: Дьяконово, Горки, Полевая, Иванникова Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Обязать администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами в населенных пунктах: Ильинское, Тихий уголок, Трифоныч, Сельцо, Самсонка, Воронино, Пьянково, Серково, Хутор 1 Мая Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Во исполнение указанного судебного решения, 22.03.2021 выдан исполнительный лист.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ОВИП УФССП по Костромской области 30.08.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В связи с неисполнением должником добровольно в срок, установленный постановлением от 30.08.2021, требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушевым А.Н. от 15.10.2021 в рамках исполнительного производства №-ИП с должника администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Согласно постановлению, исполнительный документ должником администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Постановление получено администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района 24.11.2021.
Не согласившись с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора, администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района обратилась в суд с настоящим заявлением.
В ч. 2 ст. 46 Конституции РФ закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусмотрена также ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п.п.1, 2 ч.9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами ( п.п. 3 и 4 ч.9, ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Задача по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц возложена на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 6.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу ч. 1 ст. 121 Закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (часть 12 статьи 30 Закона № 229- ФЗ).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Из приведенных положений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Положения ч.ч. 1 и 2 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 N 749-О).
Пленум Верховного Суда РФ в п.е 22 Постановления от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя.
Как разъяснено в абз. 2 п. 74 указанного Постановления, при рассмотрении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 75 указанного Постановления также разъяснил, что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что неисполнение администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района требований исполнительного документа обусловлено наличием уважительных причин, которые освобождали бы должника от публично-правовой ответственности в виде исполнительского сбора за невыполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа (перечень подобных причин приведен в ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ и в постановлении Конституционного суда РФ № 13-П).
Доказательств уважительности неисполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в ходе судебного разбирательства не представлено.
Таким образом, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора имелись в наличии оба необходимых условия: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве». При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Суд полагает, что должником, были приняты соответствующие меры, направленные на исполнение исполнительного документа, которые совершенны как до, так и по истечении срока, установленного для добровольного исполнения.
В подтверждение принимаемых мер для исполнения требований исполнительного документа администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района представлена муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на 2021 год», паспорт общественно значимого проекта по благоустройству сельских территорий в 2022 году. Должником предпринимались меры к исполнению решения суда и требований исполнительного документа на дату возбуждения исполнительного производства. В течение срока, установленного администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района для добровольного исполнения требований исполнительного документа, сроки планируемых мероприятий не истекли.
Кроме того, суд учитывает имущественное положение административного истца, а именно, как следует из представленной администрацией выписки из бюджета муниципального образования Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, утвержденного решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района, дефицит бюджета Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района на 2022 год составляет 1 501 580,29 рублей.
С учетом того, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, оценивая действия должника, с учетом соблюдении той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях принятия мер для надлежащего исполнения своих обязанностей, степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных обстоятельств, указанных выше, суд полагает требования административного истца об уменьшении размера взысканного исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37 500 рублей, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Марушеву А.Н., Управлению федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить исполнительский сбор, взысканный с администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 15.10.2021 № до 37 500 (тридцати семи тысяч пятиста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Гурьянова О.В
Решение в окончательной форме
изготовлено 18.03.2022.